Пиши и продавай! |
Жонглеров оплачивали, не скупясь, и угощали в монастырских трапезных. В Абвиле на празднике Богоматери некий священник предоставил им для исполнения фарсов помещение церкви (конец XIII в.). Несмотря на запрещения, традиция водить хороводы в храмах не исчезала до XVII в.: На всем на этом свете, право, Я не видал вредней забавы, Чем в храмах - танцев допущенье При первом даровозношенье, Когда, забыв и стыд, и страх, Не только поп, но и монах С толпой мирян во грех сей тяжкий Впадает, оголяя ляжки. Идеальные нормы поведения, выработанные отцами церкви, никогда полностью по совпадали с повседневной практикой, ибо многие духовные лица и по образованию, и по мировосприятию почти не отличались от своих прихожан. "Законам и заповедям предоставляется жить своей жизнью, мы же живем своею". Клирикам не было чуждо ничто человеческое. Начиная с VIII в. в сочинениях богословов, постановлениях церковных соборов, папских посланиях и государственном законодательстве осуждаются священники и монахи, приверженные к "срамным игрищам" гистрионов. Но даже епископы и аббаты держали их при себе, разрешая давать представления в пределах монастырских стен. В трактате "Христианская теология" Пьер Абеляр метал громы и молнии против епископов, которые в праздники "приглашают к трапезе фигляров и танцоров, магов и певцов непристойных песен, празднуют с ними день и ночь, совершают шабаш и вознаграждают их потом богатою платою, расхищая церковные бенефиции и приношения бедняков". Знаменателен рассказ о том, как двух странников, принятых по ошибке за жонглеров, с восторгом встретили приор и братия бенедиктинского монастыря возле Абингдопа. Когда же выяснилось, что убежища попросили нищенствующие монахи - минориты, то их с позором прогнали ( 1224 г .). Клирики-жонглеры. Инвективы против священников, преданных светским развлечениям, не давали желаемого эффекта. Мало того, иногда представители низшего клира сами выступали в роли лицедеев. Ученая культура не только противостояла народной. В постановлении Зальцбургского собора ( 1310 г .) читаем: "Нескромные служители церкви, на своих должностях предающиеся ремеслу жонглера, голиарда или буффона и упражняющиеся в течение года с этих позорных играх, если они не раскаются, будут, по крайней мере после третьего предупреждения, лишены всех духовных привилегий". Попутчиками и "конкурентами" жонглеров зачастую были безместные клирики и странствующие школяры-ваганты (голиарды), которые предпочитали нелегкое бродяжничество суровой дисциплине монастырей. Пародии на дурных служителей церкви, "поющих песни в застолье" и "занимающихся постыдным шутовством", находим в маргиналиях. Во фламандском Часослове дородный монах играет прялкой-смычком на воздуходувных мехах, а босоногая женщина, подоткнув подол и расставив руки в стороны, пустилась в пляс. Меха как эротический символ придают особое значение сцене. Развеселый брат приводит на память "прыткого кармелита" Губерта из "Кентерберийских рассказов": Он в капюшоне для своих подружек Хранил булавок пачки, ниток, кружев. Был влюбчив, говорлив и беззаботен. Умел он петь и побренчать на роте, Никто не пел тех песен веселей. Был телом пухл он, лилии белей. В одном из старофранцузских фаблио совращенная священником настоятельница монастыря, бросив святую обитель, становится жонглершей. На других рисунках видим гротескного клирика - эквилибриста с тарелкой на тросточке, гибридных музыкантов в монашеском облачении. Монах и монашка с лютней - главные персонажи картины Босха "Корабль дураков". "Глумились мирскими кощунами" и русские священнослужители. В Новгороде на усадьбе церковного иерарха (Троицкий раскоп) найдены обломки гудка (80-е годы XIII в.). В поучении московского митрополита Даниила (XVI в.) сказано: "Ныне же суть нецыи от священных, яже суть сии пресвитеры и диакони, иподиакони, и чтеци, и певци, глумяся, играют в гусли, в домры, в смыки". В глазах протопопа Аввакума никонианские архиереи предстают скоморохами или язычниками. Международное искусство. При всем национальном своеобразии искусство средневекового "цирка" и "эстрады" развивалось в широком культурно-географическою ареале. Оно обладало собственным универсальным и достаточно консервативным "языком) и, благодаря чувственной наглядности, было доступно зрителям любой страны. Для бродячих трупп по существовало языковых барьеров: выступления музыкантов, укротителей диких зверей, фокусников-иллюзионистов и мимов, "говоривших" лицом и руками, не требовали перевода. "Тех, кто изъясняется телодвижениями, все и поймут одинаково". Похожие акробатические номера демонстрировали и греческому басилевсу, и киевскому князю, и китайскому императору. Нивелировке местных артистических особенностей способствовали постоянные передвижения жонглеров- скоморохов. Сопутствуя торговым караванам паломникам и крестоносным ополчениям, они переправлялись через широкие реки, проходили богатые города, пересекали границы нередко враждующих государств. Временами эти "перелетные птицы средневековья" преодолевали огромные расстояния. Акробаты с Востока, "гастролировавшие" в Константинополе, "вышли первоначально из Египта и сделали как бы круг, пройдя к востоку и северу Халдею, Аравию, Персию, Мидию и Ассирию, а к западу Иверию. лежащую у Кавказа, Колхиду, Армению и другие государства, идущие до самой Византии, и во всех странах и городах показывали свое искусство... Нередко, обрываясь, эти люди ушибались до смерти. Из отечества их отправилось больше сорока человек, а достигло Византии в добром здоровье меньше двадцати. Несмотря на то, собирая со зрителей большие деньги, они продолжали ходить всюду. Оставив Византию, они через Фракию и Македонию достигли Гадир (современный Кадис в Испании.), и таким образом почти всю вселенную сделали зрительницей своего искусства". Жонглеры сопровождали толпы паломников к прославленным или местночтимым святыням, развлекая богомольцев на путях в Рим, Палестину, в монастырь Сант-Яго-де-Компостелла Б Галисии. Французский хронист Жан Жуанвиль в "Истории святого Людовика" упомянул о трех жонглерах-пилигримах, которые, трубя в трубы, шли в Иерусалим. В маргинальном декоре польского "Антифонария Адама из Бендкова" шут в капюшоне с ослиными ушами и коротком красном кафтане идет, беззаботно наигрывая на дудочке. Бродяга-буффон предстает как антипод св. Иакова Компостсльского, чья фигура с характерными атрибутами - раковиной и посохом - включена в инициал того же листа. Патрон паломнических путешествий и благочестивых путников, направляемых любовью к богу, противопоставлен бесстыдному шуту, который кочует ради наживы и во славу мишурной мирской суеты. Интенсивный взаимообмен в области зрелищного искусства происходил между европейскими регионами |
|
|
|