Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

     Закат Римской  империи  в  Западной  Европе в V столетии и подъем германских племен прекратили развитие правовой культуры почти во  всей Европе. Завоеванные германские племена взамен римского права добавили весьма немного. Германское право начиналось как неписаные обычаи племен,  а  не  как указы или высший авторитет в государстве.  Салическая правда,  составленная около 500 года н.э., была наиболее важной из записанных  германских племенных кодексов;  тем не менее,  в сравнении с Кодексом Юстиниана она выглядит крайне сырой и  рудиментарной.  Каждое германское племя управлялось по своим обычаям и правилам. Единообразие и системность римской юриспруденции резко контрастировала с многообразием племенных законов.
Система юстиции была разрушена.  Каждый регион управлялся  административно и развивался в собственных границах и писал свои локальные законы. Раннее Средневековье принесло некоторый прогресс в развитие  правовой культуры. Возникли правовые школы. Преподавали в них монахи и священники. Усиливающееся влияние приобрела Римская католическая церковь и её каноническое право. Каноническое  право  было позаимствовано  из  римского права, и поэтому оно сохраняло систему римского права вплоть до её возрождения в конце XI века.
В Болонье  (Италия) около 1100 года снова возродилось образование в области права. Под руководством Ирнериуса и его студентов были воскрешены  и стали изучаться работы Юстиниана.  Спустя столетие в Болонье учились уже сотни студентов-правоведов.  Эти студенты разъезжались  по Европе. Принципы римского права применялись к германским и феодальным обычаям, трансформировались в итальянское право. В течение XII, XIV и XV столетий юридические факультеты были открыты  в Испании,  Франции,  Германии и Нидерландах.  Проводившиеся там исследования формировали основы систем современного гражданского права этих стран. В XVII и XVIII веках юридические школы, такие, как школа Гуго Гроциуса и Самуэля Пуфендорфа,  продвинули теорию естественного права и отстаивали опору на разум совместно с принципами римского права.

4.8. Философская и научная культура

В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика («школьная» философия, от греч. «схоластикос» — школьный). Схоласты исходили из тезиса, что «вечная истина» содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, «откровение»), а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались «извлечь», сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права.
Самые известные представители схоластики — Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI-XII вв.), Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII-XIII вв.), Дунс Скотт, Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII-XIV вв.). В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности.
Схоласты, настаивая на главенстве религиозных дгматов («философия есть служанка богословия»), разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.
В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была алхимия, древнее искусство, посвященное преимущественно поискам субстанции,  которая могла бы превращать  обычные  металлы  в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Поначалу попытки достичь этой цели были сугубо эмпирическими,  но начиная с IV века н.э.  начинают решительно преобладать астрология,  магия и колдовские ритуалы. Алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии.
Итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, каталанский священник Раймонд Луллий,  бенедиктинский монах Бэзил Валентин (работавшие в  XV веке) также много сделали для будущего прогресса химии, хотя и оставаясь в рамках алхимических подходов,  своими  открытиями  использования мышьяка,  получения амальгам,  возгонки винного спирта,  или этилового алкоголя. Наиболее знаменит был швейцарский алхимик XVI века Филиппус  Парацельс.
Вместе с тем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок.
В Средние века имели место впечатляющие изменения в технологии. Особенно сильными, буквально поразительными, они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства; развитие оружия, возрастающее умение использовать порох; интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов; весь ряд механических искусств Средних веков и Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов — все это заслуживает самой высокой оценки.
Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке существовал достаточно широкий фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.
В средневековой медицинской школе и в среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые установили основания физиологии.
Самым, пожалуй,  парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы,  мыслители  в  монастырях  и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления — дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры,  теология,  приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной  дисциплины.
Именно теологи,  обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов,  нащупали те формы деятельности  и передачи знаний,  которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат,  объяснение с современниками с помощью опор - ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат, - все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров,  где обет безбрачия вынуждал использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения» (Петров М.К., 1978, с. 115).

