Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ности. Это были обитатели равнинной Восточной Грузии - картлийцы и кахетинцы, низменностей и предгорий Западной Грузии - имеретинцы, мегрелы, гурийцы, аджарцы, южных склонов Большого Кавказа - сваны, лечхумы, ра-чинцы, мохевцы, хевсуры, пшавы, тушины и Южного нагорья - месхи и джавахи. Большинство из них говорило на диалектах одного языка - восточногрузинского, картвельского; мегрелы и сваны сохраняли самостоятельные, но близкородственные восточногрузинскому языки. Процесс национальной консолидации грузинского народа завершился только в течение XX в.

Несмотря на большое разнообразие природно-климатических и социально-исторических условий, в которых проходило формирование каждой конкретной локальной группы, в Грузии можно выделить три крупных региона, имеющих различные направления в сфере хозяйства и особенности в сфере культуры. Это - долинная часть Восточной Грузии; низменные районы Западной Грузии и высокогорные области Большого Кавказа и Южного нагорья.

В долинах Восточной Грузии издревле преобладало земледельческое хозяйство, сочетавшее в себе выращивание зерновых (в основном пшеницы и ячменя) с виноградарством, плодоводством, огородничеством, а местами и с шелководством. Скотоводство здесь имело подсобное значение (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, свиньи, птица). В Западной Грузии наряду со старыми зерновыми (просо, пшеница, ячмень) исключительно широко была распространена кукуруза. К традиционным виноградарству, плодоводству и шелководству в середине XIX в. здесь прибавилось выращивание ценных субтропических культур - чая и цитрусовых, а также хлопчатника и табака. Земледелие в Западной Грузии сочеталось с отгонным скотоводством (отгон крупного рогатого скота), а в прибрежной полосе и с рыболовством. В горах ведущая роль принадлежала скотоводству, причем в одних районах (сваны, хевсуры) преобладало разведение крупного рогатого скота, в другом (пшавы, тушины) - мелкого. Скотоводство везде непременно сочеталось с горным земледелием. Включение Грузии в систему общероссийских экономических связей во всех районах в течение XIX в. способствовало повышению товарности хозяйства.

Технология земледелия в каждом конкретном районе была различна. В Восточной Грузии преобладали переложная и паровая системы земледелия, в Западной - наряду с ними

-75-

существовала залежная и подсечная, в горах подсека сосуществовала с террасным земледелием. В засушливых восточных районах необходимо было орошение, а в заболоченных западных - осушение почв. Орошение применялось и в горах. Наиболее распространенным пахотным орудием в восточных районах был тяжелый плуг с однолезвийным лемехом, резаком и отвальной доской, имевший обычно колесный передок - "анеулис гутани", подобный армянскому тяжелому плугу. Он также требовал мощной упряжки - до 8-10 пар волов. Наряду с ним применялся легкий безотвальный плуг - "ачача гутани", в который впрягали одну пару волов. В западных районах ачача гутани нередко был основным орудием. В горах основным орудием была легкая чиркающая почву соха - "кавцера". В горных условиях, где невозможно было применение пахотных орудий (на склонах), землю обрабатывали различного типа мотыгами. Мотыги широко применяли также в долинных районах - при обработке виноградников, огородов, бахчей, прополке зерновых и пр. Уборка хлебов проводилась серпами разного типа и косами. Сохранялся также архаический способ обламывания колосьев с помощью специальных палочек. Убирали хлеб мужчины. На равнине при обмолоте применялась распространенная по Закавказью деревянная доска, с вбитыми в рабочую часть камнями. В Грузии она называлась "кеври". В горах хлеб обмолачивали, гоняя по снопам волов. Просо обычно выбивали в деревянных или каменных ступах - "чамури".

