Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) повсеместно считается крупнейшим из всех когда-либо живших композиторов. Он начал писать менуэты в возрасте 5 лет, и ко времени его смерти в 35 лет он создал 626 каталогизированных работ.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827), один из самых крупных мастеров музыки. Хотя Бетховен около 1800 года начал глохнуть, он продолжал создавать превосходную музыку, включая Девятую Симфонию и Тожественную мессу (Missa Solemnis).

Франц Иозеф Гайдн (1732-1809), австрийский композитор классического периода. Гайдн сочинил большинство своих работ, будучи придворным композитором семейства князей Эстергази. Развитие сонатной формы в симфониях и струнных квартетах Гайдна глубоко повлияло на Моцарта и Бетховена.

8.8. Конец Просвещения

Последние десятилетия XVIII века были отмечены триумфом движения в Европе и в Америке. Начиная с 1770-х годов, просветители второго поколения получали правительственное содержание и осуществляли контроль над ведущими интеллектуальными учебными заведениями. Громадный рост объема публикаций в газетах и журналах обеспечил широкое распространение их идей. Научные эксперименты и философские сочинения стали широко читаемыми в больших общественных группах, включая аристократию и клир. Просвещение, с его верой в силу разума и его поиском рациональных принципов на страницах Платона, Аристотеля, Цицерона и Лукреция, может быть отмечено как заключительный расцвет интеллектуального классицизма. На смену классицизму в начале XIX столетия пришёл романтизм, индивидуалистический и субъективный.
В конце XVIII века в просвещенческом мышлении появились некоторые новые акценты. Под влиянием Руссо чувства, мнения и эмоции стали считаться столь же важными, как и разум. В 1770-е годы просветители распространили поле своей критики на политические и экономические сферы жизни. К этому подтолкнул опыт американской революции. В глазах европейцев «Декларация независимости» и война американских штатов за самостоятельность свидетельствовали, что дискуссии об идеях Просвещения закончились и началось претворение этих идей в практику.

Можно сказать, что век Просвещения в Западной Европе закончился после великих перемен французской революции и эры Наполеона (1789-1815). Многие считают социальные и политические идеи Просвещения ответственными за революцию. Хотя революция и осуществила многие идеалы философов, она террором 1792-1794 годов временно дискредитировала эти идеалы в глазах многих европейских современников. Возникший в следующем веке национализм подрезал космополитические ценности Просвещения и его заблуждения относительно природы человека, а романтики атаковали его веру в то, что могут быть найдены чисто интеллектуальные ответы на любой вопрос, задаваемый народом в поисках свободы и счастья. Культурное лидерство земельной аристократии и специалистов, поддерживавших Просвещение, размывалось по мере роста нового богатого и образованного класса предпринимателей, продукта промышленной революции. Только в Северной и Южной Америке, куда промышленный переворот пришёл позднее и где революция не привела к реакции, эпоха Просвещения продолжалась в XIX столетии.

8.9. Вклад Просвещения в культуру

Во-первых, в век Просвещения распространился идеал науки об обществе, полностью подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть что причины человеческих действий и поступков находятся не в биологии, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть неким придатком к биологии, оформилось в отдельную дисциплину или систему дисциплин со своим собственным предметом.
Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локк и Руссо применительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры заметна также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти концепции структуры лишь с незначительными изменениями перешли в современные общественные науки.
В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Ее начальные корни в западноевропейском мышлении, как и общей концепции структуры, уходят в Древнюю Грецию, если не в еще более глубокую древность. В XVIII веке философия эволюционизма приняла форму прежде всего, так сказать, предвидения. Такие писатели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Богом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу.
Сложилась концепция «естественного права».
В Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуляризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитарных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепроникающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек.
Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивным и просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие «глобальных проблем».
Тем не менее, «Век разума» отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии в ходе промышленного переворота.