4.9. Художественная культура

После падения Рима в 476 году развитие раннефеодальных обществ обусловило возникновение ряда довольно простых  стилей в искусстве, которые в целом принято называть «варварскими»; они составляют пра-романский стиль.  Эти стили,  характеризуемые использованием «звериных» форм  и комплексом характерных декоративных приемов,  различны в каждом регионе.  В Ирландии этот стиль называется «кельтским»,  в Англии «саксонским»,  во Франции Меровингским,  в Испании Вестготским.
По имени франкского императора Карла Великого франкское искусство VIII и начала IX веков называют каролингским (от Каролюс, латинской формы имени Карла). Для  обозначения возрождения искусства и классического образования при Карле Великом многие историки используют термин Каролингский Ренессанс.
В конце пра-романского периода наследие римского стиля смешивалось с византийскими;  с ближневосточными,  особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими; с кельтскими; с чертами стилей других северных племен.  Различные комбинации этих влияний привели к возникновению в Западной Европе множества локальных  стилей,  которые, тем не менее, имеют сходные черты. Их часто объединяют под именем романского стиля.

4.9.1. Романский стиль

 Название происходит от латинского слова romanus — римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х-ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиозного единства: мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры; его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того,  художественный стиль раннего Средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений.
Основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями. Это объясняется, в частности, и тем, что в 1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церковное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля.
Выдающимся достижением  архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами  (арочными  поддерживающими  конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся  деревянных  перекрытий  пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон). Для украшения частое применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки — пинакли, скульптура. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.
Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников: колонны с абстрактными орнаментами,  украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции,  как правило, сцены по библейским сюжетам и из жизни святых,  также изображались на широких поверхностях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими.  Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем более крупным, чем его вассалы и слуги, а самыми крупными — святые.
Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Иллюстрированные рукописи этой эпохи следуют образцам Византии и раннего христианства.  К византийским и раннехристианским источникам добавились германские звериные мотивы и происходящие из Ирландии узоры сложного плетения, на основе которых были разработаны орнаменты высочайшего  уровня.

4.9.2. Готический стиль

Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре непосредственно после романского. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия.  Термин «готика» сегодня применяют к позднему, высокому или классическому средневековью. Готический стиль обслуживал прежде всего церковь. Период готики считается одним из выдающихся в истории  европейской художественной культуры.
Готический стиль наиболее ярко представлен в архитектуре.
Характерным признаком готического стиля стали ребристые своды.  Средневековые церкви романского стиля имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми.  Они стремились распереть, вытолкнуть стены наружу,  что могло обрушить здание.  Чтобы держать такие своды, стены романских строений должны были быть толстыми и тяжелыми. В начале 12-го века каменщики разработали ребристые своды: стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Толстые стены романской архитектуры сменились более тонкими; в них стало возможным устраивать обширные оконные проемы, так что нефы храмов стали освещаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни.
Готический свод сообщил соборам общий характер легкости, устремленности ввысь. Храмы стали намного более динамичными и экспрессивными.  Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики.  Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Влияние французской готики быстро распространилось на Испанию,  Германию,  Англию.  В Италии оно было не  столь сильным.
Следуя романским традициям,  в многочисленных  нишах  на  фасадах французских  готических  соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур,  олицетворявших догматы и верования  католической церкви.  Готическая скульптура в 12-м и начале 13-го века была по своему характеру преимущественно архитектурной. С XIV в. к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют «пламенеющей готикой».
Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёркивало роль церкви в жизни и в культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления.
Готическая эпоха закончилась в Италии в начале ХV века с приходом Ренессанса. В остальной части Европы готическое искусство и архитектура продолжали существовать в течение почти всего XV века,  а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

