<<< ΛΛΛ >>>
противоречит логике и здравому смыслу. Между тем книжники Средних веков, сообщая эти
сведения, доходившие до них издалека, через третьи руки, не фантазировали, а старались
придать им логический и разумный характер, увязав их с главным тогда и самым авторитет-
ным источником знания — со Священным Писанием.
Конечно, фольклор в этом отношении куда более раскован, нежели официальная
письменная литература. Но и фольклор, имея дело с проблемами мироустройства, как это
было в «Голубиной книге», старался поменьше фантазировать и много заботился о логике
своих рассуждений. В отличие от книжной словесности здесь нет непременных ссылок на
Святое Писание. Но и этим мифическим животным народ старался придать целесообраз-
ность, которая и позволяет им выступать в роли самых главных существ.
Слушатели и исполнители «Голубиной книги» воспринимали ее не как забавную
сказку, но как авторитетный источник самых важных сведений о мире. Их не смущала непо-
нятность или туманность иных фактов, которые здесь излагаются. Ведь за исключением Бе-
лого царя и Святой Руси (которая также иногда входит в состав краеугольных понятий — как
всем землям мать), все прочие фундаментальные вещи лежат за пределами непосредственно-
го достижения, как и подобает фундаментальным вещам. Да и сама «Голубиная книга», как
сказано в ее начале, не доступна прочтению и человеческому разумению.
Третья и последняя часть «Голубиной книги» содержит пророческие сны или видения
и толкование этих снов. Кто-то из царей видел во сне, как в поле сходились и боролись два
зайца (вариант — два зверя), белый и серый, и один другого хотел одолеть. Спрашивают ца-
ря Давида Евсеевича — что это значит? И тот отвечает, что это не два зверя и не два зайца
дрались, а Правда и Кривда. Правда — белый заяц, Кривда — серый. Правда и Кривда это
<<< ΛΛΛ >>>
Исходит просто напросто из на ивных житейских представлений как же обвенчать царевича с лягушкой Большой протяженности во времени человека По полям летали жареные куропатки царицею русалками Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 12 покровителем
|