Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Черты, свойственные средневековому городу (торгово-ремесленное население, базары, деление на кварталы и т.п.), были присущи также многим крупным сельским поселениям, расположенным в зоне оазисов. От них отличались одноквартальные кишлаки в районах неполивного земледелия и небольшие селения полуоседлых групп, обитавших в бедных водой районах на границе оазисов и степи. Своеобразный тип расселения сложился в низовье Амударьи (в Хорезме). Здесь существовали хутора, представлявшие собой укрепленные

-26-

дома-усадьбы, которые принадлежали большим неразделенным семьям.

В городах и кишлаках, расположенных в оазисах, усадьбы и жилые постройки, несмотря на местное своеобразие, принципиально не отличались от усадеб и построек равнинных таджиков. Местные особенности проявлялись главным образом в вариациях планировки, некоторых приемах строительства, в наличии или отсутствии украшений: росписи, резьбы по дереву и ганчу (алебастровой штукатурке). В кишлаках, принадлежавших узбекам, ведшим полукочевой образ жизни или только переходившим к оседлости, в течение второй половины XIX в., наряду с глинобитными жилищами общего типа существовали переносные жилища - юрты. Юрты сохранялись также у некоторых групп, полностью осевших на землю: их ставили во дворе усадьбы рядом с домом или внутри дома в специальном крытом помещении (Хорезм). У различных по своему происхождению групп конструкции юрт были неодинаковы. У узбеков группы тюрк, восходящей к племенам, появившимся на территории Средней Азии в XI - XII вв., юрта ("лочиг") имела каркас из гнутых жердей, которые связывались попарно, образуя перекрещивающиеся дуги. Вершину дуг - купол - укрывали войлочными кошмами, а низ - стены - одним или несколькими рядами камышовых циновок, скрепленных цветной шерстью. У узбеков, ведших свое происхождение от племен, переселившихся из западного Казахстана в XVI в., юрта ("уй") имела каркас, состоявший из сборных стен-решеток, и жердей, образующих купол, вершину купола венчал деревянный круг. Сверху каркас полностью укрывался войлоками. Внутреннее деление и убранство юрт обоих типов было одинаковым.

Различия в одежде узбеков отдельных территориальных групп были сравнительно невелики. Они сводились главным образом к различиям в цвете, орнаментации, отдельных деталях покроя. Существенно различались только головные уборы женщин, которые стойко сохраняли племенные традиции. Основные части одежды - туникообразная рубаха, носимая навыпуск, штаны с широким шагом и распашной халат, одинаковые по покрою и у мужчин, и у женщин, представляли наиболее рациональные в условиях Средней Азии формы и не отличались от тех, которые бытовали у равнинных таджиков. Как и у таджиков, мужской костюм узбеков обычно дополняла тюбетейка или подобная ей ша

-27-

почка - "кулох", поверх которых в большинстве районов при выходе из дома надевали чалму. Женщины также носили чалму, которая повязывалась поверх другого головного убора, прикрывавшего волосы. Чалму женщины начинали носить только после рождения первого ребенка. В городах для женщин было обязательным ношение чачвана и паранджи, в кишлаках при выходе из дома их заменяли покрывалом, халатом-накидкой или просто детским халатиком, который набрасывали на голову. Одежда феодальной аристократии отличалась от одежды рядовых горожан и населения кишлаков более дорогими и качественными тканями, золотой и серебряной вышивкой.

Направленность хозяйственной деятельности отдельных групп определяла основные виды характерной для них пищи. У групп, связанных с земледелием, преобладала мучная и растительная пища; они потребляли много фруктов, дынь, овощей. Молочнокислые продукты и мясо служили у них главным образом добавлением к различного рода кашам, похлебкам, вареному и печеному тесту. У групп, связанных со скотоводством, основу пищи составляли молочнокислые продукты, заготовленные впрок, мясо и животный жир (чаще, бараний); изделия из муки и крупы использовались ими как приправы и дополнение. Вместе с тем многовековое соседство и тесные связи привели к значительному числу общих видов пищи. Из них на первом месте стоял хлеб - "нон", круглые, плоские лепешки из ячменя, просяной, джугаровой, у богатых - из пшеничной муки. Их пекли в особой хлебной печи - "тануре" ("тандыре"), прилепляя тесто к раскаленным после протопки стенам. Скотоводы пекли хлеб на плоском камне, в котле, на сковороде. В городах существовали специальные хлебопекарни. Общими также были различные виды крупяных каш, из них наиболее распространена была крутая рисовая каша с мясом, морковью, луком, перцем и другими приправами - "палов" (плов), имевшая много разновидностей. В богатых домах плов был обычной пищей, в небогатых и бедных имел значение ритуального блюда; его подавали на общественных пиршествах, по праздникам семья, делавшая плов, часть его раздавала соседям, готовили плов мужчины. Во второй половине XIX в. все группы узбеков стали пить чай. Во многих районах его пили с молоком, солью и пряностями. Большое влияние на национальную кухню узбеков оказали соседние народы. Особенно много общего она имела с национальной кухней таджиков.

-28-

Развитие товарного производства и капиталистических форм хозяйствования, которые сочетались на территории Средней Азии с феодализмом и крепостничеством, к началу в. еще не успели полностью уничтожить устои территориальной соседской общины. У населения оазисов живучесть общины объяснялась необходимостью поддержания ирригационных систем, что было невозможно без организованного труда значительного числа людей. В земледельческой общине было забыто древнее родоплеменное деление, общинное право и быт поддерживались в ней главным образом общностью хозяйственных интересов. Одной из форм такой общины была квартальная община города. У населения, занятого полукочевым и кочевым скотоводством, общину поддерживало представление о коллективной собственности на пастбищные земли, в конце XIX в. фактически уже нарушенной, и стойкие родоплеменные связи. По отношению к земледельческой общине скотоводческая была более архаична. Однако в той и другой одинаково шел процесс имущественного и социального расслоения.

