Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Прямой непосредственной предшественницей культуры античного Рима была культура народов, издавна населявших Апеннинский полуостров. Это были племена латинов, самнитов, италов, умбров и др.
Очень большое значение для формирования римской античной культуры имело вторжение в Италию в X в. до н.э. этрусков (самоназвание — «расены»), культура которых была заметно более развитой по сравнению с аборигенами.
Этруски начали осушать заболоченные местности, строить оросительные каналы. Они выращивали полбу, овес, ячмень,лен.
Этруски были искусными строителями. Они умели строить каменные здания с купольным сводом. Этрусские города имели две главные улицы (с севера на юг и с востока на запад), которые задавали регулярную планировку кварталов. В этих городах был водопровод и канализация (клоаки). Улицы были мощёными, имели тротуары. Города были обнесены крепостными стенами.
Этруски знали колесо, гончарный круг, владели металлургией железа, имели письменность. Обнаружены тысячи этрусских текстов, большая часть которых, однако, не поддалась расшифровке (до сих пор неизвестно, на каком языке они говорили). Поэтому их язык, общественная организация во многом неизвестны, как неизвестно происхождение этрусков. Предполагается, что общественный строй этрусских городов напоминал организацию греческих полисов.
У этрусков были искусные скульпторы, причём их излюбленными материалами были керамика и бронза, а не мрамор, как у греков. Они рано научились передавать портретное сходство.
Этрусские мастера изготовляли причудливые сосуды,  похожие на металлические: они чернились при обжиге и лакировались. Этрусские вазы —  канопы — обильно украшены всевозможными объёмными фигурками. Археологи нашли этрусское оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь. Стены сохранившихся этрусских гробниц покрыты многокрасочной росписью, изображающей повседневную жизнь: пиры, охоту, спортивные состязания. Этруски долго занимались морским пиратством, о чём известно из древнегреческих текстов. Римляне унаследовали ремесленную и строительную технику этрусков, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных.
Кроме этрусской, немалое значение для формирования римской культуры имела греческая. На побережье Апеннинского полуострова (Италии) и в Сицилии с VIII-VI вв. до н.э. процветало большое количество греческих полисов («Великая Греция»), которые активно торговали с соседями и были им хорошо известны. Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры. 
История собственно Рима (точное произношение Рома) начинается с основания города, которое легенда относит к 751-753 г. до н.э, хотя археологи считают, что первые поселения на месте будущего Рима возникли ещё в ХV веке до н.э. Первоначальное население Рима складывалось, скорее всего, из людей, принадлежавших разным племенам. Есть легенда, что поначалу в Риме вообще жили только юноши. Чтобы получить женщин, они однажды пригласили на пир соседнее племя сабинов и в разгар праздника похитили сабинских девушек («похищение сабинянок» впоследствии стало фабулой многих произведений искусства). 
В VII в. до н.э. Рим управлялся этрусскими царями. К концу VI в. до н.э. этрусские цари были свергнуты и изгнаны, в Риме установилась республика. Правда, республика была, по нашим критериям, достаточно необычной. Там были бесправные рабы; свободные римляне делились на знать (патрициев, или классиков) и простой народ (плебс, или плебеев). Управляли Римом только патриции; плебеи ни в каких обсуждениях и в принятии решений не участвовали. Это привело к долгой борьбе плебса за власть, и в III в. до н.э. в Риме была организована настоящая полисная республика, где все важнейшие решения принимались плебисцитом — собраниями всего народа. 
С этого времени Рим начал завоёвывать соседние земли. В III в. до н.э. он подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова, включая греческие города Южной Италии. В 168 г. до н.э. была присоединена к Римскому государству Македония, а в 146 вся Греция. Прославившихся полководцев стали титуловать императорами.
С 31 г. до н.э. республиканская форма правления сменяется монархической, Рим становится империей, продолжая начатые ранее войны. С конца I в. до н.э. здесь расцветают рабовладельческие отношения. Рим завоевывает Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
В IV-V вв. н.э. римское государство становится неограниченной монархией («поздняя империя»), которая и связывается в наше время чаще всего с понятием империи. В 286 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. В 313 г. н.э. Константин «Медиоланским эдиктом» разрешает христианство. В 330 г. н.э. он переносит столицу всей империи в Константинополь. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, или Византия. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 г., и Западная Римская империя прекратила своё существование.  С этой датой обычно соотносят конец античного мира.
Особенности римской культуры связаны с менталитетом  римлян. Высшей ценностью римлянина было величие Рима, так что одной из главных добродетелей стал патриотизм. Римляне во всех своих предприятиях были ориентированы только на успех. Гражданину Рима приличествовали мужество, достоинство, строгость, деловитость, дисциплинированность и законопослушность. Ложь считалась пороком, характерным для рабов. Самыми уважаемыми занятиями были войны, политика, земледелие и право.
Наследники этрусков, латинов и италов были практичны, высоко ценили прикладные науки. Поэтому там сочинялось множество трактатов, где излагались правила ведения сельского хозяйства (трактаты Катона, Варрона), руководства по риторике, правила обращения с рабами, строительства (знаменитый трактат Витрувия «Об архитектуре»). В I-II вв. н.э. появляется географический трактат Страбона (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), астрономический Птолемея (ок. 90 — ок. 160). Плиний Младший (61/62 — ок. 114) написал «Естественную историю», настоящую энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален (ок. 130 — ок. 200) изучал дыхание, деятельность спинного и головного мозга. Необычайно высоким авторитетом пользовался выдающийся государственный деятель, оратор, юрист, философ и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Вследствие той же практичности именно римляне создали римское право, которое лежит в основе всех правовых систем современного западного мира, и юриспруденцию — науку о праве. 
