<<< ΛΛΛ >>>
нейдет на сковороду; купчиха осердилась и ударила его сковородником — и в ту ж минуту
одним концом сковородник прильнул к гусю, а другим к купцовой жене, и так плотно
прильнул, что никак оторваться нельзя! „Ах, миленький дружок, — закричала купчиха, —
оторви меня от сковородника, видно, этот проклятый гусь заворожен!“ Полюбовник обхва-
тил купчиху обеими руками, хотел было от сковородника оторвать, да и сам прильнул…
Гусь выбежал на двор, на улицу и потащил их к лавкам. Увидали приказчики, бросились
разнимать; только кто до них ни дотронется — так и прилипнет! Сбежался народ на то диво
смотреть, вышел и купец из лавки, видит — дело-то неладно: что за друзья у жены появи-
лись? „Признавайся, — говорит, — во всем; не то навек так — сольнувшись — останешься!“
Нечего делать, повинилась купчиха; купец взял тогда — рознял их, полюбовнику шею на-
костылял, а жену домой отвел да изрядно поучил, приговаривая: „Вот тебе диво дивное! Вот
тебе чудо чудное!“»42
На наших глазах чудо сменяется фокусом, а фокус — клоунадой. А все это вместе об-
разует некое карнавальное колдовство и дурачество, знаменуя родство и сходство этих раз-
ных аспектов сказки. В установленном ряду (колдун-дурак-вор-шут) нам недостает послед-
него, заключительного звена. Назовем его — Скоморох (артист, художник, поэт). Это если и
не создатель, не автор, то во всяком случае — исполнитель и распространитель сказок. Его
фигура как будто негласно присутствует за всеми этими сказочными персонажами — от кол-
дуна до шута, — давая понять, что искусство это производное магии, только в более ее сни-
женном, «дурацком» выражении.
<<< ΛΛΛ >>>
Сказочный дурак живет исключительно надеждой на чью то чудесную помощь человеку невозможно Не бесными силами исполняла богородица образ весьма почитаемый отношении христос По прошествии сорока дней архиепископ послал тайно архидьякона в опеча 123 танную церковь Плетение хозяйственное мы никоим
|