Вопросы для самопроверки

В ХIХ и начале ХХ вв. европейская культура изменяется очень серьёзно. Примерно со времени завершения Великой французской буржуазной революции (1789-1794) окончательно устанавливался буржуазный строй общества. Города в еще большей степени, чем в средние века, стали местами открытых возможностей для личного развития и карьеры, причем такими путями, которые никогда не были возможны в закрытом,  статичном  сельском обществе. Протестантская этика предложила новое отношение к труду, вывела на высшие позиции в шкале ценностей такие качества человека, как деловитость, предприимчивость, профессионализм. Менялся сам темп жизни, она становилась быстрее, напряжённее.
Промышленное производство становилось индустриальным;  протестантская трудовая этика становилась фундаментом общественной морали; развивалось самосознание социальных классов и групп, особенно буржуазии. Эти процессы к началу XX века, примерно к 1914-1917 годам, завершились созданием индустриального общества со своей специфической культурой, классически буржуазной. В числе основных характеристик этой культуры — существенно повышенный по сравнению с XVIII  и  XIX вв. уровень жизни рабочих, возникновение массовой культуры, окончательное господство «духа капитализма» в общепринятой  системе ценностей, демократизация общества. Буржуазная культура оказалась весьма динамичной, она содержала тенденции дальнейших изменений в связи с возникшими новыми проблемами.

9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма

В хозяйственной культуре индустриализация сделала многие умения и навыки ремесленного производства устаревшими, поставила рабочих в зависимость от колебаний рынка рабочей силы. Менталитет рабочих включил в себя чувство утраты контроля над своей судьбой, ощущение, что машины, хотя и созданные людьми, казалось, становились их господами.
Жизнь в городе XIX столетия была дискомфортна и неприятна. Окружающая среда большей частью была загрязнена отходами и дымом,  население было скученным,  условия жизни — антисанитарными. Основные  жизненные блага (обеспеченность водой, жильем, одеждой, пищей) были доступны ограниченно, и в результате среди рабочих были высоки уровни заболеваемости и смертности.
Вместе с тем сама культура очень быстро менялась.
Промышленная революция создала все условия для применения научного знания в промышленном производстве. Наука стала востребованной, так что начала интенсивно развиваться научная культура. В течение XVIII и особенно XIX веков количество научных открытий и технических изобретений нарастало буквально с каждым десятилетием и каждым годом. Что самое примечательное, эти открытия всё быстрее находили применение в производстве, в технике и технологии.
Как пишет историк науки Дж. Бернал, в середине XIX века наука уже приносила дивиденды, так как научные открытия и исследования легли в основу широко применявшихся устройств. Среди этих машин и приборов были не только станки, механизмы и двигатели, но и системы связи. Были изобретены телеграф (Морзе, Уитстон), телефон (Белл), радио (Герц, Попов, Маркони). Развитие связи определялось тем, что сведения о ценах на товары или акции имеют реальную, подчас исключительно высокую стоимость. Своевременно полученные данные означают деньги.
Во второй половине XIX века особенно быстро начала развиваться физика и технические науки. Широко развернулись исследования электричества и возможностей его применения в хозяйственной культуре. Это привело к новому совершенствованию техники производства, к организации массового производства, появлению новых товаров, в конце концов — к подъёму уровня жизни населения. С середины XIX века развивалась новая химическая промышленность (которая поначалу обслуживала главным образом текстильное производство), были открыты анилиновые краски и изобретены искусственные удобрения.
Начала приносить реальные плоды и биология. Луи Пастер совершенствовал производство вина и пива, занимался проблемами борьбы с инфекцией. Формировались и находили свое место в научной культуре и в жизни общества другие науки, такие, как термодинамика, научная медицина, психология, социология и др.
Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.
Наиболее значительными достижениями хозяйственной и научной культуры этого периода являются:

- 1712 — Томас Ньюкомен изобрёл паровой двигатель;
- 1774-1784 — Джеймс Уатт разрабатывает универсальный двигатель — паровую машину;
- 1779 — паровая машина Дж. Уатта впервые установлена на фабрике;
- 1803 г. — первый пароход (Р. Фултон);
- 1837 — 1838 — С. Морзе изобретает телеграфный аппарат и азбуку;
- 1821-1831 — Майкл Фарадей открывает электромагнитную индукцию, изобретает электромотор и электрогенератор;
- 1839 г. — паровоз Стефенсона;
- 1859-1867 гг. — двигатели внутреннего сгорания (Ленуар во Франции, Отто и Ланген в Германии);
- 1869 г. — периодическая система элементов (Д.И. Менделеев);
- 1876 — А. Белл изобретает телефонную связь;
- 1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;
- 1884 — Чарльз Парсонс создал первую паровую турбину.
- 1885 г. — Готлиб Даймлер и Карл Бенц одновременно и независимо друг от друга изобрели автомобили с бензиновым двигателем внутреннего сгорания;
- 1890 г. — К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
- 1895 г. — братья Люмьер изобретают кинематограф; А.С. Попов демонстрирует в С.-Петербурге сеанс радиосвязи;
- 1896 г. — А. Беккерель открывает естественную радиоактивность; Г. Маркони передаёт первую радиограмму через Атлантический океан; Ч. Парсонс ставит паровую турбину на корабль;
- 1899 г. — появление аспирина;
- 1903 г. —  братья Орвилл и Уилбур Райт строят и поднимают в воздух первый самолёт;
- 1912 Г. — на заводах Г. Форда появилась конвейерная система; и т.д.

