Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Театрально-зрелищное искусство средневековья могло приобретать над этнический облик. В VIII в. иностранные правители присылали в Китай музыкантов, певцов и танцоров, которые внедряли не только свои инструменты, но и "экзотические" мелодии.

Певицы варваров песни ввели

И музыку варварских стран.

Юань Чжэнь (конец VII! в,)

Так музыкальные традиции Кучи, Ходжо и Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии и Кореи под официальным покровительством слились с китайской музыкальной традицией... Фокусы и выступления чародеев, канатных плясунов, акробатов, пожирателей огня и карликов назывались совокупно "смешанной музыкой", и немало таких исполнителей из Туркестана и Индии появлялось в городах Китая". О внешности кочующих актеров "Западного края" дают представления танские терракотовые статуэтки.

"На пограничье" культурных зон, например в Испании и Сицилии, бок о бок выступали представители различных религий и рас. В XIII в, при дворе Фридриха II и его сына Манфреда в Палермо и Неаполе с почетом принимали сарацинских мимов и танцовщиц. В "Кантигах святой Марии") двое хугларов, аккомпанируя на одинаковых лютнях, воодушевленно поют. Один из них - смуглый араб в чалме и просторном платье с широкими рукавами, другой - христианский менестрель. Между певцами стоит маленький столик, на нем чарка и кувшин вина. Миниатюрист не счел удивительным, что в восхвалении девы Марии принимает участие мавританский музыкант. Как известно, при испанских католических дворах пользовались успехом певицы из морисков. На одной из них женился трубадур Гарсиа Фернандес. Супруги свободно странствовали между христианскими и мусульманскими владениями Испании. Со времен Кордовского халифата актеры из центров ислама в Аравии, Сирии, Персии и Египте проникали на Пиренейский полуостров, где под их влиянием сформировались главные "школы" хугларов. Во дворце Альфонса Мудрого подвизались арабские музыканты, прыгуны, плясуньи и певицы. При дворе его сына Санчо IV Храброго в 1293 г . получали месячное денежное содержание 27 хугларов трех вероисповеданий. Из них 13 были маврами (среди них две женщины), 12 - христианами; еврей Исмаэль, игрок на роте, музицировал вместе с женой. Согласно ведомостям королевского дома, двоим хугларам - маврам выдавали ткань для одежды. В христианских королевствах Испании наслаждались андалусской музыкой и любовными песнями, хотя и не понимали их языка, дивились темнокожим дрессировщикам - выходцам из Северной Африки.

Чужеземные вожаки обезьян достигали Нормандии. В конце старофранцузской песни-сказки "Окассен и Николетта" (начало XIII в.) героиня предпринимает поиски своего друга. Перед отплытием из Карфагена в Прованс она переоделась в сарацинского жонглера - фигуру, типичную для Южной Франции. Николетта раздобыла виолу и научилась играть на ней, достала "одну траву и натерла себе голову и лицо, так что стала совсем черной. И заказала себе одежду - плащ, рубашку и штаны". На капители собора в Цюрихе поза скрестившего ноги музыканта и манера игры на смычковом инструменте наводят на мысль, что он - пришелец из страны ислама. Как подтверждают произведения искусства, на протяжении столетий византийская, итальянская, испанская народная музыка подвергалась влиянию арабской.

Благодаря обоюдным контактам теряли локальные черты музыкальные инструменты. Интенсивный взаимообмен в области зрелищного искусства происходил между европейскими регионами. Все нововведения за короткий срок становились всеобщим достоянием. На стыках культур возникал симбиоз театральных форм. На празднества в Геную прибывали гистрионы из Тосканы, Прованса и соседних стран ( 1217 г .). Французские жонглеры пели перед паломниками у гробницы Томаса Бекета в Кентербери, сопутствовали пилигримам в Компостеллу, преодолевали альпийские перевалы по дороге к римским святыням. Около XI в., благодаря культурным связям менаду Русью и Германией, в немецкий героический эпос проник былинный образ Ильи Русского (Ilias von Riuzen). В XIV в. при бургундском дворе любили слушать менестрелей ив Англии, Португалии, Константинополя. В XV столетии польские музыканты "гастролировали" в Гамбурге и Турине.