До середины XIX в. господствующей формой семьи у узбеков была большая неразделенная семья. С проникновением капиталистических отношений в узбекской общине количество таких семей стало сокращаться. В первую очередь стали делиться малоимущие семьи, в зажиточной среде разделы происходили реже. Общественное мнение не поощряло разделы и допускало их только в случае чрезвычайного разрастания семьи, а при жизни главы семьи - не ранее женитьбы старшего внука. Осуждая разделы, общественное мнение, а через него господствующая верхушка и духовенство, стремились задержать разрушение патриархальных устоев семейного быта, сохранить отражавший феодально-крепостнический уклад всего общественного устройства внутрисемейный деспотизм и бесправие.

В большой неразделенной семье существовала строгая иерархия. На вершине ее находился глава семьи - отец, дед, прадед, внизу - младшая невестка, самый бесправный ее член. Глава семьи был неограниченным собственником всего имущества и всех доходов. Отношения в семье строились на основе безусловного подчинения. Особенно сложным в такой семье было положение женщины, которая вследствие уплаты за нее калыма всегда рассматривалась как семейная собственность. В случае смерти мужа вдова не должна была уходить из семьи, она становилась женой его младшего брата

-29-

(левират). В случае ранней смерти жены, вдовец, чтобы снова не платить калым, должен был жениться на ее младшей сестре (сорорат). В зажиточных семьях и даже семьях среднего достатка тяжелое положение женщины усугублялось обычаем многоженства. Жизнью женской половины руководила, как правило, старшая из жен главы семьи. Брачным возрастом для девушки считались 13 - 14 лет, но бывали случаи, когда замуж выдавали и девочек более раннего возраста.

Как и у таджиков, в общественной и семейной жизни узбеков большую роль играл ислам. Религия определяла быт общины и семьи, контролировала право и искусство, держала в своих руках образование и формировала мировоззрение, ее предписаниями и запретами был пронизан весь уклад жизни. Духовенство, старейшины общины и государственные чиновники в узбекских ханствах строго следили за соблюдением утвержденных религией норм и сурово карали отступников. Мусульманин должен был пять раз в день в определенное время обращаться к богу (намаз), причем первая молитва должна была совершаться в присутствии общины в мечети (на женщин это правило не распространялось). В течение месяца рамазана мусульманин был обязан в дневные часы соблюдать строгий пост, не пить и не принимать еды (ураза). Он должен был посещать "святые" места - "мазары" и делать подношения их хранителям - шейхам. Посещение "мазаров", по учению местного мусульманского духовенства, заменяло обязательный для верующего хадж - паломничество в Мекку. От своих доходов мусульманин должен был "добровольно" отчислять часть "в пользу бедных" и на "богоугодные дела", что на практике означало обязанность платить особый налог в пользу государства и духовенства. Он должен был отмечать дни мусульманских праздников и особенно праздник жертвоприношений (Курбан). Служители культа совершали бракосочетание, участвовали в обряде наречения имени, в инициационном обряде обрезания, в похоронах и поминках. Они стремились подчинить своему влиянию всю жизнь человека, лишить его воли и самостоятельности. Особенно упорны и последовательны в этом были дервиши - члены особых религиозных орденов.

В быту земледельцев и скотоводов вместе с догмами ислама уживались древние домусульманские культы и верования. Некоторые из них под влиянием официальной религии

-30-
обретали новую оболочку и сливались с культами мусульманских святых.

Так, древний местный культ божественного героя Рустема превратился в культ Али, зятя Мухаммеда, земледельческий культ умирающего и воскрешающего божества слился с культом сына Али Хусейна, женский культ покровительницы рожениц и новорожденных стал культом дочери пророка Фатимы. Другие - под покровом ислама продолжали существовать в своей первоначальной форме. В основном это были различные анимистические верования, магические представления и культ сил природы. Как правило, они удерживались в сфере производственной деятельности и в семье. Их проявлением были многочисленные обряды, проводившееся с целью предохранения от злых духов, от сглаза, для обеспечения успеха, благополучия, здоровья, для приумножения добре и потомства. Сохранялись также пережитки шаманского культа и обряд камлания, исполнявшийся с целью излечения от некоторых болезней.

Мусульманской религиозной идеологии и патриархальному укладу быта противостояло устное и музыкальное народное творчество, носителями которого выступали главным образом члены профессиональных артистических корпораций: музыканты, танцоры, певцы, сказители, комики, острословы, кукольники, циркачи и т.п. Представления артистов проходили на площадях в дни больших базаров, во время всеобщих праздничных гуляний по случаю Рамазана, Курбана и Навруза, на семейных и общинных торжествах. Их искусство в основном было обращено к широкой демократической аудитории - к ремесленникам и дехканам. Оно несло в себе традиции подлинно народной художественной культуры, обличало жадность, жестокость и ханжество ханских чиновников, общинной верхушки и духовенства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Привела к образованию казахской нации
В горных районах преобладала молочно мясная пища
В равнинных районах быт семьи определялся принципом патриархальности по отцовской линии велся отсчет родства
1998таджикская народность сформировалась на основе древних ираноязычных общностей

сайт копирайтеров Евгений