Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По этому поводу можно заметить, что понятие синтеза охватывает, наряду с творческими, и репродуктивные процессы. Более того, это понятие направляет внимание исследователя не только на "творческую лабораторию" как таковую, но и на все пространство индивидуального бытия, на весь жизненный путь, а через него в известной мере - на круг близких данному человеку людей, а также на его предков, его род. Наконец, через коллизии индивидуальной жизни, через их понимание и переживание можно попытаться "вдохнуть воздух" той эпохи, которой принадлежал или принадлежит человек, т.е. понять ее как целое, почувствовать особенности ее атмосферы, ее духа.

Категория синтеза позволяет, следовательно, оценить значимость принципиально иных стратегий отношения к миру и человеку: 1) формирования представлений о природном и социальном универсуме, исходя из личностной "вселенной", которая, можно полагать неисчерпаемой; 2) признания при этом, наряду с рациональными формами освоения мира, не менее высокой ценности ощущения, переживания, чувства.
§ 3. Мировосприятие как итог и предпосылка культуры.

Жизненный опыт индивидуума, складывающийся благодаря его способности внутренне собирать и особым образом подытоживать разнородные явления бытия, имеет, в свою очередь, в качестве предпосылки память, а также рассудок, интуицию, чувства.

Понятна условность подобного разделения этих потенций, как и условность разделения получаемого благодаря им знания на опосредованное и непосредственное. На это обстоятельство указывал, в частности, Гегель: "Религия, нравственность, хотя они и суть вера, непосредственное знание, все же всецело обусловлены опосредствованием, которое носит название развития, воспитания, образования"[30].

Как невозможно отыскать в чистом виде исключительно творческий акт или, наоборот, исключительно репродуктивный - в том, и в другом всегда есть и новаторские, и рутинные элементы, - так невозможно разделить и упомянутые предпосылки, которые присутствуют в каждом значимом человеческом деянии, чего, впрочем, отнюдь нельзя сказать о тех или иных исторических периодах.

Например, общую направленность гуманитарной науки в бывшем Советском Союзе, да и не только в нем, ряд авторов оценивали весьма резко, оперируя при этом категориями рациональности и нерациональности (с которыми в принципе соотносимы, на наш взгляд, понятия опосредованного и непосредственного знания).

"Терпит крах гипертрофированная "научная рациональность", доведенная до предельных форм редукционизмом и структурализмом и истощенная ими", - заявлял, например, И.Т.Фролов[31]. Б.В.Раушенбах подчеркивал, в связи с этим, что "вновь возрастает интерес к внелогическому, недискурсивному знанию, стремление к целостному восприятию мира вместо движения к торжеству, односторонне трактуемой "научной картины мира". Точно также рождается и целостное мировосприятие вместо узкорационально понимаемого "научного мировоззрения"[32].

Было бы, пожалуй, неточным считать такой интерес к внелогическому всего лишь реакцией на "засилье" рационализма. Этот интерес в значительной мере обусловлен спецификой самого предмета "недискурсивного" знания.

В чем виделась эта специфика?

"Сущность и специфика мира духовно-практических чувств, - как полагал, например, В. Г. Семенов, - основывается на способности человеческой чувственности в своей специфической форме воплощать в себе богатство и полноту реальных жизненных процессов (курсив мой - П.К.), выступать действительной мерой их реализации и тем самым совпадать с той наивысшей ценностью, которой для человека является его жизнедеятельность"[33].

Интересные аспекты внелогического также подмечены О. Г. Дробницким: "Часто нравственное и эстетическое чувство вступает в спор с соображениями очевидной целесообразности, рациональности, практически утилитарной потребности и нередко оказывается правым... В конечном счете это чувство, казалось бы столь сокровенно-личное, имеет свое основание во всемирно-исторической перспективе развития человеческого общества... Сугубо личное переживание, оказывается, способно иногда вывести нас за пределы наличных обстоятельств и условий в область широкой исторической перспективы. "[34].

Допустимо упомянуть в связи с этим и М. М. Бахтина, имея в виду, его понимание функций смеха в истории культуры, функций, которые не могли не предполагать наличие соответствующего эмоционального состояния индивидов в качестве своего результата, с одной стороны, и предпосылки - с другой: "Смех знаменует не страх, а сознание силы... смех связан с производительным актом, рождением, обновлением, плодородием, изобилием, едой и питьем, с земным бессмертием народа... наконец, смех связан с будущим, с новым, с грядущим, очищает ему дорогу"[35].

Вполне очевидно, таким образом, что внелогическое, недискурсивное, строй чувств оцениваются уже отнюдь не в качестве простого фона рациональной активности человека и даже не в качестве ее эпифеномена, а как нечто гораздо более значительное.

Эта значительность обусловлена теми особенностями непосредственного знания и, в частности, той ролью чувств (эмоций, переживаний, аффектов), которую они играют в феноменологическом осознании человеком себя самого как своеобразной целостности, как неповторимого единства: "Рассудок... есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком и со всеми почесываниями"[36].

Упомянутое единство обретается, по меньшей мере, в двух планах: а) в плане связующего звена между биологическим и надбиологическим, соматическим и психическим; б) в плане объединяющего начала в отношении жизненных событий как в индивидуальной истории, так и текущем моменте. В этом смысле "память сердца" действительно оказывается сильнее "рассудка памяти печальной".

Другая особенность строя чувств, эмоционального строя состоит в том, что благодаря ним не только осуществляется практически мгновенный синтез синтез жизненных перипетий в индивидуально-родовом и текущем планах, но и столь же мгновенно происходит сравнение соответствующих итоговых переживаний с тем общим ощущением мира, которое при этом непременно присутствует. Другими словами, дается своего рода "самооценка" пройденной части жизненного пути:

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю...

Эта "самооценка", выражаясь изначально в форме чувства, и в силу этого далеко не всегда осознанная и осмысленная, неявно содержит в себе, как мы предполагаем, характеристику общей, конечной направленности пройденной части жизненного пути в тех "системах координат", которые так или иначе приемлются людьми в данном сообществе в определенную историческую эпоху. Знак эмоции, может, по-видимому, выступать в качестве своеобразного "индикатора" этой направленности.

Допустимо также предположить, что подобная "самооценка" оказывается потенциально способной пролить свет и на состояние социального контекста, в котором пролегал этот жизненный путь.

Отметим, наконец, еще и такую особенность эмоций, как обеспечение часто незримого, "невербального" общения, которое в большей или меньшей степени присутствует практически во всех межличностных контактах, в особенности, в начальном периоде жизни индивидуума. Наследование человеческих качеств, определенных черт характера, специфики видения мира, словом, трансляция традиций, культуры в их индивидуально-жизненных, экзистенциальных аспектах, по-видимому, и происходит в первую очередь благодаря именно этой способности эмоционально "заражать" и "заражаться".

Мы предполагаем, таким образом, что строй чувств (эмоциональный строй), его определенная динамика есть не что иное, как индивидуально-человеческий результат функционирования мира культуры. Этот строй в рассматриваемом нами антропологическом аспекте и выступает, по всей вероятности, как "предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, практически-технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых)", та самая "предельная общность", которую А. Ф. Лосев называет культурой[37].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мировосприятие смещается к полюсу радости
Китаев П. Культура человеческое измерение культурологии 11 культуры
Человеческая деятельность
Случаях криминального характера личности общественных
Сущность человека

сайт копирайтеров Евгений