Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Жонглеры тосковали по оседлой обеспеченной жизни:

Ибо тоска - ходить весь год пешком

И трогать надоевшую струну;

Хотел бы я иметь уютный дом,

Чтобы спокойно отходить ко сну.

Пистолетта, Песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности (первая четверть XII в.).

Места и стиль выступлений. Жонглеры поспевали везде, где скапливался падкий до зрелищ "добрый люд": на престольный праздник и ярмарку, выборы папы и коронацию), свадебное торжество или крестины в дворцовых покоях. Они - желанные гости на всех государственных и частных празднествах. Перед жонглерами опускали подъемные мосты замков, гостеприимно распахивали двери частных домов деревенских харчевен, куда их наперебой приглашали. Когда барабанная дробь и пение трубы возвещали о приближении "бесовских игрецов", торговцы закрывали лавки, ремесленники - мастерские. Все спешили увидеть и услышать тех, чей приход нарушал томящую монотонность будней. Принося любопытные вести и слухи, жонглеры приобщали слушателей к делам широкого мира, что раскинулся за пределами ближней округи.

Появление бродячих потешников было радостным событием. Несмотря на протесты аскетически настроенных ревнителей благочестия, они собирали многолюдную и пеструю аудиторию. Жонглеры встречали дружелюбный прием и у простонародья, и королевских апартаментах, и даже в домах священнослужителей и монастырях. Знатный барон щедро награждал сказителя, который на званом пиру достойно восхвалял подвиги его предков.

Безвестный ли, иль знаменитый

Жонглер, быв под его защитой,

Не голодал, не холодал.

У многих он любовь снискал,

Даря им лошадей иль платье.

Духовные лица поощряли исполнителей гимнов о чудесах святых и знаменитых реликвиях. С XIV в. городские статуты признавали, что сообщества сведущих "менестрелей и менестрельш, жонглеров и жонглерш" "мастерством своим общине города... нужны и полезны". На рельефе из дома в Клюни музыкант играет перед лавкой ремесленника. Открытый ларек образован полуциркульным окном почти во всю ширину постройки. Прилавком служит опущенная решетка (по ночам ею закрывали помещение). За ним сидит сапожник с деревянной колодкой в руках; к нему обращается заказчица. У бокового арочного входа остановился виолист в островерхом колпаке.

Были вездесущи и русские скоморохи, "глумы деющие и позоры бесовство творяще". "Бесчинники" и "кощунники" скоморошили на свадьбах, поминках и похоронах, на "сборищах идольских" во время празднеств земледельческого годового цикла. Без них казались пресными княжеские пиры. Дерзкие "срамословцы" играли "в павечерницах" на торжищах и дорожных перекрестках, устраивали "уродославиа и глумлениа" в домах и "на улицах града". Народ тек к скоморохам, "аки крылати", собираясь там, куда звали "гусльми и плясцы и песньми и свирельми".

Интерьер замка и зал купеческой гильдии, сельская улица и постоялый двор, рыночная площадь и паперть храма - вот естественный фон представлений жонглеров. Их импровизированные "арены" не требовали специальных помещений и театральной рампы. "Сценическая площадка", облюбованная потешником не отделялась ни подмостками, ни навесом. Декорации заменяла улица с ее живописными домами и прохожими; оживленную площадь превращали в огромную эстраду.

На миниатюрах жонглеры выступают в тесном общении с благожелательными зрителями. Толпы зевак, мужчин и женщин, осаждают открытое со всех сторон место, где происходит спектакль. Поскольку и его оформлении применяли крайне незатейливый реквизит, все внимание непритязательной аудитории сосредоточивалось па актере - авторе, исполнителе и "режиссере" одновременно. Поглощенные игрой зрители соучаствовали в "действе": во всеуслышание обменивались впечатлениями, вмешивались в диалоги актеров, подавали реплики. Жонглеры как находчивые мастера экспромта остроумно отвечали. Подзадоривая публику, они втягивали се в орбиту представления - так но ходу действия возникали искрометные импровизации с неожиданными выходками и проказами, "Ремесло их таково, что не заключает в себе никакого обмана, ибо они ежеминутно выносят свой товар на народную площадь, и всякий его видит и о нем судить (Сервантес. "Лиценциат Видриера").