Известны сочинения историков Тита Ливия (59 до н.э. — 17 н.э.), Плиния Старшего (23/24 — 79), Иосифа Флавия, знаменитейшего Тацита (ок. 58-ок. 117). Из философских направлений в I-II вв. н.э. римляне ценили стоицизм и эпикурейство, причём стоицизм (основные представители: Сенека, ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.; император Марк Аврелий, 121-180 гг. н.э.) преимущественно признавала знать.
В архитектуре римляне также обращались прежде всего к утилитарным сторонам. Основное внимание уделялось не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд — административным (базилики), форумам, рынкам. Строятся термы — бани, включавшие в себя множество помещений, служившие фактически клубами; театры, цирки; акведуки и мосты; библиотеки; в  парках места для игр, для прогулок. Для празднования крупной военной победы возводятся триумфальные арки. Широко применялись арки, своды и купола, использовался бетон. В I-II вв. н.э. возводятся самые известные сооружения: Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон, храм во имя всех богов с самым большим куполом (диаметром 43 метра). В проектировании и оформлении зданий отчётливо видно влияние этрусской и особенно греческой культур, прежде всего использование греческих архитектурных ордеров. Монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии подчеркивали силу, мощь, величие государства, подавляющие человека.
Во дворцах императоров и богатых виллах, в общественных зданиях стены, потолки и полы украшались росписью или мозаикой. Такая живопись обнаружена при раскопках в Помпеях, Геркулануме и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
Близкое знакомство с культурой классической Греции и эллинистического мира очень сильно сказалось на развитии культуры Рима. Греческая художественная, философская, научная культура была несравненно богаче римской, она произвела на римлян сильнейшее впечатление.
Римляне заменили этрусский алфавит греческим, более подходящим к фонетике латинского языка, стали чеканить медную монету. Римские аристократы начали усиленно учить греческий язык, перенимать многие греческие обычаи, в частности, брить бороды и коротко стричь волосы. Начинает высоко цениться ораторское искусство, необходимое для убеждения слушателей в сенате и на народных собраниях (комициях). Римляне в массовых количествах вывозили из Греции скульптуры, стали их широко копировать. Своеобразие римского искусства проявилось только в скульптурном портрете. Этрусские традиции позволили римским скульпторам создать замечательные реалистические портретные статуи, запечатлевшие облик императоров, военачальников, поэтов, философов и др. Сегодня широко известны такие работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
Самым заметным оказалось влияние греческой культуры в религиозной сфере. Римляне прямо позаимствовали богатую греческую мифологию, дав греческим богам имена привычных римских. Зевс стал Юпитером, Посейдон Нептуном, Аид Плутоном, Арес Марсом, Гера Юноной, Афина Минервой, Деметра Церерой, Афродита Венерой, Гефест Вулканом, Гермес Меркурием, Артемида Дианой и т.д. Аналога Аполлону у римлян не было,  этот культ был заимствован целиком ещё в V в. до н.э. Правда, римляне всегда охотно принимали в свой пантеон иноземных богов, поскольку полагали, что новые боги усиливают мощь Рима. Греческие боги навечно обосновались рядом с древнеиталийскими: домашними богами — Ларами, Гениями, Пенатами и Янусом — божеством входа и выхода, всякого начала (изображался с двумя лицами). 
С Грецией связано возникновение римской литературы. Пленный грек Ливий Андроник начал переводить на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы часто напоминали свободный пересказ, Ливий Андроник менял имена, какие-то эпизоды оригинала пропускал, сочинял куски текста от себя и т.д. Однако он писал на латыни, был первым римским писателем и поэтом.
В конце III — начале II в. до н. работал римский писатель Плавт.  Он сочинял комедии,  действие которых происходит в греческих городах, а герои носят греческие имена; однако поведение и жизнь этих героев были чисто римскими. В комедиях Теренция (ок. 125-159 гг. до н.э.) римские сюжеты не использовались, пересказывались греческие авторы, особенно Менандр. В I в. до н.э. писали Лукреций и Катулл. Лукреций (1-я пол. I в. до н.э.) изложил в поэме «О природе вещей» учение Эпикура. Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) сочинял небольшие лирические стихотворения, передававшие человеческие чувства. В имперскую эпоху работали замечательные писатели: Апулей (род. около 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы» (или «Золотой осел»); Плиний Младший; сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (? — 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 — ок. 190); поэты Вергилий (70-19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. — 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.).
Последние века римской культуры отмечены возрастающим влиянием христианства, которое с IV в. н.э. (380 г.) становится государственной религией. Начинают строиться  христианские храмы — базилики, похожие на  ранние античные базилики —  административные и судебные здания. Языческие храмы подвергаются разгрому, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви привело к уничтожению многих памятников античной культуры.
Падение Рима привело к заметному упадку культуры на территории римских провинций, особенно западноевропейских. Однако основные её достижения сохранились, возродились со временем, став прямой основой средневековой культуры Западной Европы.
Самые главные достижения греко-римской античной культуры, вошедшие в европейскую:
- христианская религия;
- практическое применение и исследование демократической системы управления обществом;
- система римского права;
- классические произведения искусства;
- философия как сфера культуры;
- мифология;
- зачатки фундаментальных наук.

