Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Когда в конце ХIХ века родители Милтона Фридмана перебирались за океан, число жителей России (в границах нынешней Российской Федерации) лишь немногим – на 3% - уступало населению США – 66 и 69 млн.чел. соответственно. В 1912 г., когда родился Милтон, отставание России от США возросло до 8%. В 2006 г., когда Фридмана не стало, население России составляло меньше половины от американского – 142 и 298 млн.чел. В 1894 г. объем произведенного в России ВВП составлял 39% от американского, в год рождения М.Фридмана – 26%, в год его смерти – 13%. В 1894 г. ВВП на душу населения в России равнялся 40% от уровня США, в год рождения М.Фридмана – 29%, в год его смерти – 26%.

Свободные страны не свободны от проблем. В них случаются и кризисы и катастрофы, а власти в них совершают ошибки и преступления. Но в свободных странах – в отличие от несвободных – проблемы не замалчиваются и не игнорируются, с кризисами борются и государство и общество, а провалившихся политиков заменяют на очередных выборах, а иногда и сажают в тюрьму. В несвободных странах все происходит далеко не так.

Свобода – удивительная вещь. Экономическая, политическая, интеллектуальная свобода, ненасильственная конкуренция равных перед законом граждан способны создавать такие богатства и совершать такие чудеса, в возможность которых почти невозможно поверить. И которые – как ни старайся – не могут обеспечить ни нефтяные и газовые богатства, ни ядерно-баллистическое чудо-оружие, ни монополия на инфраструктуру, информацию, власть, ни избирательное насилие, ни массовый террор. Рабство – экономическое, политическое, интеллектуальное – независимо от технологического уровня страны, размеров валютных резервов, возможностей шантажа своих граждан и соседей – как было менее продуктивным и исторически обреченным, так и осталось.

Эпилог

Однажды я задал супругам Фридманам вопрос, который возникал у меня каждый раз, когда мы с ними встречались: «Смогли ли бы они, окажись они в России, стать теми, кем стали в Америке? Не только в науке, но хотя бы в части формирования собственного мировоззрения? Своего понимания свободы?» Помолчав немного, они дружно ответили: нет.

Каждый раз, когда я мысленно возвращаюсь к их ответу, во мне спорят два человека. Один, эмоциональный и эгоистичный, продолжает мечтать о том, чтобы Фридманы оказались неправы. И если судьба забросила бы их в нашу страну, они смогли бы тоже стать теми, кем они стали в Америке. И сделали бы то, что они сделали там, а, может быть, даже и больше. И тогда у меня, как у гражданина России, было бы несравненно больше возможностей для общения с этими удивительными людьми. И тогда уникальный шанс для общения и развития был бы и у моей страны. И страна была бы немного другой.

Другой человек во мне, рациональный и бесстрастный, холодно констатирует, что Фридманы были правы. И что если бы они оказались в России, то, скорее всего, были бы потеряны – и для нее, и для мира и, похоже, для самих себя.

Post Scriptum

Известно, что в происходящем в жизни сегодня проявляются последствия решений, принятых задолго до нынешнего дня, иногда десятилетия и столетия тому назад. А решения, принимаемые сейчас, формируют фундамент того, что со страной будет не только завтра – через поколения.

Проблема нынешней России, ее главная, ее поистине коренная проблема – не в недостатке инвестиций и не в т.н. «ресурсном проклятии», не в наличии дураков и отсутствии дорог, и даже не в том, что в ней по-прежнему «воруют». Проблема – в людях. Точнее – в отсутствии места для людей. Проблема России – даже не в том, что в ее университетах не остается места для будущих кандидатов в Нобелевские лауреаты. Проблема нынешней России – в том, что даже на ее рынках не остается места для матерей этих будущих кандидатов.

 <<<     ΛΛΛ   

В 1960-е годы средняя продолжительность жизни советских экономистов
Проблема нынешней россии

сайт копирайтеров Евгений