Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне)

Глава 1. Немного методологии

Насмешливый смех

Глава 2. Виды смеха и выделение насмешливого смеха

Глава 3. О тех, кто смеется и кто не смеется

Глава 4. Смешное в природе

Глава 5. Исходные наблюдения

Глава 6. Физическое существо человека

Глава 7. Комизм сходства

Глава 8. Комизм отличий

Глава 9. Человек в обличье животного

Глава 10. Человек-вещь

Глава 11. Осмеяние профессий

Глава 12. Пародирование

Глава 13. Комическое преувеличение

Глава 14. Посрамление воли

Глава 15. Одурачивание

Глава 16. Алогизмы

Глава 17. Ложь

Глава 18. Языковые средства комизма

Глава 19. Комические характеры

Глава 20. Один в роли другого. Много шума из ничего

Другие виды смеха

Глава 21. Добрый смех

Глава 22. Злой смех. Смех циничный

Глава 23. Жизнерадостный смех

Глава 24. Обрядовый смех

Глава 25. Разгульный смех

Глава 26. Заключение. Дополнения и итоги

Глава 27. Вопросы мастерства

Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о царевне Несмеяне)

Комментарии

Текстологический комментарий

Ю. Рассказов. Проба смеха. (О морфологии комического В.Я. Проппа)

Список литературы

СОКРАЩЕНИЯ

Именной указатель


Владимир Яковлевич Пропп. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный
смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудов
В. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю. С. Расскаэова.
— Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 288 с

Редактор: И. В. Пешков Художник: И. Е. Смирнова Компьютерный набор: Н. Е. Еремин
В очередной том полного Собрания трудов В. Я. Проппа входят его работы о смехе, впервые собранные вместе. Классификация видов смеха, осуществленная в — пусть незавершенной — книге "Проблемы комизма и смеха" признается одной из лучших в современной гуманитарной науке, а статья "Ритуальный смех в фольклоре" является связующим эвеном между этой, последней книгой Проппа и его классической дилогией о волшебной сказке.

© Пропп В.
© Издательство "Лабиринт", редактура, составление, указатель, оформление, 1999 г.

ISBN 5-87604-065-7 (т. 4) ISBN 5-87604.072-Х

Беглый обзор существующих теорий комического дает не очень утешительную картину. Поневоле напрашивается здесь вопрос: нужна ли нам вообще теория? Их было очень много. Стоит ли к многочисленным существующим теориям прибавлять еще одну? Может быть, такая теория не более как игра ума, мертвая схоластика, бесполезная в жизни фи лософема? На первый взгляд такой скептицизм не лишен некоторого основания. Действительно, величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профес сионалы, писатели, работники театра, кино, эстрады, цирка. Однако это еще не значит, что теория нам не нужна. Тео рия нужна в любой области человеческих знаний. Ни одна наука без теории в наши дни обходиться не может. Теория прежде всего имеет познавательное значение, и знание ее — один из элементов научного мировоззрения вообще.

Первый и основной недостаток всех существующих тео рий (особенно немецких) — это ужасающий абстракцио низм, сплошная отвлеченность. Теории создаются безотно сительно к какой бы то ни было реальной действительности. В большинстве случаев такие теории действительно пред-

5

ставляют собой мертвые философемы, притом изложенные так тяжеловесно, что их иногда просто невозможно понять. Труды эти состоят из сплошных рассуждений, где иногда на целые страницы или десятки страниц не приводится ника ких фактов. Факты привлекаются изредка только как иллюстрации к выдвигаемым абстрактным положениям, причем избираются такие факты, которые как будто подтверждают выдвигаемые тезисы; о тех же фактах, которые их не под тверждают, хранится молчание, их авторы просто не заме чают.

Вопрос об отношении теории к фактам мы должны будем решить иначе, чем он решался до сих пор. Основу должно составлять строгое и беспристрастное изучение фактов, а не абстрактные размышления, как бы они ни были интересны и привлекательны сами по себе.

В любом исследовании метод может иметь решающее значение. В истории нашего вопроса метод в преобладаю щем большинстве случаев состоял в том, что сущность комического определялась заранее в рамках тех философских систем, которых придерживались их авторы. Авторы исходили из некоторых гипотез, к которым подбирались приме ры. Эти примеры должны были иллюстрировать и доказать гипотезу. Такой метод принято называть дедуктивным. Он возможен и оправдан в тех случаях, когда фактов недоста точно, когда их мало в природе, когда их невозможно непосредственно наблюдать и когда иным путем они необъясни мы.

Но есть и другой метод, идущий не от гипотез, а от скру пулезного сопоставительного изучения и анализа фактов к обоснованным через факты выводам. Такой метод принято называть индуктивным. Большинство современных наук уже не может строиться только на создании гипотез. Там, где это позволяют факты, надо идти индуктивным методом. Только этот метод дает надежное установление истин.

Прежде всего необходимо было, не отбрасывая ничего, не производя никакого отбора, собрать и систематизировать материал.

6
Все, что вызывает смех или улыбку, все, что хотя бы отда ленно связано с областью комического, надо было взять на учет.

В основном предлагаемая работа есть работа литературо ведческая. Поэтому в первую очередь изучалось творчество писателей. Начинаем мы изучение с наиболее ярких и та лантливых проявлений юмора и комизма, но приходилось присматриваться и к более слабым и неудачным проявлени ям его. В первую голову были изучены русские классики. Величайшей сокровищницей оказались произведения Гоголя. Гоголь предстал перед нами как величайший из всех когда- либо творивших юмористов и сатириков, оставляя далеко позади себя всех других как русских, так и нерусских мас теров. Поэтому читатель не должен удивляться, что так много примеров взято из произведений Гоголя. Но Гоголем все же нельзя было ограничиться. Необходимо было просмотреть творчество и ряда других писателей как прошлого, так и настоящего. Привлекалось и народное творчество, фольклор. В отдельных случаях юмор фольклора обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от юмора писателей-профессионалов. Часто, однако, именно народное творчество дает яркий и показательный материал, который игнорировать никак нельзя.

Для решения проблемы комизма нельзя ограничиваться творчеством классиков и лучших образцов фольклора. Необ ходимо было ознакомиться с повседневной, текущей продукцией юмористических и сатирических журналов, с газет ными фельетонами. Журналы и пресса отражают текущую жизнь, и сама эта жизнь подлежит такому же пристальному изучению, как и искусство. Необходимо было учесть не только узколитературное творчество, но и цирк, эстраду, кинокомедию, прислушаться к разговорам в разнообразной среде...

Опытный теоретик сразу заметит, что мы не делим факты на относящиеся к области эстетики и не относящиеся к ней. Мы берем весь фактический материал, какой есть; ка-

7

ково же отношение явлений эстетики к явлениям жизни, мы увидим после того, как материал будет изучен.

Метод индуктивного изучения, основанного на проработке фактов, дает возможность избежать абстрактности и ее по следствий, столь характерных для большинства эстетик XIX — начала XX вв. Ниже вопрос о видах смеха и о том, как их реально можно классифицировать, будет поставлен особо (см. гл. 2 настоящей книги).

 ΛΛΛ     >>>   

215 семашко м сервантес поливка
Комических характеров как тако вых
То был обязательным во время обряда посвящения при наступлении половой зре лости сопровождая наступлении
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне культуры 7 искусством
Совершенно очевидно также
Поварнин С. И. Искусство спора

сайт копирайтеров Евгений