В 1900 году появляется слово «ген» — главное понятие современной биологии, и в это же время ключевой категорией физики становится слово «квант».  Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям: в физике и в биологии. С точки зрения науки о наследственности — генетики, биология сформулировала понятие «ген». Физика приступила к изучению элементарных частиц, сформировав разделы, теории и системы квантовой физики (Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор).

9.3. Политика и право

В политической и правовой сферах культуры ведущими были тенденции  демократизации и гуманизации, продолжавшие линию, начатую ещё Ренессансом. Национальные государства, укреплявшиеся в Европе, принимали режим буржуазной демократии и становились парламентскими: либо конституционными монархиями, либо парламентскими республиками. Демократизации культуры способствовало отделение США от Англии. Активно обсуждалась идея необходимости увеличения свободы человека, сопоставлявшаяся с реалиями жизни. В общем всё это вело к усилению либеральных принципов в умонастроении эпохи. С XIX века либеральные идеи стали применяться в практике государственного строительства.
Несоответствие идей либерализма жестокой эксплуатации рабочих на промышленных предприятиях вызвало к жизни рабочие движения и идеологию марксизма. Организованные в движения и партии рабочие сами находили  пути улучшения условий своей работы и жизни средствами политической борьбы. В результате как центральные, так и местные правительства, возможно, опасаясь социальной революции,  начали  улучшать положение фабричных рабочих: принималось фабричное законодательство, осуществлялись санитарные  мероприятия, разрабатывались программы социального обеспечения. Трудовые объединения и политические организации рабочих защищали их интересы, добивались большего участия в прибылях промышленного производства. В условиях буржуазной демократии положение рабочих улучшалось, постепенно формировалось и вступало в действие всё больше норм гражданского общества.

9.4. Религиозная и философская культура

В религиозной культуре установилось относительное равновесие между католицизмом и протестантизмом. Правда, в протестантской среде время от времени продолжали возникать новые секты и течения, но противостояние конфессий, церквей и сект ограничивалось сферой богословия. Среди ведущих учёных-естествоиспытателей к концу периода стали появляться такие, которые начали размышлять о Боге, о взаимодополнительности науки и религии (например, нобелевские лауреаты И.П. Павлов, А. Эйнштейн).
В философской культуре в XIX веке зарождаются новые философские парадигмы. В начале столетия господствовала «философия разума», ведущими фигурами были представители немецкой классической философии. Публиковали свои работы Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Л. Фейербах. Однако уже в 1819 г. немецкий философ А. Шопенгауэр опубликовал книгу «Мир как воля и как представление», в которой отказался от рационализма. Вслед за ним выступили датчанин С. Кьеркегор, француз А. Бергсон, австриец Ф. Ницше, немец В. Дильтей, которые продолжили поиски философских оснований бытия вне сферы разума. Интуиция,  воля к жизни, воля к власти, жизнь — вот ключевые категории иррационалистских философских концепций XIX  века, новой неклассической философии. Ф. Ницше считается основоположником «философии жизни», О. Конт — позитивизма (другие представители — Дж. С. Милль, Г. Спенсер).
Заметным явлением в развитии философской культуры XIX века стало появление марксизма, предложившего рационалистическую концепцию истории человечества и довольно подробно разработанную технологию осуществления социального прогресса. Марксизм был взят на вооружение рабочими движениями и оказал большое влияние на политическую культуру в Европе, а в России превратился в большевизм (ленинизм) и надолго задержал развитие российской культуры.

9. 5. Художественная культура

В художественной культуре продолжались перемены, намеченные ранее. Заметно возросла динамика развития художественной культуры, новые стили и направления стали возникать всё быстрее. В первой половине XIX века вместо классицизма господствующие позиции занимает романтизм. В середине столетия в Европе зарождается и быстро становится популярным, даже модным, ещё один великий художественный стиль — реализм. Во второй половине XIX и начале XX в. в художественной культуре Европы зарождаются новые стили, причём ни один из них более не становится господствующим. Все они продолжают существовать одновременно, давая свой вклад в развитие искусства. Первым из таких стилей обычно называют импрессионизм. Искусствоведы указывают, что появление импрессионизма указывало на кризис реалистических концепций. Вскоре, в конце XIX века, возник постимпрессионизм, затем символизм. На стыке веков в европейском искусстве возникает множество стилей, которые можно определять как модернистские: кубизм, абстракционизм, сюрреализм и т.д. Этот процесс продолжился в новейшее время.

