Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Самого сатану воспотешивала.

В композиции "Страшный суд" стенописи церкви Рождества Христова в Арбанаси ( 1649 г ., в районе Велико-Тырново) представлено свадебное шествие. Его сопровождает группа музыкантов. Демонические существа вьются над ними, возвещая об ужасах загробного мира. "Слезы и рыдание" на том свете ждут и молодых красивых женщин, которые водят хоровод. Одна из них держит у горла нож, в отчаянии готовясь покончить с собой. На иконе "Страшный суд" XVII в. (Музей украинской культуры в Свиднике, восточная Словакия) адским мучениям подвергнуты музыканты с волынкой и смычковым инструментом. На русских народных картинках по подлинникам XVII в. плясунов изображали подвешенными за пуп. Лубок со сценой истязания бесами грешника, игравшего в угоду дьяволу, поясняет надпись: "И рече сатана: любил еси в мире различный потехи, игры; приведите ему трубачей. Беси же начаша ему во уши трубить в трубы огненный; тогда из ушей, из очей, из ноздрей пройде сквозь пламень огненный".

В сценах апокалипсических видений бесов наделяли атрибутами того порока, который они карают. Орудия возмездия на том свете при жизни служили "игрецам" для увеселений. Бесшабашно веселые черти-музыканты резвятся в аду, как непутевые скоморохи. На капители церкви Сен-Дени в Амбуазе акробатке аккомпанирует демонический козел-флейтист. Рядом с козловидным духом изваян сатана - изобретатель и распорядитель танцев. По другую сторону танцовщицы помещен крылатый дракон, который воплощает зло во всех его формах. Плясунья выступает в самом устрашающем окружении. Предельная концентрация нечистой силы подчеркивает преступность ее деяний. В композиции "Страшный суд" на тимпане церкви в Конке дьявол-арфист вытаскивает клещами язык у осужденного за срамословие": это может быть жонглер, лжесвидетель или клятвопреступник. "Истребит господь все уста льстивые, язык велеречивый" (пс.11, 4). Скульптура тимпана проникнута эсхатологическим умонастроением, характерным для романской скульптуры. Мрачные картины жестоких мытарств нераскаянных грешников, и среди них любителей светских утех, легко возбуждали в прихожанах страх перед загробным воздаянием.

Как повествует популярная легенда, счастливо удалось избегнуть геенны огненной франкскому королю Дагоберту I (ум. 638 г .). Это был добрый и преданный церкви государь, но азартный гуляка, а ведь даже лицезрение игрищ почитали тяжким прегрешением. Награждая пинками душу короля, черти перевозили ее на лодке в кратер Этны (по унаследованным от античности поверьям жерла сицилийских вулканов вели прямо в ад). Но здесь святые Дионисий, Мартин и Маврикий, церквам коих король при жизни пожаловал многие владения, бросились с райских высот, разогнали зловещий кортеж и перехватили душу усопшего. Это сказание представлено в трех регистрах на гробнице Дагоберта в Сен-Дени. В нижнем ярусе демоны увозят в ладье душу монарха (обнаженный мужчина в короне); один из них, торжествуя, играет на флейте и барабане; в среднем регистре святые в схватке с нечистой силой освобождают короля; в верхнем - возносят его душу на небо.

В киликийском Евангелии XIII в. гусан-отщепенец из числа "врагов святой благодати, возбудителей огня желаний, презирающих заповеди, предтеч безбожных законов дьявольских и богоборцев и врагов вся праведности" подвергнут особой разновидности адских терзаний. Гонорию Августодунскому ("Элуцидарий"), третья казнь - это бессмертные черви, или змеи и драконы, страховидные, ужасно шипящие, которые обитают в огне, как рыбы в воде. Заглавная буква изображает танцора в красном колпаке. Плясун бросился на колени и, выпятив грудь колесом, откинулся назад. Гусана опутала змея с драконьей головой уже поглотила его ноги. Армянские миниатюристы рисовали подземное царство полным змееподобных червей, обвивающих тела обреченных.

"Пагубные и пустотные дьявольские творения" русских скоморохов осуждали их на адские мучения. Однажды "благой и богоносный" Феодосий (ум. 1073 г .), войдя в палаты к князю Святославу Ярослав застал там множество музыкантов. "Блаженный же сел рядом с князем, опустив очи долу, и, приклонившись, спросил у него: "Вот так ли будет на том свете?"" (Житие Феодосия).

Взгляд на скоморохов как на бесовское порождение, которое следует обезвредить, своеобразно отражен в буквицах новгородских Псалтирей XIV в. Ноги плясунов и гусляров опутаны сложной плетенкой, можно усмотреть проявление простонародных суеверий. В магических актах многих народов мира плетение, завязывание и развязывание узлов, сопровождаемое заклинаниями, применяли, чтобы "связать" нечистых духов, отвести злые чары колдунов и ведьм, "скрутить" болезни. Заколдованные узлы, якобы затруднявшие активность врага, употребляли у древних германцев. Вера в эффект чудодейственных узлов как телесных и духовных пут сохранялась в средневековье. Объяснение хитросплетений на скоморохах и чудовищах в книжном тератологическом орнаменте XIV в. как магического средства нейтрализации сатанинских сил подтверждается рисунком инициала "В" в Псалтири 1395 г . из Онежского Крестного монастыря (л. 69). На складном стуле с расшитой подушечкой пирует "смехотворен" с большим ритоном в руках и в оковах-"юзах" на ногах, запертых большим висячим замком ("седящу в железах"). Замки и ключи как бы нейтрализовали злокозненные силы. Находки этих предметов в курганах, видимо, связаны с ритуалом замыкания покойника на месте погребения. По крестьянским представлениям, известным по описаниям XIX - начала XX в., замок придавал большую действенность заговорам ("ключ и замок словом им"), замыкал волшебную ограду вокруг объекта. Верили, что он обладает способностью сковывать челюсти прожорливому волку, и поэтому его использовали в обрядах пастухов при обходе стада. Весной, прежде чем выгнать на выпас табун лошадей, вокруг него трижды обносили висячий замок. Обносящий приговаривал на ходу: "Этим стальным замком я запираю пасть серых волков, чтобы они не напали на мой табун". Из разнообразных навязей (древнерусские "наузы") составлялись амулеты, носимые на руках и шее. В армянских рукописных талисманах с христианскими молитвами знаки оберега передавали витиеватой плетенкой. На рисунке талисмана 1418 г . (писец Симэон, заказчик Приат) сопоставлены фантастические животные, лапы которых обвиты плетением. Надпись гласит: "связание сатанят во имя божье" - и далее: "Я связал тебя, сатана, во имя и во славу сына божьего и всех людей по приказу архангелов: запрещаю свыше исход твой и побег от меня - служителя бога".

Когда в Западной Европе, начиная с XIV в. и особенно в XV-XVI вв., атмосфера демономании сгущается и воображением людей с особой остротой завладевают сцены Апокалипсиса, возрастает и страх перед загробным возмездием, что засвидетельствовано и памятниками письменности, и искусством. Вместе с другими представителями царства дьявола - идолопоклонниками Нового света и мусульманами, евреями и женщинами, ведьмами и колдунами - шпильманам уготовляют самые изощренные муки.


Источник: В.П.Даркевич "Народная культура средневековья" - М.: Наука, 1988.

 <<<     ΛΛΛ   

Нивелировке местных артистических особенностей способствовали постоянные передвижения жонглеров скоморохов
Даркевич В. Народная культура средневековья ЖОНГЛЕРЫ история культуры 1 жонглеры
Ноги плясунов
Жонглер превратностей обезьяна

сайт копирайтеров Евгений