Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-16-

арыка. В горах дворов обычно не было, и квартал состоял из тесно прижатых друг к другу жилых и хозяйственных построек, нередко расположенных ярусами по склону.

Главным строительным материалом на равнине была глина. Постройки обычно возводили на сложенном из булыжника цоколе. Основу сооружения составлял каркас из деревянных брусьев, важнейшими деталями которого были продольные балки, клавшиеся по цоколю, и параллельные им балки, клавшиеся по поверхности стены, а также вертикальные столбы, соединявшие их по углам. Стены возводили из сырцового кирпича (самана) или битой глины (пахсы). В некоторых районах стены лепили из глиняных катышей, их укладывали в промежутки между вертикальными и наклонными жердями, которые укрепляли между угловыми опорными столбами каркаса. Верхние горизонтальные балки каркаса, уложенные по поверхности стен, служили основой перекрытия. На них клали несколько (обычно нечетное число) поперечных балок, а сверху вплотную укладывали расщепленные пополам тонкие бревна или жерди. Выше настилался слой тростника или соломы, а затем насыпалась земля. Для поддержания перекрытия больших помещений ставили опорные столбы. Верх крыши обмазывался глиной, перемешанной с соломой. Толстой глиняной обмазкой покрывались и стены, внутри и снаружи. Пол был глинобитным.

Исходной формой традиционного таджикского жилища считается прямоугольная постройка - "хона", разделенная на две половины: жилую часть - собственно <хона" и подсобную - "дахлиз". Это деление может быть условным - пол дахлиза делается несколько ниже пола основной части помещения или реальным - дахлиз отделяется невысокой деревянной перегородкой или стеной. Входят в дом со стороны дахлиза, здесь же находится очаг. Его устанавливают в примазанном к стене глинобитном возвышении. Он вырезается в толще глины и напоминает по форме широкогорлый сосуд с округлым дном. Над очагом сооружается небольшой навес, собирающий дым, который выходит через дымоход в стене. Этот очаг служит для приготовления пищи и кипячения воды. Для выпечки хлеба вне дома сооружается специальная печь - "танур". Для обогрева в полу жилой части дома делается углубление, в которое насыпают горячие угли. Над ними ставится невысокий столик - "сандали". В холодные вечера вся семья собиралась около сандали, его накрывали одеялом, которое старались растянуть так, чтобы

-17-

укрыть ноги всем членам семьи. Мебель в таджикских домах отсутствовала. Ее заменяли ковры, одеяла, подушки. Спали на полу на широких глинобитных возвышениях, шедших вдоль стен. На них же и ели, сидя вокруг расстеленной скатерти - "дастархана". В стенах дома устраивались ниши, куда помещали одежду, постели, утварь. Летом жизнь семьи в основном проходила во дворе. Для защиты от солнца вдоль фасада дома обычно устраивалась открытая терраса на столбах - "айвон".

Описанный тип таджикского жилища не был единственным. Существенные отличия имели жилища горцев - они строились из камня и в некоторых районах имели не плоские, а сводчатые перекрытия со световым люком в центре; в южном Таджикистане были распространены дома и с двускатными крышами и т.д. Имелись также существенные отличия в устройстве очага, во внутренней организации жилого помещения. Эти отличия были вызваны различными природно-климатическими условиями, культурно-историческими традициями отдельных районов и своеобразием социальной организации отдельных этнографических групп.

Одежда различных групп таджиков отличалась только деталями.

В состав мужского комплекса как горного, так и равнинного населения входили широкая рубаха - "курта" из хлопчатобумажной ткани, шаровары, халат, поясной платок и тюбетейка. Перед и спинку рубахи шили из одного куска, перегибая его на плечах и делая в середине вырез для головы. Рукава и бока пришивались к основному полотнищу. Такой покрой этнографы называют туникообразным. Шаровары - "эзор" делали широкими, свободными сверху и узкими книзу. Рубаху носили навыпуск, подпоясав сложенным по диагонали платком. Поверх рубахи надевали распашной прямой халат, летний - легкий без подкладки, зимний - на вате, простеганный сверху донизу. Обычно его шили из цветной, чаще полосатой (полосами вдоль) хлопчатобумажной ткани. Горцы носили халаты из некрашенной домотканной шерсти, по вороту их украшали вышитым орнаментом. Непременной частью горского мужского костюма были вязаные цветные чулки - "джураб", на них надевались сыромятные башмаки - чарыки ("чорук") на мягкой подошве. На равнине носили высокие мягкие сапоги-чулки - "махси", в которые заправлялись шаровары, при выходе из

-18-

дома на сапоги надевали кожаные галоши. Сапоги с каблуками использовались для верховой езды.

Голову мужчины брили, оставляли усы, а старики и бороду. На голову надевали тюбетейку, она представляла собой невысокий конический колпак, покрытый цветной вышивкой, своеобразной у различных групп. Поверх тюбетейки на равнине мужчины носили чалму. В XX в. у таджиков распространилась плоская квадратная черная тюбетейка с белой вышивкой - "чусти" (т.е. чустская), которую стали носить и женщины, ранее покрывавшие голову только платком.