9.5.1. Романтизм

Романтизм, строго говоря, не просто стиль в искусстве. Это интеллектуальное движение, процветавшее в Европе примерно с конца VIII до середины XIX веков. Европейское Просвещение подчеркивало роль разума в регулировании социальной жизни. Мыслители и художники Просвещения предполагали, что люди во все века и во всех странах одинаковы (отсюда их установка подражать лучшему из миров — древней Греции и Риму). Просвещение утверждало наличие универсальных стандартов в искусстве и адресовалось всем странам и народам, было космополитическим. Романтизм стал оппозицией Просвещению. Он придавал главное значение различиям, а не единообразию. Романтики верили в уникальность индивида, личности, определяемую жизненным опытом. При этом жизненный опыт индивида считался очень сильно зависимым от национального характера. Философы, художники, писатели и композиторы — романтики были погружены в историю своего века, и это привело к зарождению и развитию идей национализма.
В художественной культуре романтизм был прямой противоположностью классицизму с его канонами и требованиями завершённости, гармонии, равновесия. Романтизм воспевал несогласие, бунтарство, вечные поиски и борьбу. Романтики рассказывали о трагическом одиночестве героя, недовольного существующим обществом, сравнивающего это общество с идеалом и пытающегося идеал отыскать. Поиски идеала с трудом укладывались в реалии буржуазного общества. Романтизм был далёк от действительной жизни.
Романтизм родился в Германии и получил широчайшее развитие во Франции, в Англии.
Дух романтизма реализовался сначала в литературе. Корни немецкого романтизма лежат в движении 1770-1780 гг. «Штурм унд дранг» («Буря и натиск»), о котором уже говорилось ранее.  
В последние годы XVIII столетия братья Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель сформулировали новаторские эстетические концепции. Эти концепции и стали ориентиром для первого поколения романтиков, известных как «ранние романтики». Под влиянием философа И. Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Наиболее известными поэтами этого течения были Новалис и Людвиг Тик. Между 1802 и 1815 гг. в Гейдельберге зародилось второе поколение немецкого романтизма, куда относятся, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. T. A. Гофман.
Началом английского романтизма считаются лирические баллады Вордсворта и Колериджа (1798). Уильям Блейк, Вордсворт и Колеридж относятся к ранним романтикам. Их социальная философия отчетливо развивала религиозные аспекты, подчеркивая духовное развитие, а не прямое политическое действие. Более молодые романтики — Байрон , Перси Биши Шелли и Джон Китс . Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Английский романтизм замечателен также своей прозой. Здесь доминируют три фигуры. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов. Скотт оказал всемирное влияние большее, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли во «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика.
Во Франции романтизм расцвёл поздно. Самые известные представители в литературе — Виктор Гюго , Александр Дюма-отец и Альфред де Мюссе. Лирическая поэзия Альфонса де Ламартина, Мюссе и Гюго с её эмоциональностью и акцентами на личность была романтична и неизбежно вела к «Цветам зла» Чарльза Бодлера (1857), по-видимому, самому экстремальному выражению французского романтизма.
В Соединенных Штатах  Америки романтизм никогда не был так влиятелен, как в Европе. Ближе всего к европейскому романтизму было творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. В некотором смысле романтиками можно называть Натаниэля Хоторна, Генри Лонгфелло, Германа Мелвилла, Эдгара Аллана По и Уолта Уитмена.
В живописи развитие романтизма отмечено ростом престижа пейзажной живописи, происходившим с середины XVIII до середины XX века. В английской живописи самыми крупными живописцами века были Джон Констэбл и Дж. Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты. В пейзажах Констебла, практически современника Вордсворта и Колериджа, воплощен национальный дух. В картинах Тернера поражает индивидуальное восприятие природы, особенно мощных атмосферных эффектов. Английский романтик Вильям Блейк создавал синтетические работы. Это книги из гравюр, объединённых словом — стихами самого Блейка. Самая известная из этих книг — «Песни Невинности и Опыта» (1794), в которой появилось стихотворение «Тигр».
Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма — Каспар Давид Фридрих. Его аллегорические пейзажи обладают задумчивой силой, столь же замечательной, как энергия Тернера. Часто упоминается загадочный «Крест в горах» Фридриха (1808), изображающий освещённый сзади лучами заходящего солнца силуэт замученного Христа на вершине покрытой редким сосняком горы. Эта картина считается в немецком искусстве своего рода рубежом. С ним сопоставим немецкий художник П. O. Рунге.
Во Франции романтизм проявился в исторической живописи (например, «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, 1819). Жерико сильно повлиял на Эжена Делакруа, чьи яркие холсты на исторические и литературные темы, типа «Смерти Сарданапала» (1827-28), вероятно, лучше всего соответствуют общему понятию романтического искусства. Французский художник Ж. Грос прославлял победы Наполеона. 
В Испании Франсиско Гойя показал ужасы войны в таких холстах, как «Третье мая 1808» (1814), и в сериях гравюр («Ужасы войны», «Капричос»).
Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое и в экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые.
В музыке романтизм охватывает  самый широкий диапазон. С начала XIX века композиторы стали использовать романтичные романы и драмы для создания опер и симфонических поэм. Например, роман В. Скотта «Невеста Ламмермура» (1819) лёг в основу сюжетов картины Делакруа (1821) и оперы Доницетти (1836). В музыке нашли выражение многие темы романтизма — культ молодости, индивидуализма, интенсивности и крайностей чувства, любовь к природе, одиночеству, национализму, идеализм.
Романтичную музыку отличают длинные, выразительные мелодии; красочная гармония и инструментовка; свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы. Многие композиторы решили восстановить музыкальные инструменты более ранних периодов. Тональность стала основным принципом организации музыки.
Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен , Михаил Иванович Глинка, Франц Лист , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Джузеппе Верди и Рихард Вагнер . Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия.
Традиции романтизма использовали Иоганнес Брамс , Антонин Дворжак ,  Сезар Франк , Камилл Сен-Санс   и Пётр Ильич Чайковский . Антон Брукнер, Иоганнес Брамс, Франк и Чайковский умерли в 1890-х, последнем десятилетии позднего романтизма. Поздние романтики типа Габриэля Форэ, Эдварда Грига, Густава Малера и Николая Римского-Корсакова связали романтизм со стилями современной музыки. Ярко выражен романтизм в сочинениях Сергея Рахманинова и Рихарда Штрауса .