Жонглеры на мостах. «Должно заметить, что в Париже живут такие олухи, тупицы и зеваки, что любой фигляр, торговец реликвиями, мул с бубенцами или же уличный музыкант соберут здесь больше народа, нежели хороший евангелистский проповедник». Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэлъ"

В 1317 г . французскому королю Филиппу V Длинному преподнесли великолепно иллюстрированную рукопись "Жития святого Дионисия" - первого епископа Паричка и мученика за веру. В серии миниатюр во весь лист художник обстоятельно поведал о деяниях святого. В нижней части каждой композиции изображены Большой и Малый мосты через Сену, на которых встречаются люди всякого рода, состояния и возраста, бурлит ремесленная и торговая деятельность. В выразительных сценках перед нами предстает повседневная жизнь трудового Парижа начала XIV столетия, проходят разнообразные типы парижан. Большой мост, на котором обосновались менялы и ювелиры (с XV в. получил название Моста менял), соединял остров Сите с правым берегом Сены, Малый, занятый торговцами, выводил с острова через узкий южный рукав Сены на Большую улицу (Сен-Жак). На миниатюрах в центре показан остров Сите (иногда над ним надпись Parisius), слева - Большой мост с четырьмя, пятью или шестью арочными опорами, справа - Малый на двух устоях (оба моста условно представлены в одной плоскости). У выхода на мосты в оборонительной стене острова изображено двое ворот с опускными решетками. Ворота фланкированы сторожевыми зубчатыми башнями, где помещались караульные. По сторонам замощенного проезда мосты тесно застроены мастерскими н лавками. В них работают и бойко торгуют своими изделиями оружейники, суконщики, аптекари, ювелиры. Врач, принимая больную, глубокомысленно созерцает уринал, цирюльник стрижет клиента, продавец птиц предлагает покупателю щегла в клетке. Среди "мостовых жителей" много женщин: кумушки прядут пряжу, домохозяйка принимает мешок муки, который притащил с мельницы мальчик, у ворот торгует молочница. По мосту струится неиссякаемый людской ноток: гонят скот крестьяне из окрестных деревень, медленно бредут паломники, слепцы и калеки на костылях, предлагают товар коробейники, старьевщики, продавцы вина и пирожных, спешат на охоту псари со сворами собак. Проезжают повозки, наполненные снопами и дровами; две лошади цугом везут громоздкий экипаж с пассажирами.

Самая гуща городской сутолоки - стихия жонглеров. Перед лавками менялы и золотых дел мастера, людей зажиточных, остановился музыкант с портативом. Это час полуденного отдыха - сиесты; один горожанин прикорнул на стуле в доме, другой дремлет в лодке, привязанной к колышку. На одной из миниатюр толпа любопытных глазеет на пляшущего медведя. Спутница вожака с медведем собирает мелкие деньги со зрителей. С противоположной стороны устало плетется разносчик булок с корзиной на спине. В лодке, пришвартованной к пилону, за чашей вина веселится компания студентов.

На Большой мост въезжают два всадница, справа шагает поводырь с обезьяной на привязи. Парижский статут XIII в. гласил: "Если на мосту появится обезьяна и ее везет не простой обыватель для собственного развлечения, но жонглер, дающий с ней представления, то он должен дать его (в виде пошлины) тут же на мосту".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Даркевич В. Народная культура средневековья ЖОНГЛЕРЫ история культуры 10 рассказ
Жонглер ножами быстр
Даркевич В. Народная культура средневековья ЖОНГЛЕРЫ история культуры 8 плясунов
Ведь лучше в слезах готовить себе веселье

сайт копирайтеров Евгений