Вопросы для самопроверки

«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики. Продолжительность Средних веков около десяти столетий. Название дано мыслителями итальянского Возрождения, которые верили, что возрождают культуру античной Греции и Древнего Рима. Концом средневековья и одновременно началом Нового времени является серия буржуазных революций, начавшаяся восстанием в Нидерландах в конце XVI века и продолженная революциями в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век).
В последние века рассматриваемого периода в Западной Европе в сфере духовной жизни прошли важнейшие процессы: Возрождение (Ренессанс), результатами которого стали возникновение и становление европейского гуманизма и революционные преобразования художественной культуры; религиозная реформация, создавшая «дух капитализма»; в самом последнем, XVIII столетии, Просвещение, в значительной степени сформировавшее рационализм и подготовившее позитивизм. Все эти процессы происходят в Средние века, завершают эту эпоху; они готовят буржуазные революции. Однако, из-за их громадной значимости они будут рассмотрены отдельно.
Внутри Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
- раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X — XI веков);
- Высокое (Классическое) Средневековье, от X-XI веков до примерно XIV века;
- Позднее Средневековье, XIV и XVI века.
Раннее Средневековье — время, когда в Европе тоже происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых врваров (от латинского barba — борода), которые уже со второго века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях её провинций. Это закончилось, как уже сказано, падением Рима.
При этом варвары принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и религии на всей территории Римской империи; после падения империи распространение христианства продолжалось. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Возникла Священная Римская Империя. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Однако  процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались поселения европейцев. С севера постоянно совершали пиратские набеги скандинавские викинги. С юга совершали набеги и захваты мусульмане. С востока налетали мадьяры — венгры, которые сравнительно недавно поселились в Восточной Европе, на Дунае, и тоже начинали медленно строить свое государство. Раздробленная на мелкие уделы Европа жила в постоянном напряжении и страхе, угроза грабежей и разбоев существенно замедляла экономическое развитие.
В период классического, или высокого, Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государство вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Так, крестьяне Западной Европы добились для себя большей свободы и более высокого уровня жизни. Прежняя феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это неизбежно привело к так называемому Возрождению, или Ренессансу. Наряду с этим специфическое положение христианской церкви в средневековом обществе сделало неминуемыми и перемены в самой христианской религии и церкви. Все это готовило конец Средних веков, переход к Новому времени в Европе как неизбежному итогу развития средневековой культуры.

