<<< ΛΛΛ >>>
летом они не дремали и берегли скотину. А верховным надзирателем за пастухами и над
скотиной был Егорий. В день своего весеннего праздника он разъезжал по лесам на белом
коне и всем зверям раздавал наказы. Он поддерживает в природе своего рода баланс, забо-
тясь о разумном распределении и пропитании всех животных, в том числе хищных зверей.
Отсюда удивительная по мудрости народная поговорка: «Что у волка в зубах, то Егорий
дал». Ведь волку тоже нужно что-то есть. И вот Егорий, в роли хозяина пастбищ и покрови-
теля стад, отчисляет волкам необходимый прожиточный минимум. И строго следит, чтобы
ничьи права не нарушались. Он и коню дает корм, согласно календарной примете: «На Его-
рия (т.е. 23 апреля) конь травы поест». Он и волков кормит. В народе верили, что всякая за-
резанная волком или задавленная медведем скотина — будь то корова, овца или лошадь —
была обречена на съедение самим Егорием, и будучи обреченной, как покорная жертва, сама
идет навстречу зверю и останавливается перед ним как бы в столбняке. И с этим нельзя уже
ничего поделать: выбор исходит от Егория.
В легенде, навеянной безусловно иконописным изображением Егория-всадника, ехал
однажды Егорий и вдруг выскочил волк и вцепился в ногу его белого коня. Егорий ударил
его копьем. Раненый волк завыл человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть
хочу?» Егорий ответил: «Если хочешь есть, то спроси у меня. Вон возьми ту, другую лошадь
и ее тебе хватит на два дня»141. Согласно другому легендарному рассказу один пастух продал
овцу бедной вдовы, а в свое оправдание и в объяснение сказал, что ее волк задрал. Егорий
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 13 областью Он водит человека по лесу Обращаясь к богоматери …воистину сон твой праведен…еще человек сон твой Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 10 домовой Также крайняя материализация религиозных понятий крайняя святыми
|