|
<<< ΛΛΛ >>>
Региональный уровень
5,6%
17
3
Из вышеприведенных данных можно сделать два вывода. Во-первых, религиозные меньшинства становятся объектами Языка Вражды гораздо реже, чем этнические группы. Впрочем, при подведении данной статистики мы не учитывали такую группу, как мусульмане, поскольку часть проявлений Языка Вражды связана с событиями 11 сентября, а остальные невозможно отличить от ксенофобии в отношении народов Кавказа и Азии.
Во-вторых, на федеральном уровне все, за исключением одной публикации, появились в период активной антикатолической кампании и направлены исключительно или преимущественно против католиков. (Естественно, медийная антикатолическая кампания отнюдь не исчерпывалась семью отмеченными нами публикациями, но большинству журналистов удалось выдержать стиль и избежать Языка Вражды.)
В регионах объектами Языка Вражды гораздо чаще становятся так называемые секты – новые и малочисленные религиозные течения (Свидетели Иеговы, саентологи, мормоны и др.). С другой стороны, антикатолическая кампания фактически обошла региональные СМИ стороной. На этот период приходятся только три выявленные публикации.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, сравнивая ситуацию в региональных и федеральных СМИ: это публикация анекдотов на национальную тематику. Мы специально опрашивали своих американских и европейских коллег и выяснили, что в западных СМИ этнические анекдоты и фельетоны не печатаются из соображений политкорректности. У нас ситуация обратная, причем в регионах этот жанр гораздо популярней, чем в центре.
Таблица 11. Употребление этнических анекдотов
Число анекдотов
Доля среди прочих сообщений
Федеральный уровень
7
4,8%
Региональный уровень
42
13,9%
На федеральном уровне в четырех случаях из семи персонажами анекдота являются эстонцы и по одному разу кавказцы, чукчи и канадцы (отголосок "патриотической истерии" в связи с зимней Олимпиадой). Хочется обратить внимание на патологическую зацикленность федеральных шутников на эстонцах (которые и олицетворяют для россиян все народы Прибалтики) и, видимо, осмысленное незатрагивание еврейской темы, столь популярной в регионах
Из 42 региональных анекдотов 15 – о евреях, 7 – о русских, 5 – об американцах, 4 – об арабах, 4 – кавказцах, 3 – о китайцах, 2 – об украинцах и 2 – о чукчах, по одному анекдоту приходится на монголов, японцев, голландцев, французов[3].
Можно предположить, что в регионах этнические анекдоты вообще не считаются чем-то некорректным. Об этом свидетельствует значительное число анекдотов о "себе любимых" – о русских – причем достаточно обидных. Вообще, региональной прессе свойственна определенная разнузданность и отсутствие представления о правилах хорошего тона.
Небольшое число анекдотов про кавказцев (все они старые и в основном про грузин, которые не являются заметным объектом Языка Вражды) свидетельствует о том, что представители соответствующих этнических групп воспринимаются как серьезная угроза, с которой грех шутить. Поэтому старые анекдоты на кавказскую тему непопулярны, в отличие от "еврейских", а новые не появляется.
Несколько анекдотов появились в связи с 11 сентября (естественно, про арабов и частично – про американцев), остальные – способ национального самоутверждения.
<<< ΛΛΛ >>>
Непосредственные призывы к насилию 20 1 17 2 призывы к насилию в виде общих лозунгов 10 0 7 3 прямые насилию тельное Закавказья журналистика Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ 11 течения журналистика Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ 6 дискриминации О средствах массовой информации
|
|