4.2. Общественное устройство

Средневековое европейское общество было сословным, корпоративным. Высшим сословием считалось духовенство. Земля принадлежала феодалам — сравнительно немногочисленному классу людей, которые получили от королей или императоров поместья, фьефы или феоды, в награду за воинскую службу. Феодалы, или рыцари, считали себя благородным сословием, аристократией. Они назывались лордами, сеньорами, лендлордами.
Основную массу населения составляли крестьяне, которые находились в сильной зависимости от владельцев земли. Во многих регионах существовало поначалу настоящее крепостное право, однако со временем крестьяне добивались формальной свободы, оставаясь по-прежнему в очень сильной экономической зависимости от землевладельцев.
Крестьяне жили в нищенских домах, а феодалы строили себе замки и просторные дворцы, обнесенные крепостными стенами. Это были центры власти, отсюда осуществлялось управление. Феодалы долго выполняли и судебные функции. Все феодалы (рыцари) подчинялись сеньорам более высокого ранга, самым высоким статусом обладал король или император. В этих замках и дворцах при каждом крупном сеньоре собирался двор — друзья, гости-аристократы, вассалы хозяина, придворные звездочеты, алхимики, поэты, шуты, артисты, художники и музыканты. Здесь люди собирались для судебных разбирательств собственных тяжб или дел своих сеньоров.

4.3. Город и деревня в средневековой Европе

Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город —  средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количества городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов; вокруг цитаделей феодальных властителей; вокруг рынков; возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, так и вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов в торговле между континентами и регионами. В их числе — Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе.
Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и то же дело: ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долг и занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки  и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые «профсоюзы» — гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии), оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха). В уставе предусматривался контроль над качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии), ни завышать цены на свои изделия, ни понижать ее. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы.
Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления — муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно «год и один день»), освобождался от какой бы то ни было личной зависимости — ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных моментов города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители.
Самые богатые и сильные города  получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, «вольных городов». Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей.
Город становился прежде всего мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет: горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм.
Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам («мужланам», как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пробивавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего — в город.
В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою в значительной мере именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это и в развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры.

4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета

Важнейшей особенностью  средневековой  культуры  является  особая роль христианской  церкви и догм христианства в формировании мировоззрения и менталитета европейцев. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве,  наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в  самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно представить воздействие христианства на культуру в Средние века.
Это влияние начиналось с формирования картины мира, целиком определявшей менталитет верующих селян и горожан. Она основывалась на образах и толкованиях Библии. Церковь предлагала трактовать всю земную жизнь как подготовку к будущей вечной жизни в ином измерении, в просторечии — на небесах. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали всё, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С.С. Аверинцева, Библию читали и слушали в Средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.
Магическое мышление  вносило убежденность, что мир населен,  наряду с людьми и всем видимыми животными, целыми сонмами и полчищами сверхъестественных существ, посланников неба и ада. Эти особенности средневекового  менталитета  усугубляются неграмотностью основной массы носителей средневековой культуры. Средневековый европеец, включая и рыцарство вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Средневековая культура — это культура бескнижная, догутенбергова. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания, она существовала через сознание безграмотного, неписьменного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы

Основой этой  культуры  было,  конечно,  сельское хозяйство. Товарное производство было развито очень слабо, то есть селяне сами делали почти все необходимое для жизни, очень малую часть выращенного продавая и мало что покупая на стороне.
В городах производство было ремесленным. Главная особенность такой организации в том,  что каждое изделие с начала и до конца  делает один человек. Иначе говоря, ремесленное производство не знало глубокого операционного разделения труда, хотя в нем вполне оформилось разделение по видам продукции, по технологии.
Труд ремесленников и крестьян осуществлялся вручную, хотя орудия труда постепенно становились все более совершенными и разнообразными. Использовались и некоторые механизмы,  приспособления, правда, известные еще с античности. Наиболее важные из них — мельницы, водяные и ветряные. Если в античности они применялись далеко не повсеместно, то  в Средние века в Европе они получают широкое распространение начиная с ХI -ХIV веков (Ле Гофф,  с.  184-212). То же можно сказать о плуге и некоторых мелких орудиях труда,  таких,  как рубанок.
В целом техническая оснащенность хозяйства в Средние века была  крайне низкой. Ручные орудия труда преобладали над механизмами, сельскохозяйственный инвентарь был попросту убогим, вследствие чего была низка производительность труда в городах и очень невысокой была урожайность полей. Поэтому было невысоким и качество производимых изделий.  И строили в Средние века плохо: здания, прежде всего церкви, часто рушились. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, переделывать, перестраивать.  Большинство  шедевров  средневековой  архитектуры стоит ныне только благодаря ремонтам и реставрациям последующих столетий (Ле Гофф,  с. 206-207). Тем не менее, техника в это время пусть и медленно, но развивалась, прежде всего за счет распространения приспособлений и механизмов.

4.6. Политическая культура средневековой Европы

Одной из ведущих идей средневекового сознания была имперская идея. Память о Римской империи наложила стойкий отпечаток на менталитет средневекового европейца, и попытки создать империю на европейской земле в Средние века периодически повторялись. Император в средневековой Европе был правителем наиболее высокопоставленным, но не располагавшим самой большой властью. При этом императоры и короли до 10-го века повсюду в Европе были избираемыми. Постепенно устанавливались наследственные династии.
Авторитет и власть императора и королей считались происходящими от Бога, что символизировалось коронацией — её осуществлял папа или иной высокопоставленный прелат католической церкви. Тем не менее власть часто ускользала из рук коронованных правителей, переходя к менее высокопоставленным властителям, её можно было просто захватить и удерживать силой. При этом феодальный контракт устанавливал систему политических отношений, фундаментально отличавшуюся от имперской. Рыцари-вассалы, получившие фьефы (земельные владения вместе с населением) от императора или короля, могли требовать, чтобы этот их сеньор, связанный феодальным договором, не нарушал их прав в их фьефах. На этой основе английские бароны в 1215 году добились от короля Джона (Иоанна) Великой хартии (Грамоты, Magna Carta), гарантировавшей сохранение их прав и свобод. И хотя конфликт между имперской идеей и феодальным договором существовал, оба этих принципа действовали в политической культуре средневековой Европы.
Наряду с идеей монархической власти в политической культуре Европы в Средние века продолжала существовать идея власти представительной, выборной — некое продолжение опыта античной демократии. И города, и религиозные ордена в течение XII и XIII веков развивали представительные институты. Феодалы начиная с 1300-х годов широко использовали в своих феодальных советах представителей городов и церкви. В Англии король своей властью собирал в парламент представителей каждого графства и города. Точно так же он организовывал собор из поверенных духовенства каждой епархии. Во Франции Генеральные Штаты, в Испании кортесы, в Германии рейхстаг — все это были представительные органы. Их основная власть распространялась на сферу налогообложения. Однако когда в позднем Средневековье представительные органы попытались расширить свою власть, короли утратили заинтересованность в созыве представительных органов. Стал развиваться абсолютизм.

4.7. Правовая культ ура в Средние века

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры
Термин культура10 1
Было переведено как культура
Барокко в художественной культуре нового времени термин барокко

сайт копирайтеров Евгений