Вильям Вордсворт (1770-1850), один из передовых лирических поэтов Англии, служил сильной связью между 18-ым и поэзией 19-ого столетия. Публикация его «Лирических Баллад» считается рождением романтического движения.

Сэмюэль Тэйлор Колеридж (1772-1834) написал большинство своих выдающихся стихов в течение шести лет близкой дружбы с Вильямом Вордсвортом. Их сотрудничество закончилось «Лирическими балладами» (1798), поэтическим манифестом английского романтического движения.

Лорд Байрон (1788-1824), английский поэт, который повлиял на литературу романтизма как своим ярким образом жизни, так и своей поэзией. Он сбежал из Англии, чтобы избежать скандала, и погиб в борьбе за греческую независимость.

Джон Китс (1795-1821), был одним из выдающихся английских романтических поэтов. Несмотря на короткую карьеру, входит в число наиболее известных английских писателей.

Виктор Гюго (1802-85), известный французский писатель-романтик, считается одной из передовых литературных фигур XIX столетия. Наиболее известны его романы «Собор Парижской богоматери» (1831) и «Отверженные» (1862).

Александр Дюма (1802-70), французский писатель, прославился историческими романами: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо, «Человек в железной маске» и др. Он известен как Дюма «старший» или «отец»; следует отличать его от его сына, Александра Дюма (1824-95), известного как «Дюма-сын».

Фредерик Шопен (1810-1849) — польский композитор, писавший виртуозные лирические пьесы и танцы. Его музыка,  написанная почти вся для фортепьяно, отличается яркой романтичностью и классической ясностью.

Франц (Ференц) Лист (1811-86) — венгерский композитор, дал свой первый концерт на фортепьяно в возрасте девяти лет и в конечном счете стал признанным пианистом-виртуозом своего времени. Оставил больше 700 произведений, включая симфонию «Фауст» и 20 «Венгерских рапсодий».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В первой половине xix века вместо классицизма господствующие позиции занимает романтизм
Культура является познающему субъекту как  все  имеющие место в конкретно исторических условиях
Лалетин Д. Культурология студента 1 искусства
Культуры

сайт копирайтеров Евгений