Важнейшей отраслью грузинского традиционного хозяйства было виноделие. Им занимались всюду, где произрастала виноградная лоза, т.е. до высоты 1340 м. Однако главными центрами виноделия считались Кахетия и Имеретия. Вино издавна было одним из основных предметов вывоза, а с открытием для Грузии огромного российского рынка виноделие приобрело еще более выраженный товарный характер. Для Грузии были характерны два типа виноградной лозы - в форме низкого куста (Восточная Грузия) и в форме высокой вьющейся лианы (Западная Грузия). Виноградарство требовало от крестьянина исключительно высокой квалификации и больших затрат труда. Наиболее ответственной операцией в годичном цикле работ виноградаря была обрезка лишних глазков и побегов. Ее производили обычно только старшие мужчины. В уборке винограда принимали участие все члены семьи. Снятые кисти в больших корзинах сносили в особое помещение - "марани", которое было предназначе-

-76-

но для производства вина. Здесь находилась давильня - "сацнахели". Обычно это был огромный деревянный чан, в полствола столетней липы, вмещавший в себя до 1,5-2 тонн винограда, или сложенный из камня цементированный бассейн (Восточная Грузия). Виноград давили ногами исключительно мужчины. Сок вместе с выжимками сливали в глиняные бочки - "квеври" ("чури"), которые тут же на территории "марани" были закопаны в землю. В них сок проходил первую стадию брожения, длившуюся 7-10 дней. Молодое вино отделяли от выжимок и переливали в другие, чистые сосуды, которые плотно закрывали каменными крышками. Вино переливалось несколько раз в течение зимы и к марту-апрелю считалось готовым. Его хранили и развозили в бурдюках - снятых целиком воловьих или козьих шкурах, вывернутых шерстью внутрь и смазанных изнутри дегтем.

Для трех основных хозяйственных регионов Грузии были характерны три различных типа поселений и жилищ.

В Восточной Грузии преобладали крупные многодворные поселения, разделенные на кварталы, состоявшие из тесно прижавшихся друг к другу усадеб. Внутри усадеб кучно располагались жилые и хозяйственные строения (хлев, саманник, марани и пр.). В центре такого селения была площадь и находилась церковь. За его пределами лежали поля, виноградники, выпасы, сады, огороды. В течение XIX в. здесь еще встречалось архаическое, сложенное из камня жилище с куполообразным перекрытием - "дарбази", подобное азербайджанскому "карадаму" и армянскому дому с "ердиком", в центре которого располагался открытый очаг. Его особенностью было наличие центрального опорного столба, богато украшенного резьбой - "дедабодзи", который считался вместилищем духа - покровителя семьи. К началу XX в. жилища типа "дарбази" были вытеснены домами с двускатным перекрытием - одно- или двухэтажными, нередко с навесом на деревянных столбах. Отапливался такой дом пристенным камином - "бухари".

Для Западной Грузии были характерны поселения, состоявшие из больших (в несколько гектаров) усадеб, внутри которых находились не только дома и хозяйственные строения, но также поля, виноградники, сады, пасеки, покосы, а иногда и участки леса. Такие поселения тянулись вдоль улиц-дорог на многие километры. Постройки здесь были свободно разбросаны по территории усадьбы. Жилищем в Западной Грузии в начале XX в. служил дощатый дом с дву-

-77-

скатной, а чаще с четырехскатной крышей из драни - "ода". Обычно он ставился на невысокие сваи. Вдоль фасадной стены или вокруг всего дома хила открытая галерея. Отапливался он пристенным камином, внутри вдоль стен устраивались деревянные нары. В XIX в. в Западной Грузии еще существовали дома с земляным полом и центральным очагом, а также круглые плетеные хижины, крытые соломой.

В горных районах поселения обычно располагались на склонах, в местах, неудобных для земледелия. Как правило, они были невелики и представляли группу 2-4-этажных построек из камня, тяготевших к небольшой площади - месту сбора скота перед выгоном на пастбище и месту схода общины. Выше и ниже в горах обычно находились временные жилища и отселки. За пределами селения стояли и святилища - "хати". Внешне горные селения напоминали средневековые крепости; некоторые из них действительно имели оборонительные стены и над большинством из них возвышались боевые башни. Усадьбы здесь представляли собой сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений, собранных под одной крышей, но расположенных на разных этажах. Так, в сванской усадьбе в нижнем этаже находилось главное помещение - "мачуб", в центральной части которого вокруг очага зимой размещалась семья, а вдоль стен в стойлах и загонах, отделенных от центральной части деревянной перегородкой с прорезанными в ней окнами, содержался скот. Мачуб делился на мужскую и женскую половины: в первой стояло деревянное резное кресло старшего мужчины и резная скамья со спинкой - его кровать, находились инвентарь для мужской работы и оружие, во второй - ткацкий станок, пряжа, кувшины для воды, обыденная утварь и т.п. Во втором этаже, расположенном над мачубом, хранилось сено и другие корма для скота, находились амбары и кладовые, летом здесь спали и члены семьи. К дому была пристроена высокая оборонительная башня. У хевсуров усадьба обычно имела три этажа: на первом также размещался скот и находилось основное помещение для семьи, на втором - хранились запасы и спали мужчины, на третьем - содержался сельскохозяйственный инвентарь и располагался ток. У тушин усадьба представляла собой четырехэтажную жилую башню. На первом этаже был хлев, на втором и третьем - жили члены семьи и хранилось продовольствие, четвертый был предназначен только для обороны.