4.9.3. Музыка и театр в Средние века

Влияние церкви на музыку в Средние века трудно  переоценить.  Рукописи  обычно  переписывались духовными лицами,  и поэтому немногочисленная светская музыка сохранялась отдельно от песен на  латыни, которых тоже было крайне мало.
Первой важной светской музыкой на местном языке были песни трубадуров  на  провансальском языке.  Начиная со своего возникновения в XI веке,  песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах,  особенно на севере Франции,  где труверы создали большой музыкальный репертуар. Их монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте.
В XIV столетии светская музыка стала полностью полифонической. Священная музыка записывается в двух или четырех голосах с IX века. Ведущими  композиторами  были  Леонин и Перотин. В XIV веке, часто называемом периодом Арс Нуова,  в противоположность XIII веку Арс Антиква, полифония расцветает в национальной песне. Самым большим достижением Арс Нуова был переход от первоначального троичного ритма к современному многообразию размеров, преимущественно 3/4,  6/8, 2/4, 9/8. В Италии XIV век начался культивированием  двухголосного  мадригала. Широко использовались инструменты струнные, портативные органы, малые арфы, шомы (прототип гобоя).
Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в Вербное Воскресенье. Антифонные, или вопросно-ответные,  песнопения  Мессы  и канонические хоралы представляют собою диалоги. В XIV веке театральные постановки связывались  с  праздником  Тела Христова и развивались в циклы,  включавшие до 40 пьес.
В тот же самый период появились народные пьесы,  светские фарсы и пасторали. Это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского  богословия  с соответствующими персонажами,  моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами, и исполняли их профессионалы,  такие,  как менестрели или жонглеры.  Пьесы, такие, как «Человек» ("Everyman"), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры

Итак, Средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, серьезных изменений культуры. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную,  чем  знали прежние времена.  Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура Средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание  людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского  Возрождения, Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры,  в том числе институты научного познания и образования.  В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления,  без которой была бы невозможна  современная  наука, люди  получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде:  дисциплинарная структура познания.  Даже фантастические  рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Поэтому как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Как показал М.К. Петров, средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы,  хотя сама средневековая культура была на нее в основном совсем не похожа.

Вопросы для самопроверки

Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV-XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя.
В XVIII столетии значение термина «Возрождение» было расширено. Вольтер определял итальянский Ренессанс как эпоху важнейших достижений в культуре. В XIX веке Жюль Мишле и Якоб Буркхардт ввели и распространили понимание Возрождения как особого исторического периода, предвещавшего современный век и  начавшего возвышение индивидуальности, рост научных и географических исследований, усиление значимости светских ценностей (секуляризацию).
Сегодня Возрождение рассматривается как культурное и интеллектуальное движение, которое произвело в европейской культуре XV и XVI столетий радикальные и всесторонние изменения. В их основе был подъём интереса к учениям и идеалам античности. Эти преобразования знаменовали упадок Средневековья и впервые воплотили ценности современного мира.
В эпоху Возрождения исчерпала свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля; её лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. Реальный душевой доход европейцев, спасшихся от  Черной Смерти во второй половине XIV столетия,  как считают учёные, повысился. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты; Птолемеева система в астрономии сменилась коперниканской; европейцы изобрели или применили бумагу, печать, порох, морской компас — новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал.
Более всего Возрождение прославлено небывалым расцветом художественной культуры. Оно установило каноны вкуса и создало в искусстве особый стиль, восходящий к античным образцам.

