<<< ΛΛΛ >>>
Живость этой картины достигается тем, что Аввакум все свои движения изображает
расчлененно, раздельно. А раздельность этих жестов — следствие неуверенности в себе, в
своих силах и трудности стоящей перед ним задачи. Аввакум не может сказать в двух сло-
вах, что вот он взял крест и тут же изгнал беса. Ведь он не святой. Но ему приходится испол-
нять роль человека, наделенного высшими полномочиями и священными обязанностями.
В той же серии исцеления бесноватых приводится другой эпизод, еще из молодости
Аввакума. Тогда он был простым попом, но уже из-за своего благочестия и религиозной рев-
ности сделался известен в кругу духовных лиц, близких царскому дому. Оттуда ему была
подарена книга св. Ефрема Сирина. И вот Аввакум тяжко согрешил: он эту священную книгу
променял на лошадь. Новоприобретенную лошадь очень полюбил брат Аввакума, 14–летний
мальчик, и так увлекся этой лошадью, что поил ее и кормил, забросив молитвенное правило.
Тогда Бог наказал и Аввакума, и его брата. Бесы начали мучить лошадь, и она стояла в ко-
нюшне еле живая. А затем, внезапно во время чтения домашней молитвы, бесы овладели
братом, и тот начал кричать и биться о землю, так что все домашние едва могли его удер-
жать.
«Аз же начах действовать над обуреваемым молитвами Великого Василия… а прочие
держали беснующегося. И егда в молитве речь дошла (следует текст молитвы. — А.С.): „аз
ти о имени Господни повелеваю, душе немый и глухий, изыди от создания сего…“ — бес же
не слушает, не идет из брата. Ох, горе мне!…Как молы (молвить) — и срам, и не смею…
Взял кадило, покадил образы и бесноватого и потом ударился о лавку, рыдав на мног час.
Восставше, ту же Васильеву речь закричал к бесу: „изыди от создания сего!“ Бес же скорчил
<<< ΛΛΛ >>>
Волшебное кольцо судьбой словесное Молнией чертей Царевич натянул свой тугой лук Весь мир отпадет от христианства Здесь мы сталкиваемся с парадоксаль ным явлением с остатками магического религию системы
|