Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В другой сценке к той же песне гость платит за добрый прием пеcнями и музыкой. Вечером в парадном зале, украшенном фигурными арочками на тонких мавританских колонках, собрались обитатели замка: сам кабальеро, его супруга с собачкой на коленях, их дети и домочадцы, "сладкогласно поющий" хуглар выводит рулады под аккомпанемент виолы".

Обе иллюстрации хорошо прокомментировать отрывком из "Истории французской литературы" Ж. Деможо (Париж, 1884) в переводе А. Блока. "Чтобы представить себе, с каким нетерпением ожидали этих гостей, надо вспомню ту долготу однообразной жизни феодальных владений... Шесть долгих месяцев феодальный замок окутан облаками, без войн и без турниров, посещаем немногими иностранцами и пилигримами; когда кончались эти долгие и однообразные дни и бесконечные вечера, занятые надоевшей шахматной игрой, тогда вместе с ласточками ждали желанного возвращения поэта; вот он наконец, его выследили издалека с крутого замкового вала, он несет с собой виолу, привязанную к седлу, если он приехал верхом, или висящую через плечо, если пришел пешком. Его одежда из разноцветных лоскутьев, волосы и борода обстрижены, хотя частью; у пояса висит кошелек, заранее приглашающий хозяев быть щедрыми.

В самый вечер его прихода барон, его рыцари и дамы собираются в большом зале с каменным полом послушать поэму, которую он кончил зимой... Здесь нет ни критики, ни насмешек, все слушают внимательно... Слушать такие песни - "удваивать" свою жизнь".

С конца XI в. замок становится средоточием светской рыцарской культуры. Пиры н танцы аристократической молодежи, развлекаемой жонглерами и жонглерессами,- частый мотив в искусстве. Наиболее талантливые менестрели оседали в резиденциях королей н баронов, причислявших их ко двору. В лице вельможных меценатов они встречали утонченных ценителей своих даровании.

Певцы и все, кто были в их странствующем братстве,

Мечтали о внезапно полученном богатстве.

Один воитель знатный услышал их желанье

И милостью своею поддерживал их упованья.

Кудруна. XXXI авентюра: Как короли праздновали коронацию (ХIII в.)

Особенно покровительствовал хугларам Альфонс Х Мудрый, король Леона и Кастилии, Кастильский двор слыл притягательным центром наук и искусств от Пиренеев до Альп. Просвещенный правитель был одним из автором коротких притч - песнопений о чудесах девы Марии, заступницы за всех страждущих перед господом. Профессиональные певцы и музыканты, которых содержал на жалованье Альфонс, исполняли его гимны и сочиняли мелодии к ним. На миниатюрах рукописей "Кантиг святой Марии" (ХIII - XIV вв.) хуглары играют на 30 видах музыкальных инструментов. Торжественная вводная иллюстрация к 1-й песне (библиотека Эскориала) изображает королевскую свиту в момент литературного творчества. Великолепный зал разделен стройными колонками, на которых покоятся трехлопастные стрельчатые аркады. В центре на тропе под балдахином восседает монарх с раскрытой книгой в руках: он диктует двум писцам со свитками, садящим у его ног. Под правой аркой ученые клирики просматривают манускрипты, готовые своей эрудицией помочь высокопоставленному поэту. Слева музыканты сопровождают импровизации короля игрой на смычковых инструментах.

Двор Альфонса Мудрого - "земля обетованная" для хугларов разных направлений. В литературном окружении государя испанские поэты создавали любовные кансоны и танцевальные пастуроли. Провансальские трубадуры сочиняли сирвенты об актуальных политических событиях. Придворные хроникеры записывали эпические поэмы ("жесты") кастильцев и впоследствии украсили ими тома "Истории Испании" ("Первая всеобщая хроника", начатая около 1270 г .)

С XII в, жонглеры поступали на службу к рыцарям-трубадурам и труверам, авторам поэтических текстов. Вместе с сеньорами, странствуя от замка к замку, они исполняли их песни или аккомпанировали им. В сценках на лиможских жемельонах "сеньориальные" менестрели принимают участие в "Божественных" развлечениях знати.

Шпильманами окружали себя немецкие миннезингеры. В "Большом Гейдельбергском песеннике" ("Рукопись Манессе") странствующий миннезингер Генрих Мейсенский по прозвищу Фрауенлоб, т.е. расточающий хвалу дамам (около 1260-1318), представлен руководителем музыкальной "капеллы". Основатель первой "певческой школы" в Майнце возвышается на троне с жезлом в руке и "дирижирует" целым "оркестром". Его эмблема - гербовый щит с погрудной фигурой женщины в венце. В виртуозных по форме любовных песнях Генрих с энтузиазмом восхвалял достоинства дам, влекущих душу "в глубины радости".