5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения

В последние столетия Средневековья, с конца XIII — начала XIV вв., в Италии сложилась новая общественная ситуация. Через её рынки шла торговля Европы с Востоком, и североитальянские города — Венеция, Генуя, Милан, Болонья, Флоренция и др. — стали крупными экономическими центрами. Вместе с тем в Италии сохранились многочисленные памятники античного мира, а через Венецию и Геную туда попадали рукописи греческих философов и учёных. И первое, что обращало на себя внимание при сопоставлении памятников античности и норм средневековья, были различия в понимании человека, его земной жизни. Если средневековая церковь предписывала умерщвлять плоть, бежать от земных соблазнов, считать красоту тела греховной и скрывать её, то античная скульптура изображала прекрасных, гармонично развитых людей, а философия учила, что человек есть мера всех вещей.
Вспомним, что именно город является главной средой развития культуры. Средневековая культура порождала новую трансформацию: в XII столетии в европейском обществе возникло острое ощущение, что римско-католическая церковь и Священная Римская империя не могут обеспечить устойчивую организацию духовной и материальной жизни. Это вызвало в социальной, политической и духовных сферах культуры ряд преобразований, которые достигли кульминации в Ренессансе. Они проявились, в частности, в усилении городов-государств и национальных монархий, в развитии национальных языков, разрыве старых феодальных структур.
В Италии, в отличие от Англии и Франции, в XIV столетии не было одной доминирующей столицы, но развивалось множество небольших государств: Милан в Ломбардии, Рим в Папской области, Флоренция и Сиена в Тоскане и Венеция в северо-восточной Италии. В них, как и  в Ферраре, Мантуе и Урбино, вокруг блестящей жизни дворов возникли очаги культуры Возрождения. В городских коммунах северной Италии богатые образованные люди, адвокаты и нотариусы начали подражать древнему латинскому стилю и изучать римскую археологию. Ключевой фигурой в изучении классического наследия был Петрарка, который посвятил большую часть жизни попыткам понять античную культуру.
Идея, что мудрость и красноречие покоятся в далёких веках и должны пробудиться, была создана непосредственно Ренессансом. Возрождение античной культуры — один из великих мифов, сопоставимых с идеей универсальной цивилизаторской миссии имперского Рима или с идеей  прогресса современного индустриального общества, которым эпоха определяет себя в истории. Подобно всем таким мифам, это — смесь факта и измышления.
Преобразования Возрождения, в том числе развитие искусства, поддерживали торговые слои Флоренции и Венеции. Они утверждались в эпохе, завоёвывали своё собственное место в обществе, занимая ключевые позиции в управлении городами.
Наряду с блестящими достижениями в культуре, особенно художественной, Возрождение имело тёмную сторону. Постоянно велись какие-нибудь войны, в порядке вещей были эпидемии («моровая смерть») и насилие. Подавляющее число людей верили в оккультизм, волшебство и астрологию: официально санкционированное преследование колдовства, свирепство инквизиции началось именно в эпоху Возрождения. По сравнению с процветанием Высокого Средневековья период Возрождения по многим показателям мог считаться упадком. Черная Смерть (бубонная и лёгочная чума), которая опустошала Европу в середине XIV столетия, уменьшила её население более чем на треть. Найти работу стало трудно, производство сократилось, экономика пришла в застой.
Поэтому многие образованные люди выражали серьёзную тревогу по поводу зла и коррупции в обществе. Это видно, например, в злых и беспощадных памфлетах гуманистов Джованни Франческо Поджо Браччолини (1380-1459) и Эразма Роттердамского. Сэр Томас Мор в своей «Утопии» предложил радикальное решение в форме бесклассового, коммунистического общества, лишенного христианства и ведущего к диктату рационального рассудка. Крупнейший мыслитель Возрождения Николо Макиавелли в книгах «Государь» и «Беседы» построил реалистическое учение о человеческой природе, направленное на реформу итальянского общества и создание безопасной гражданской жизни. Республиканские принципы Макиавелли, дополненные прагматическими взглядами на силовые меры в политике, на необходимость насильственных изменений, были самым оригинальным вкладом Ренессанса в современную политическую культуру.
Главным культурным достижением эпохи стало новое мировоззрение — гуманизм, установки и ценности которого прочно вошли в жизнь и определили дух эпохи.

