Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

-45-

мощными стенами - "кала". В поселениях-крепостях в случае нападения на них могло скрываться целое племя или большой род. После присоединения к России и прекращения междоусобных войн в южных районах также стали строить небольшие семейные усадьбы, где глинобитные помещения сочетались с юртами.

В костюме туркмен, как и в жилище, много черт, близких другим народам Средней Азии. Мужской костюм состоял из свободной рубахи и штанов на вздержке с широким шагом, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Поверх них носили халат, имевший длинные, собиравшиеся в складки рукава и шалеобразный воротник. Праздничный халат делали из полосатой ткани (шелка), чаще красной, в узкую белую и черную полоску. Края халата обшивали цветной тесьмой, сам халат шили на подкладке и простегивали сверху донизу. В холодное время и на торжества надевали два-три халата. Зимней одеждой была длинная шуба из овчины, мехом внутрь, по покрою подобная халату. Головным убором служила большая шапка из черного, коричневого или белого барашка - "тельпек", которая надевалась на тюбетейку, и имела множество вариантов. На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами - "ковуш".

В женской одежде племенные и локальные отличия сохранялись очень стойко. Общими были только основные части одежды и ярко выраженное у большинства племен стремление к тканям красных тонов и обилию серебряных украшений, имевших значение оберегов, которые надевали женщины всех возрастных групп. Женщины носили платьерубаху до пят и длинные узкие вышитые шаровары, выступавшие из-под рубахи. Поверх рубахи надевали безрукавку или халат, подобный мужскому. Наиболее распространенным типом головного убора была высокая, расширяющаяся кверху шапка - "бёрик", представлявшая твердый каркас, обтянутый куском ткани (шалью) и украшенный серебряными бляхами, медальонами, подвесками, нашивками. Край ткани, прикрывавший каркас бёрика - "яшмак" - опускался на грудь. При встрече с мужчиной женщина должна была прикрывать им нижнюю часть лица. Бёрик не снимали даже ночью, ношение тяжелого бёрика вредно отражалось на здо-

-46-

ровье. Туркменские женщины не носили паранджи, но при выходе из дома обязательно поверх головного убора набрасывали специальную накидку в виде халата с ложными рукавами, подобную жегде каракалпаков.

До 1930-х годов господствующей формой семьи у туркмен была большая неразделенная семья. Символом такой семьи являлся общий котел, в котором готовили пищу на всех ее членов. Между малыми семьями, входившими в состав большой, нередко существовало разделение труда: старшие семьи (отца, старших братьев) пасли скот, младшие - занимались земледелием. В самой семье соблюдалась обычная патриархальная иерархия. Однако положение женщин у туркмен было более независимым, чем положение женщин у их соседей - узбеков и равнинных таджиков. Здесь не было затворничества женщин, женщина, в случае отсутствия старшего мужчины, могла возглавлять семью. Вместе с тем жизнь женщины, особенно молодой, в туркменской семье была сопряжена с целым рядом запретов и ограничений. Ее не пускали на полевые работы, ей не разрешалось одной отлучаться из дома, она не могла непосредственно обращаться к родственникам мужа - мужчинам, в доме она могла говорить только шепотом, в случае смерти мужа ее выдавали замуж за его младшего брата, а если она уходила из семьи, ее дети оставались в роду мужа и т.д. Мир женщины был четко ограничен обслуживанием семьи и домашними промыслами, среди которых выделялось ковроткачество. Ворсовые ковры, изготовлявшиеся туркменскими женщинами на примитивном горизонтальном станке, использовались не только в быту семьи, но и служили предметом торга. Под названием "бухарских" они широко распространились и в Азии, и в Европе. Ткать ковры девочку учили с раннего возраста. Каждое племя имело свою цветовую гамму и орнамент. С увеличением спроса на туркменские ковры в начале XX в. положение женщин в семье стало еще более тяжелым.

Как и другие народы Средней Азии, туркмены исповедовали ислам, но его носителями были главным образом члены дервишских орденов - ишаны, а не служители ортодоксального культа. Муллы и казии (судьи) не пользовались в народе большим влиянием.

Патриархальный уклад консервировал древние религиозные верования, обычаи и обряды. Сохранение реальных родоплеменных связей поддерживало древний культ предков-покровителей. В их честь приносились жертвы, среди семей-

-47-

ных и родовых обрядов важное значение имел поминальный цикл, обряды которого растягивались на год и более. Сохранялось древнее поклонение огню и вера в его очистительную силу, а также некоторые шаманистские представления. Важное значение придавалось циклу магических обрядов и действий, связанных с жизнью и здоровьем ребенка. Этот цикл растягивался на ряд лет и завершался для мальчиков инициационным обрядом обрезания, который, как и у других мусульманских народов, сопровождался общественным пиршеством и увеселениями.