По преданию, прекрасные обитательницы Майнца, скорбя о смерти певца, понесли его хоронить в собор на своих плечах. "Служилые" жонглеры-менестрели, вращаясь в мире избранных, знали все нюансы светского обхождения. Без них не проходили церемонии посвящения в рыцари, приуроченные к религиозным празднествам. На миниатюре "Романа о Трое" запечатлена кульминация ритуала: с полной верностью обычаям своего времени посвящаемого опоясывают мечом и прикрепляют к обуви золотые шпоры. Затем ему вручат шлем и щит с геральдическим львом. Перед покрытым ковров помостом, где совершают обряд, двое менестрелей наигрывают на лютне и виоле. В сцене посвящения св. Мартина в рыцари (фреска Симоне Мартина в нижней церкви Сан Франческе в Ассизи, рубеж 20-30-х годов XIV в.) музыканты и певцы в модных костюмах концертом сопровождают торжество.

Придворные жонглеры сопутствовали дипломатическим посольствам. На ковре из Байё (около 1120 г .) низкорослый человечек в таком же костюме, как у хугларов на фреске церкви Сап-Хуан-де-Бои, держит под уздцы коней, на которых прискакали послы герцога Вильгельма Завоевателя. Жонглеры сопровождали военные экспедиции, развлекая рыцарей в лагерях, на маршах и привалах. В войсках и на флоте музыканты служили в качестве платных солдат. Трубачи, барабанщики, волынщики подавали условные сигналы; во время сражения они поднимали дух бойцов.

По словам францисканца Салимбене Пармского (XIII в.), если войско возвращалось с поля боя без музыки и песен, это значило, что оно потерпело поражение.

Жонглеры на церковных праздниках. Священнослужители нынче стали плохи: Наши им не ведомы горестные вздохи. В их домах, бесчинствуя, пляшут скоморохи, Вместо нас последние подъедая крохи Архипиита Кельнский. Послание к Регинальду, архиепископу Кельнскому, архиканцлеру императора Фридриха {1163 г.)

Жонглеры оживляли религиозные церемонии: при пении псалмов и гимнов играли на музыкальных инструментах, танцевали, хлопая в ладоши. Праздники церкви были и их праздничными днями. Если в честь Христа, Богоматери или святого готовили пышную процессию, жонглеры не оставались в стороне. В действие литургической драмы они вводили элементы буффонады, в мистериях XIV-XVI вв. исполняли роли ангелов с арфами, флейтами и другими инструментами. Гистрионы возглавляли экзальтированные пляски под сводами храма в честь святого, праздник которого отмечали. На миниатюре "Кантиг святой Марии" (5-я песнь) двое хугларов, взявшись за руки, танцуют в церкви перед алтарем со статуей Мадонны с младенцем. Третий играет на виуэле во славу "дерзновенной ходатаицы перед сыном и богом за спасающихся". Вокруг молятся мужчины и женщины со свечами в руках: они пришли воздать хвалу "царице ангелов и христиан". На первом плане перед изваянием преклонил колени святой с большой свечой.

В древнем обычае религиозных празднеств чтить божество восторженной пляской перед его изображением князья церкви усматривали пережиток идолопоклонства. Но искоренить его не удавалось. Идея храмового танца продолжала существовать не только в символически преображенном, спиритуализованном виде: она воплощалась в реальной жизни. Постановление Римского синода 826 г . гласило: "Есть люди, особенно женщины, которые в праздничные и священные дни, равно как в дни памяти святых, приходят в церковь не с приличной этим дням настроенностью, но для того, чтобы плясать, для мирских песен нескромного содержания, для того, чтобы составлять и водить хороводы, подобно язычникам".

В XII-XV вв. против танцев в церквах и монастырях - явления повсеместного - вело борьбу высшее духовенство Франции. Певцы и комедианты проникали в испанские храмы. Под их влиянием прихожане "приучались к нечистым песням, пляскам, попойкам и другим неуважительным действам". Дело доходило до того, что в "дом бога" пускали хугларов - арабов и евреев в ущерб душам истинно верующих.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Плясунов изображали подвешенными за пуп музыкантов нечистой
Институт жонглеров преемников античных мимов
Песня жонглера
Жонглеров зачастую были безместные клирики

сайт копирайтеров Евгений