Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так, например, в диссертации Л.А. Абдушукуровой о стилистике сравнений у Р. Роллана при анализе системы сравнений в «Кола Брюньоне» показывается следующее соотношение «словотем»:

животный мир — 39,4 %

бытовая лексика — 14 %

растительный мир — 13,3 %

предметы питания — 11,4 %

сказки и мифология — 5, 6 %

военная лексика — 3,8 %

явления природы — 2,8 %

абстрактные понятия — 2,8 %

неорганический мир — 1,9 %

части тела — 1,9 %

Если же сопоставить с этими данными соотношение подобных «словотем», обнаруженное Л.А. Абдушукуровой в острополитическом антивоенном памфлете Роллана «Лилюли», то получится, что в процентном соотношении животный мир здесь занимает наибольшее место (35 %), растительный мир — 15 %, а военная лексика — 2,5 %, т.е. меньше, чем в «Кола Брюньоне». Явления же природы в системе сравнений «Кола Брюньона» занимают, по подсчетам Л.А. Абдушукуровой, — 2,8 %, а в повести о жизни французской столицы в дни империалистической войны («Пьер и Люс») — 5,8 %. Можно ли по такой таблице процентных соотношений составить истинное представление о столь разнородных по своему характеру вещах, как «галльская повесть» «Кола Брюньон», полная звуков и запахов родной земли; гротескная сатира «Лилюли»; трагическая и трогательная история юных парижан — жертв войны, переданная в «Пьер и Люс»? Нам кажется, что в данном случае Ю.И. Левин гораздо целесообразнее использует методы статистических подсчетов, так как они ведут его именно к пониманию сути произведения, в то время как у Л.А. Абдушукуровой они становятся самоцелью.

Серьезное изучение стиля, по нашему мнению, требует от исследователя и детального внимания к каждому слову и подхода к произведению как к определенной системе, единораздельной цельности, и самого широкого общего представления обо всем мире общественных, философских, художественных идей и идеалов, которые были организующими факторами при создании писателем художественного произведения.

Таким образом, сводя все предыдущее воедино, мы могли бы дать такую формулировку художественному стилю. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ есть принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей которые, однако, имманентны самим художественным структурам произведения.

В. Виноградов Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С. 7.

О стиле в литературоведческом понимании см.: A .Н . Соколов. Теория стиля. М., 1968. С. 14. Ср. В.А. Звегинцев. Стиль и лингвистике и литературоведении // Проблемы теории и истории литературы. МГУ, 1971. С. 43.

Я. Эльсберг. Современная буржуазная литературная теория. М., 1972. С. 119.

Теория литературы. М., 1965. С. 12.

С . Mounin. Clefs pour l а linguistique. P., 1968. Р. 181.

Все цитаты из Бюффона приводятся по изд.: С. Buffon. Discerns sur le slyle. Paris, 1905.

Р. Роллан . Воспоминания. М., 1966. С. 96.

 H. Моrier . La psichologies des styles. Geneve, 1959. Р. 7-8.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Художественный стиль есть принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех
Лосев А., ТахоГоди М. Эстетика природы культуры 5 огромный
Соответствующее ему понятие более зыбкое писателя литературы
Лосев А., ТахоГоди М. Эстетика природы культуры 3 названием
О воспитании

сайт копирайтеров Евгений