Женский костюм был подобен мужскому, он также состоял из рубахи - "курта" и шаровар. Но женская курта была длиннее и украшалась вышивкой, она могла быть и однотонной и яркой многоцветной, с рисунком. Шаровары шились из двух видов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, а нижнюю, которая видна из-под рубахи, - из более дорогой и нарядной. У щиколотки шаровары затягивали тесьмой. Верхней одежды женщины вообще не имели, в холодную погоду они носили стеганый халат, подобный мужскому. Волосы расчесывали на прямой пробор и заплетали в косички и косы, к которым прикреплялись подобные косичкам шнурки из шерсти и украшения. При выходе за пределы дома женщина должна была надеть особую одежду - паранджу ("фаранджи"). Это был халат-мешок с ложными рукавами, сшитыми за спиной, и черной волосяной сеткой спереди ("чачван"), который надевался сверху на голову и скрывал фигуру и лицо. Обычай ношения паранджи пришел к таджикам только вместе с утверждением мусульманской религии и поддерживался духовенством. В кишлаках, однако, он не получил массового распространения, а в некоторых горных районах вообще не привился.

Основной формой семьи у таджиков в начале XX в. была малая семья, однако вплоть до 30-х годов в отдельных регионах сохранялись большие неразделенные семьи, объединявшие несколько поколений. В равнинных районах малая семья господствовала, но тесная связь между родственными семьями сохранялась. Одним из проявлений этой связи было стремление селиться внутри родового квартала или даже отдельным кишлаком. Стойко сохранялся обычай взаимопомощи, предпочтение родственных браков, особенно кузенных, родовые кладбища. И в горных, и в равнинных районах быт семьи определялся принципом патриархальности: по отцовской линии велся отсчет родства, мужчина являлся гла-

-19-

вой дома и основным владельцем имущества, ему принадлежало предпочтительное право наследования, он имел преимущественное право на развод и на детей в случае развода и т.д. Непременным условием брака был калым, который выплачивался отцу невесты. В состоятельных семьях обычной нормой было многоженство. В горах в связи с большим значением женского труда, особенно в скотоводстве, женщина не изолировалась от общества, как это было на равнине, особенно в городах, где она не имела права без паранджи покидать внутреннюю часть усадьбы, и фактически была пленницей мужа.

Общественная жизнь таджиков сосредоточивалась в пределах кишлака или квартала, которые более или менее стойко сохраняли традиции соседской общины. В горных районах еще удерживалось право коллективного пользования частью общинных земель (покосы, пастбища, пустоши и т.п.) и право общественного надзора за использованием земель, находившихся в частном владении, существовали различные виды коллективных работ и взаимопомощи. Наряду с мечетью, являвшейся не только местом культовых действий, но и постоянным местом собраний членов общины, в горных кишлаках имелись обычно располагавшиеся рядом с мечетью мужские дома - "алоухона" ("дом огня"). В алоухона проводились общественные празднества, принимались гости, обсуждались дела, в зимние вечера сюда сходилось все население и устраивалась коллективная трапеза, с развлечениями: пением, танцами, играми, слушали сказочников, сказителей, певцов. В равнинных кишлаках и городах алоухона не сохранились, их функции частично перешли к чайным ("чайхана"), частично к особым вечерним собраниям с совместной трапезой - "джура" ("тугма"), которые объединяли лиц одного возраста, вносивших определенный пай.

Большое влияние на семейную и общественную жизнь таджиков оказывала религия - ислам суннитского толка. Служители культа принимали участие почти во всех семейных и общественных обрядах и празднествах. В их руках находилось образование, сущность которого сводилась к заучиванию молитв, текста Корана и элементарному объяснению его содержания. Мусульманское духовенство широко использовало древние неисламские по своему происхождению верования и обряды, вело торговлю различными амулетами - оберегами, поощряло поклонение языческим святилищам, превратив их в святые места - "мазары", поддержива-

-20-

ло старый культ предков, связав его с почитанием мусульманских святых и праведников.

В семейной и общественной обрядности таджиков, особенно горных районов, из-под мусульманской религиозности явственно выступали черты более ранних религиозных воззрений и, в том числе первобытных анимистических и магических верований. Наиболее ярко они проявлялись в период празднования Нового года - Навруза, который по древней земледельческой традиции отмечался весной перед началом полевых работ. Сам Новый год наступал в день весеннего равноденствия - 21 марта, но связанные с ним обряды начинались еще в первые теплые дни февраля. Они состояли из общественных ритуальных пиршеств и увеселений, в том числе гуляний за пределами города или кишлака, в которых участвовали не только мужчины, но и женщины, и дети. Накануне Навруза подростки, украсив себя цветами, с пением песен, восхваляющих весну и Навруз, носили от дома к дому шест с букетом весенних цветов, а хозяйки готовили ритуальное кушанье "суманак" - кисель из проросших зерен пшеницы. В ночь Навруза дом окуривали благовонными травами и зажигали светильники. А наутро, надев чистую и по возможности новую одежду, все отправлялись на гулянье (мужчины и женщины отдельно). В этот день проходили соревнования борцов и наездников, устраивались представления бродячих артистов - "масхарабоз", фокусников, музыкантов. Женщины качались на качелях, молодежь развлекалась играми. Яркие народные обрядовые гулянья, связанные, как и Навруз, с культом оживающей природы и плодородия, устраивались и поздней весной, когда распускались маки и тюльпаны. Тюльпану был посвящен особый праздник - "Лола", сопровождавшийся обрядовыми купаниями, танцами, пением, факельным шествием мужчин.

После присоединения Средней Азии к России большая часть территории современного Таджикистана (в основном, горные районы) вошла в состав Бухарского эмирата, меньшая часть (некоторые северные районы) - в состав управлявшегося русской администрацией Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарский эмират - классический образец восточной деспотической монархии. Его социальной основой был разветвленный военно-административный аппарат, в том числе различные группы феодалов-землевладельцев. Феодальными собственниками земель являлись также государство и мусульманское духовенство. На территории генерал-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура 6 невесту
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура 7 туркмен
Его воссоединение в составе российского государства создало условия для консолидации казахов
В засушливых восточных районах необходимо было орошение

сайт копирайтеров Евгений