Культурно-историческая роль жонглеров. «Еще мгновенье - и забудем мы О балагурах, лавочках, палатках И всех шатрах, где жило волшебство и кончилось...» В. Незвал. Пражские празднества.

Французский историк Э. Фараль сравнил жонглеров с мотыльками, которые переносят с места на место цветочную пыльцу. "Они были украшением общества, его поющей душой" "анонимными, но могучими тружениками цивилизации".

Не обласканные судьбой, жонглеры дарили людям радость. В течение столетий "низовые" актеры - единственные профессиональные представители светского театрально-зрелищного искусства. В их синкретичном творчестве были рождены начальные элементы тех искусств, которые обособятся и расцветут позднее: музыки, балета, комического театра (comedia dell arte), цирка, эстрады. От скоморохов вели родословную масленичные балаганные зрелища.

Жонглеры – хранители коллективной памяти народа, носители художественного слова для не умевших читать, но любивших слушать. "Это была эпоха слуха... Поэзия кружила по свету чаще в живом слове, нежели в форме книжки. Книжки были редки и дороги. Подручную библиотечку, избранное из любимых поэтов хранили в памяти". В средневековой Европе, где знание ученой латыни монополизировала просвещенная элита н грамотность оставалась привилегией избранных, эпическая н лирическая поэзия на народных диалектах циркулировала в устной передаче. Профессиональные певцы и рассказчики не только распространяли фольклорные произведения, выполняя важную общественную миссию: они могли быть и безымянными авторами песен, поэм, повестей, в которых история причудливо переплеталась с легендой.

При отсутствии привычных нам средств связи и техники и информации странствующие актеры служили посредниками в культурном общении между народами. Велико значение жонглеров в развитии литературы и упрочении литературных контактов. Благодаря этим "первым учителям литературного вкуса" на протяжении средневековья осуществлялись межэтнические фольклорные связи, совершался обмен идеями сюжетами и жанровыми формами между литературами разных народов, в особенности говоривших на родственных языках.

Жонглеры Богоматери. Ноги пляшут, очи плачут... "Жонглер Богоматери" (XIII в.) В. Гюго. "Человек, который смеется"

Культ Богоматери, уходивший корнями в народные верования, проповеди мистиков и св. Франциска, воспевавших Мадонну и святых как милосердных заступников, которые успокаивали мятущиеся души и облегчали страдающие сердца, отразились в народных рассказах о набожных жонглерах. Считали, что святая Дева может вступиться за любого грешника, если тот оказывает ей знаки благочестивого внимания. Средневековые миниатюристы иллюстрировали трогательную легенду XIII в. чистом сердцем жонглере, который своим искусством сумел восславит царицу небесную - "прибежище грешников". Бедный жонглер странствовал по миру, терпеливо сносил все невзгоды и в конце концов поступил в монастырь Клерво ради спасения души. Здесь впал в глубокую печаль, ибо бесхитростный и невежественный, не мог найти применения своей профессии.

Служа всю жизнь людской забаве,

Не знал ни "Отче наш", ни "Ave".

Он, будто на устах замок,

И "Верую" сказать не мог.

Укоряя себя за бесполезность, жонглер все искал случая потрудиться во славу пречистой Девы. Однажды он пришел в часовню с алтарем Богоматери, чтобы поверить ей свое тайное горе. Во время пылкой проповеди жонглера осенила идея: тайком от братии послужить матери Христа тем единственным ремеслом, что ему доступно. Простершись ниц перед алтарем, он смиренно молит Марию благосклонно принять его дар:

«Твой да не будет взор суров.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Положение низшей прослойки жонглеров никогда
Ведь лучше в слезах готовить себе веселье
Даркевич В. Народная культура средневековья ЖОНГЛЕРЫ история культуры 4 жонглеров
Звучал рассказ об александре одинокой александре

сайт копирайтеров Евгений