-78-

Особый тип поселения представляли собой города. Многие из них сложились как феодальные административные центры, сильные крепости и средоточия ремесла и торговли. В грузинских городах были развиты кузнечное производство, изготовление медной и серебряной посуды, златокузнечное и ювелирное дело, гончарство, резьба по дереву и различные виды деревообработки, резьба по камню, кожевенное производство, ткачество, изготовление одежды и обуви и т.д. Жизнь ремесленных кварталов в грузинских городах и особенности производства в начале XX в. в значительной степени определялись принятыми еще в эпоху средневековья цеховыми уставами и традициями. Вместе с тем в это время значительную прослойку городского населения уже составляли рабочие капиталистических предприятий. Города служили также местом сбыта крестьянами своей домашней продукции - домотканных тканей, ковровых, войлочных и вязаных изделий, деревянной посуды и утвари, шерстяной, льняной, шелковой и хлопковой пряжи и пр. Все города Грузии располагались в долинной и предгорной зонах.

Ко второй половине XIX в. в долинных районах Грузии сложился определенный общий тип мужского и женского костюма, формирование которого проходило под влиянием культуры городских центров, прежде всего Тифлиса (Тбилиси). Этот тип костюма вобрал в себя элементы средневекового грузинского костюма и костюма, распространенного у народов Северного Кавказа. Вместе с тем у отдельных этнографических групп, особенно у восточных горцев - пшавов и тушинов и грузин юго-западных районов - гурийцев и аджарцев, сохранялось большое своеобразие, вызванное их исторической обособленностью. Вплоть до начала XX в. в народном грузинском костюме ярко проявлялись социальные отличия - в материале, покрое, расцветке, орнаментации и пр., которые поддерживались сложной социальной иерархией, унаследованной от эпохи средневековья.

У населения долинной части Грузии в комплекс мужской одежды входили свободная рубаха туникообразного покроя, с квадратной цветной вставкой спереди и прямым разрезом вдоль груди справа; нижние и верхние штаны - "шалвары", которые заправлялись в шерстяные или кожаные ноговицы; короткий приталенный архалук, с застежками от ворота до пояса, и длинная (до колен или ниже) суженная в талии и расклешенная книзу "чоха" (кафтан-черкеска) с газырями. Верхние шалвары, архалук и чоху крестьяне обычно шили

-79-

из темной домотканной ткани. В непогоду или дорогу поверх чохи надевали длинный плащ из особо выделанного войлока с начесом - "бурку" и капюшон - "башлык", из тонкого сукна с длинными широкими концами, которые заматывали вокруг шеи, прикрывая часть лица. Архалук и чоху подпоясывали поясом с серебряными накладками, в торжественных случаях на поясе спереди носили кинжал. Обычно головным убором крестьян были войлочные шапки, белые или серые, плотно прилегавшие к голове, без полей или с небольшими полями, и черные небольшие шапочки с округлым верхом и плотно прижатыми к тулье полями, которые носились на самой макушке. Наиболее распространенным видом крестьянской обуви были сыромятные постолы. Для представителей высших сословий была характерна подобная чохе, но без газырей, одежда ярких расцветок, сшитая из дорогих тканей сложного покроя с откидными рукавами - "каба". Носили также отороченный мехом кафтан - "куладжу". Чоху шили из тонкого белого сукна. На подкладку рукавов, которые обычно заворачивались до локтя, употребляли красный шелк или атлас. Головным убором служила высокая конусообразная шапка из овчины, а обувью - высокие сапоги из цветной кожи с каблуками и загнутым кверху носком.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

зыком которых стал таджикский
частично вошедших в состав киргизской народности
Переезд на них для большинства семей являлся данью традиции побережье народов
Здесь возникло казахское ханство половине земледелия

сайт копирайтеров Евгений