Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

разнообразным видам веселья. Смеяться было обязательным,

и смеялись много и безудержно. Этот вид веселья очень ра-

но проник в литературу Западной Европы. Самым замеча-

тельным представителем его был Рабле. В русской средневе-

ковой литературе эти празднества отражения не нашли, так

как по внешним формам эта литература носила клерикаль-

ный характер. Настоящий домен Рабле - смех безгранич-

ный и безудержный. Мы сейчас далеко не всегда положи-

тельно воспринимаем Рабле. Но дело науки не только в том,

165

чтобы оценить, но прежде всего в том, чтобы объяснить и
осмыслить. По примеру Бахтина этот вид смеха можно на-
звать смехом раблезианским. Он сопровождается безудерж-
ным чревоугодием и другими видами распущенности. Чре-
воугодие мы осуждаем, и потому раблезианский смех нам
чужд. Однако такое осуждение имеет не толы<о психологи-
ческий, но и социальный характер. Оно характерно для та-
кого слоя людей, которые знают, что такое хороший аппе-
тит, но не знают и никогда не знали, что такое страшный и
длительный голод.

На длительное голодание и недоедание было обречено ев-
ропейское крестьянство всех стран, особенно в средние и
следующие за ними века. С точки зрения этих слоев населе-
ния, наесться и напиться досыта, до полного насыщения, до
потери сознания, не признавая никаких ограничений и гра-
ниц, — это не только не предосудительно, а наоборот-
это великое благо. Такому чревоугодию предавались совме-
стно, всенародно в дни больших празднеств. Эти празднест-
ва сопровождались громким и торжествующим хохотом, Но
это смех уже не насмешливо-сатирический, а совершенно
иной; громкий, здоровый, безудержный, смех удовлетворе-
ния. Ни одна из теорий комического, от Аристотеля и до
наших курсов эстетики, к этому виду смеха не подходит.

Он выражает анималистическую радость своего физиологи-
ческого бытия.

Неслучайно, что такому веселью предавались только в оп-
ределенные сроки, преимущественно в период зимнего
солнцеворота и на масленицу. Это остаток раннеземледель-
ческих обрядовых празднеств, рассмотренных в предыдущей
главе, проведение которых должно было помочь земле про-
снуться к новой жизни и к новому рождению.

В раннем средневековье Новый год праздновался в день
весеннего равноденствия. С перенесением празднования
Нового года на сентябрь, а впоследствии — на январь, мар-
товское праздничное веселье у нас было приурочено к мас-
ленице, в Западной Европе — к карнавалу. Таково проис-

1бб

хождение повсеместного обычая безудержного чревоугодия накануне так называемого великого поста,

К этому надо прибавить, что некогда имелось поверье, ко торое гласило: «То, что ты делаешь в день Нового года, ты будешь делать весь год». Это так называемая «магия первого дня», Против такого суеверия восставал уже Иоанн Златоуст в Византии. По его словам, христиане «верят, что если про ведут новолуние сего месяца (т. е. января. — В. П) в до вольстве и веселье, то и целый год будет для них таким же»". Поверье это давно было забыто, а связанные с ним обычаи остались, так как отвечали потребностям народа.

В своей книге о Рабле М. М. Бахтин убедительно доказал, что образы Рабле, а также стиль и содержакие его творчест ва коренятся в народных празднествах, когда предавались безудержному веселью.

Обжорство — не единственный фактор раблезианского смеха, основанного на фольклоре. Выше мы говорили о том комизме, который определяется некоторой долей неприли чия. То, что в классической русской литературе подается за вуалированно, в фольклоре, а также у Рабле и в некоторой части западноевропейской средневековой литературы изо бражается не толы<о открыто, но с нарочитым подчеркива нием и преувеличением. Есть категории сказок, которые никогда не увидят света. Это так называемые «Заветные сказки». Афанасьев издал некоторые из них анонимно в Швейцарии.

В знаменитом сборнике Кирши Данилова есть веселые скоморошины, которые никогда не будут напечатаны. Спе циалистам они известны по рукописи и по научному изда нию, не поступившему в продажу. Белинский знал такие сказки по устному исполнению. О них он пишет в письме к Гоголю из Зальцбрунна: «Про кого русский народ рассказы вает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника».

12 Подробнее об этом см.: В. Я, Пропп. Русские аграрные праздники, с. 25 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Такой оптимизм есть следствие неко торой силы характера и
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне культуры 7 искусством
Мужчина
Материал здесь бе рется в отрыве
Есть русская лубочная картинка как портной с чертями распоряжался

сайт копирайтеров Евгений