<<< ΛΛΛ >>>
ся» с места. И такие «сдвиги» действительно находили. Говорили, например, что на Воздви-
женье «хлеб с поля сдвинулся», поскольку как раз в середине сентября оканчивалась обык-
новенно уборка хлеба на полях и его начинали возить на гумно и молотить. А поскольку с
этого же времени начинались или приближались холода, то в народе говорили: «Воздвиже-
нье кафтан сдвинет, а шубу надвинет». Или: «на Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулись
(соединились) и шапка надвинулась». Также в этот день «птица в отлет двинулась» — начал-
ся перелет птиц. «Сдвигаются» в день Воздвиженья также все гады — змеи и прочие пре-
смыкающиеся. В этот день они уходят с поверхности земли и сползаются в одно место, под
землею, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, кото-
рый служит им сигналом выползать на свет Божий. Оттого в праздник Воздвиженья мужики
148 Максимов, с. 468.
113
тщательно запирали ворота, калитки и двери, чтобы какая-нибудь гадина, двинувшись в путь
к своей матери, под землю, не заползла бы по ошибке на мужичий двор и там не спряталась.
А в лесу в день Воздвиженья лешие сгоняют подвластное им зверье в одно место и делают
ему смотр перед наступающей зимой. Человеку в этот день ходить в лес очень опасно: мож-
но тяжело пострадать от лешего…
В итоге мы видим, что все эти сдвиги и передвижения, связанные с хозяйственным
бытом и с миром природы, полностью заслонили в народном сознании Воздвижение Креста
<<< ΛΛΛ >>>
Ударила его сковородником родство знаменуя Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 10 понятий Подобно кошке сказках сказкой Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 6 народной чертище
|