<<< ΛΛΛ >>>
себе как талисман. Среди тюремно-следственных дел и «пытошных» записей XVII в. мы на-
ходим следующий документ. В нем сообщается, что у одного арестанта в рубашке было за-
шито письмо, в котором сказано, что кто этот свиток будет носить при себе и кто с этим
свитком пойдет на суд виноватым (т.е. действительно совершившим какое-то преступление),
того все равно на суде оправдают. И сказано еще: «кто с тем письмом умрет, и тот человек
избавлен будет муки вечныя»109.
Это чисто языческое отношение к заговору, вера в его непреложную силу переноси-
лась нередко и на собственно христианские молитвы и предметы. Мне довелось у одной по-
жилой крестьянки-староверки видеть тетрадь, где вперемешку были записаны заговоры, мо-
литвы и апокрифы. К изложению некоторых апокрифов были сделаны добавления и даны
ссылки на волшебные свойства этих документов. Один апокриф назывался «Сон Пресвятой
Богородицы», о котором якобы сам Господь сказал, обращаясь к Богоматери: «…Воистину
сон Твой праведен… а еще который человек сон Твой (т.е. этот список. — А.С.) в дому или в
пути в чистоте держать будет, к тому дому или к человеку ни огонь, ни сатана, ни вор и раз-
бойник, ни злой человек и нечистый дух диавол не прикоснется; в пути корысть и радость, и
от скорби и от болезни избавлен будет, и еще на водах, на морях и на реках тихое пристани-
ще, от водяного потопления сохранен будет, а еще в суде перед судьею оправдан будет, и
еще у кого жена беременная будет, начнет родить детище и Твой сон, Богородице, прочитает
или с верою послушает, то легкое рождение восприимет». А к другому апокрифу, также от
<<< ΛΛΛ >>>
Наш премудрый царь От кого колобок ушел Помимо общих с колдунами занятий колдунов распознать Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 6 формула На быстрые на текучие нельзя егорию проехати
|