Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Жонглер не на турнирах дрался,

Он в пьяных драках подвизался,

Ну, что ж еще? Скажу, что он

Усердно посещал притон:

Красоток лапал, пил, играл,

Последний грош там оставлял...

Бродяга знать не знал труда,

Был праздник для него всегда.

"О святом Петре и жонглере."

Пренебрежительное отношение не исключало зависти к тем, кто при всем убожестве и неустроенности своего бытия, при всей зависимости от щедрости зрителей или знатного покровителя обладал "карнавальными" правами и вольностями. Непреодолимое желание запретного тянуло к общению с этими беспечными людьми, гуляками и пересмешниками, то и дело подвергавшимися оскорбительным выпадам.

За бесшабашными отщепенцами закрепилась праздничная привилегия осмеивать всех и вся. "Этим языкам в тягость мир и тихое молчание, им по душе только сплетня; они или лживо хвалят, или завистливо бранят, и где не могут отнять деньги, отнимают славу. Одни правила у скоморохов с нахлебниками, оружие тех и других - лесть, те и другие приходят со счастьем и уходят с несчастьем. Только тем достаточно наполнить себе брюхо; у этих - другой голод, упоминание о хлебе для них род оскорбления, надо насытить их бездонную алчность" (Петрарка, "Лекарства от превратностей судьбы"). Даже самым отпетым из них многое сходило с рук. Преисполненный житейской мудрости Санчо поучал Дон-Кихота: "Никогда не следует связываться с комедиантами, потому как они на особом положении. Знавал я одного такого: его было посадили в тюрьму за то, что он двоих укокошил, но тут же выпустили безо всякого даже денежного взыскания. Было бы вам известно, ваша милость, что как они весельчаки и забавники..., все за них заступаются, все их ублажают, особливо тех, которые из королевских либо из княжеских трупп ,- этих всех или почти всех по одежде и по осанке можно принять за принцев".

"Низовым" жонглерам приходилось нищенствовать и голодать, их горькая жизнь была полна превратностей и унижений в ожидании "дара обеда или ужина": "Ты так беден и жалко одет. Я одной сирвентой выведу тебя из беды" ,- обращался трубадур Раймон де Мираваль к своему жонглеру. Обездоленных гистрионов почти не отличали от нищих, обреченных бродить по свету до старости.

В Бревиарии XIV в. нарисован странник с посохом, несущий на спине корейцу с двумя обезьянками. Во фламандской Псалтири начала XIV в. слепца с сумой на поясе ведет на поводке его собака. Держа в зубах деревянную чашку для милостыни, она обходит присутствующих. Неподалеку, опираясь на клюку и протягивая миску для подаяния, бредет босоногий бедняк в накидке с капюшоном. Из корзины за его спиной выглядывает ручная обезьяна. Похожего нищего с невзрачной обезьянкой, запеленутой, как младенец, видим во фламандской Псалтири первой четверти XIV в. (Оксфорд, Бодлеянская библиотека). О приближении путника возмещает звон колокольчика, прикрепленного к концу его капюшона. На картоне Брейгеля Старшего "Битва Карнавала с Великим Постом" в толпе калек видим нищенку с корзиной за спиной, где сидит обезьяна. На шляпе женщины - атрибуты пилигримов: ключи св. Петра (она побывала в Риме) и какой-то образок. Скитальцы зарабатывали на хлеб насущный при помощи забавных зверьков - товарищей по несчастью. В "Романе об Александре" к поясу незрячего лирника привязана собака- поводырь. Она собирает мелкие монетки в чашку, зажатую в зубах.

На выбор горемычного ремесла гистриона могло повлиять увечье или врожденное физическое уродство - как считали, божье наказание.

И вот пришли под рождество

Три менестреля в дом его.

Все трое были горбуны.

"О трех горбунах"

Карлика или горбуна наделяли зловещими свойствами: подозревали что они посвящены в тайны ведовства и знаются с нечистым. В "Церковной истории Испании" Евсевия (рукопись XV в.) согнутый дугой калека демонстрирует акробатические трюки обезьян. Положение низшей прослойки жонглеров никогда не улучшалось: "Когда один гистрион ночью застал у себя дома каких-то воров, он им сказал: Я не знаю, что вы хотите здесь найти ночью, когда я и при свете дня ничего не могу найти".

Судя но писцовым книгам XVI-XVII вв., русские "описные" (т.е. попавшие в перепись) скоморохи ютились в ремесленных слободах и на церковных погостах рядом с нищими и убогими. Часто бедность не позволяла им платить тягло. Окончательно разоряясь, "веселые" разбредались, куда глаза глядят ,- "сходили безвестно". Нужда скоморошьей братии, бродившей "для своего промыслишку", отражена в пословицах: "Звенят бубны хорошо, да плохо кормят"; "Скрипка да гудок сведет до- мок в один уголок". Вместе с тем в Судебнике 1589 г . (составленном в северных волостях) определена довольно высокая норма бесчестия описному скомороху (равная бесчестию сотского - 2 рубля), что свидетельствуют о процветании скоморошества в Поморье еще в конце XVI в.

Усиление репрессий против скоморохов при Алексее Михайловиче связано с общей тенденцией к "восстановлению нравов". Традиционные народные праздники, к которым в более ранний период церковь относилась с большей терпимостью, отныне запрещаются и преследуются, так же, как и различные обычаи, не подконтрольные духовенству. Создается новая атмосфера надзора и принуждения.

Группы жонглеров. Хотя многие жонглеры странствовали в одиночку, взаимная поддержка и товарищеская сплоченность были важным условием их выживания. Судя по маргинальным иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и "премьеру" - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица. "Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих" (Брунотто Латини. "Книга сокровищ"). Профессиональные секреты зрелищного искусства отцы передавали сыновьям. Дети по стопам родителей с малолетства вступали в суровую школу скоморошьего ремесла. В течение многих лет. Работая до изнеможения, они проходили курс ученичества, овладевали всеми тонкостями "науки". Благодаря семейной преемственности и упорному труду, из подростка формировался мастер своего дела - акробат, дрессировщик, музыкант.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Жонглер превратностей обезьяна
В крупных городах жонглеры объединялись в корпорации со своими уставами
Даркевич В. Народная культура средневековья ЖОНГЛЕРЫ история культуры 8 плясунов
Жонглеры

сайт копирайтеров Евгений