Свадьбе туркмены придавали значение общеродового события. Это объяснялось как экономическими (женатые мужчины получали право на земельно-водный пай, в семье появлялась новая работница, родичи невесты получали калым), так и политическими (увеличение численности семьи и соответственно ее влияния) интересами. Браки обычно были ранними и заключались внутри рода (эндогамия). При выборе невесты большое значение придавалось "чистоте крови". Предпочитались браки двоюродных братьев и сестер по отцовской линии, распространены были и перекрестные браки: брат и сестра одной семьи - сестра и брат другой. Свадебный цикл, начинался сватовством, которое проходило в несколько этапов: предварительные переговоры, договор о размере калыма и приданного, частичная уплата калыма и т.д. На это уходило несколько месяцев. На свадебное пиршество - "той" съезжался весь род, приглашались музыканты, сказители, певцы - "бахши", известные стрелки, борцы и наездники. В конце дня за невестой посылали караван украшенных коврами верблюдов. Его эскортировали всадники - родичи жениха. Невесту привозили в нарядной свадебной палатке, закрытую покрывалом, и провожали за занавеску в доме жениха или в специально поставленную юрту. Здесь она находилась в течение всей свадьбы, обычно длившейся несколько дней. После приезда невесты совершался мусульманский обряд бракосочетания, в котором молодых перед муллой представляли их родственники. Молодого к невесте провожали его дружка и ее старшая родственница, приезжавшая из дома родителей. В свадебном пиршестве молодые участия не принимали. Через несколько дней после свадьбы молодую отвозили обратно в дом отца, где она оставалась до полной выплаты калыма, что иногда растягивалось на годы. Муж посещал жену в это время тайно. Согласно обычаю, если бы его застали с женой, он мог быть убит. В

-48-
случае беременности молодая должна была сразу вернуться в дом мужа. В обычае возвращения молодой в свою семью усматривается пережиток древнего матрилокального брака.

Туркменское национальное государство - Туркменская ССР - было создано в 1924 г. В 1991 г. было провозглашено образование независимой Республики Туркменистан.

-49-

Киргизы населяют горную страну, пересеченную хребтами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, которая лежит в верховьях Сырдарьи на самом юго-востоке Средней Азии. Родоплеменное деление киргизов - память о нем сохраняется до наших дней - удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). Киргизский союз на территории Средней Азии упоминается впервые в начале XVI в. Его общее наименование - киргизы - свидетельствует о сохранении преемственности вошедшими в него племенами от крупного политического объединения, существовавшего под тем же наименованием в IX - X вв. в Центральной Азии. Однако хозяйство, материальная и духовная культура киргизов представляют несколько иной по сравнению с кочевыми племенами Центральной Азии комплекс явлений и свидетельствуют о том, что киргизская этническая общность формировалась в верховьях Сырдарьи при активном участии древнего местного скотоводческого и земледельческого населения.

До 60-70-х годов XIX в. территория Киргизии была владением деспотического Кокандского ханства, военно-феодальная знать которого, опираясь на местную киргизскую родоплеменную аристократию, нещадно обирала и разоряла хозяйства рядовых киргизов. Гнет кокандских феодалов вызвал рост освободительных движений, в результате которых киргизские племена вошли в состав Российского государства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, а это способствовало развитию товарного производства на территории самой Киргизии, ускорило разложение натурального хозяйства. Массовое переселение крестьян из восточно-европейских районов России, проводившееся царской адми-

-49-

нистрацией, создало условия для усвоения киргизами культурно-бытовых навыков оседлого земледельческого хозяйства, которые принесли с собой в Среднюю Азию русские и украинские крестьяне-переселенцы.

Основным видом хозяйства киргизов было кочевое скотоводство, с круглогодичным содержанием скота на подножном корму и сезонной сменой пастбищных угодий. Зимой скот пасли в укрытых от ветров и буранов низменных долинах, весной его перегоняли на солнечные прогалины в предгорья, а летом с наступлением жары поднимали к кромке снегов на альпийские луга, где он находился до первых холодов, когда начинали перегон обратно в долины. Перекочевки совершались по строго определенным маршрутам, их крайние пункты отстояли друг от друга на расстоянии 100 - 200 км. Земли, по которым перегонялись стада, и пастбища, где их пасли, считались собственностью всего родоплеменного подразделения и имели четко очерченные границы. Для каждого вида скота - киргизы разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов - отводились особые места выпаса, при выборе которых учитывались видовые особенности животных и наличие подходящих для корма трав. Сено киргизы заготовляли только в районе зимников и, главным образом, в расчете на подкорм больных и молодняка. Работу, связанную с перегоном скота, уходом за молодняком, его охраной, заготовкой кормов, стрижкой шерсти и забоем на мясо, осуществляли мужчины. Женщины помогали им, присматривая за скотом, пасшимся непосредственно вблизи стоянок, доили скот, заготавливали впрок молочную продукцию, обрабатывали шерсть, валяли войлоки, собирали и ставили жилища. Скотоводство определяло весь образ жизни и бытовой уклад киргизов.

Земледелие входило составной частью в скотоводческий комплекс хозяйства и имело исключительно потребительский характер. Небольшие, как правило, земледельческие участки располагались в районе зимних кочевий и после посева оставались без присмотра или под присмотром не имевших возможности кочевать родичей, а у богатых - батраков. Киргизы, подобно другим народам Средней Азии, применяли искусственное орошение посевов и в земледелии использовали орудия, подобные орудиям таджиков и узбеков. Наряду с этим у них сохранялись своеобразные архаические традиции, несвойственные земледельческим народам. В некоторых местах сеяли, сидя на лошади, при уборке урожая колосья сры-

-50-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У узбеков группы тюрк
Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура 1 районах
Косные традиции
1998таджикская народность сформировалась на основе древних ираноязычных общностей

сайт копирайтеров Евгений