5.3. Гуманизм

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — термин,  обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью. Гуманизм создали не ученые клирики и монахи, доминировавшие в средневековой интеллектуальной жизни и развившие схоластическую философию, а светские образованные люди. Гуманизм возник в Италии. Его предшественниками были Данте и Петрарка; в число его главных создателей входили Джианозо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пко делла Мирндола, Лоренцо Влла, Колуччио Салютти. 
Гуманизм как мировоззрение взял своим предметом человеческую природу во всех её проявлениях и различных достижениях. Он встал на позиции гносеологического синкретизма, то есть настаивал, что истина одна, в какой бы философской и теологической школе она ни найдена. Наконец, он акцентировал достоинство человека. Вместо средневекового идеала жизни-эпитимии как самой высокой и благородной формы человеческой деятельности гуманисты ставили на первое место творчество, доказывали превосходство мастерства над природой. Гуманизм возвещал возрождение утраченного величия человеческого духа и мудрости; он должен был вернуть людям свободу от ментальных структур религиозной ортодоксальности, вдохновлять свободный поиск и критику, вселять новую веру в возможности человеческого мышления и творчества.
Гуманисты разработали свой идеал человека, названный универсальным человеком. По определению одного из наиболее известных представителей гуманизма, Леона Баттиста Альберти (1404-72), это «человек, который может сделать всё, если он будет».  «Универсальный человек» воплотил основные принципы возрожденческого гуманизма, который считал человека центром вселенной, неограниченным в способностях к развитию. «Универсальный человек» стремился охватить всё знание, развивать свои способностей настолько полно, насколько возможно, совершенствоваться в физическом развитии, в социальных достижениях и в искусствах. Такой идеал блестяще иллюстрировался Альберти — он был признанным архитектором, живописцем, знатоком античности, поэтом, учёным и математиком, а также гордился навыками наездника и спортивными достижениями — и Леонардо да Винчи (1452-1519), чья одарённость проявилась в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и литературе. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других гениев часто называют «титанами Возрождения».


Эпитимия или епитимья (греч. «наказание по законам»): у католиков означает покаяние, наказание или возмездие за  грех, которое накладывается духовником. Обычно заключается в  исполнении тех или иных дел благочестия (продолжительная  молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.). Эпитимия могла назначаться и судом на  основании  уголовных законов, за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние и др. В данном контексте имеется в виду, что в средние века церковь считала целью земной жизни искупление первородного греха и, соответственно, человек должен был нести наказание.

5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения

Ранние гуманисты использовали гибкий подход к проблемам общества и активной жизни на службе человечеству. В интеллектуальной жизни Возрождения ни одна философия или идеология не доминировала. Усиливался, скорее, философский синкретизм: стремление соединять очевидно противоречивые философские концепции, находить точки соприкосновения для соглашения об истине, как это сделал Джованни Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» (1486). Платон, хотя и чтимый гуманистами, в университетах не подавался как философ, стоящий выше Аристотеля.
Наука Ренессанса состояла главным образом в изучении медицины, физики и математики по рукописям древних мудрецов, таких, как Гален, Аристотель и Евклид. Экспериментальная наука (анатомия и алхимия) вела к открытиям в университетах и вне их.
Эмпирические основания физиологии установились в ходе исследования человеческого тела, которое велось ещё в средневековой медицинской школе и, как это блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, в среде художников Ренессанса, чей интерес к точности и деталям в живописи и скульптуре привел их к внимательному изучению анатомии человека.
Особенно сильными, буквально поразительными, были в эпоху Возрождения изменения в хозяйственной культуре, в технологии. Повысилась продуктивность сельского хозяйства. Всё шире использовался  порох, развивалось оружия и решались проблемы баллистики. Расширялась торговля, совершенствовались морские суда и искусство навигации, совершались великие географические открытия. В астрономии начали использовать телескопы. Заслуживает самой высокой оценки весь ряд механических искусств Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов. Это значит, простые принципы механики, физики, астрономии и, со временем, химии начали пониматься практически и широко применяться. Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке уже существовал достаточно широкий фундамент физических наук, но в основном эмпирический, без того сложнейшего теоретического аппарата, с помощью которого построено здание современной физической науки.

5.5. Художественная культура  Возрождения

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В котором так называемая социалистическая культура заявила претензии на универсальность
Идеи просвещения там поддерживались господствующим классом
Лалетин Д. Культурология студента 6 культуры
Лалетин Д. Культурология студента 5 барокко

сайт копирайтеров Евгений