Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО

ПРОГРЕССИВНОСТЬ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО

Во всех исследованиях театрального искусства давно уже считается само
собой разумеющимся, естественным и вообще не подлежащим исследованию, что
театральное представление становится достоянием зрителя благодаря вживанию.
Театральное представление считается просто не удавшимся, поскольку
совершенно не воспринимается зрителем, если он не получил возможности
вжиться в одного или нескольких персонажей пьесы и в окружающую этот
персонаж или эти персонажи среду. Все существующие учения о технике актера
или режиссера, в том числе и последняя совершенно стройная система
театральной игры русского режиссера и актера Станиславского, состоят почти
сплошь из предложений, как добиться вживания зрителя, его идентификации с
персонажами пьесы. Система Станиславского является прогрессом уже потому,
что она - система. Предлагаемая ею манера игры добивается вживания зрителя
систематически, то есть вживание перестает зависеть от случая, каприза или
таланта. Ансамблевая игра поднимается на высокий уровень, поскольку на
основе такой игры и маленькие роли и более слабые актеры могут содействовать
полному вживанию зрителя. Этот прогресс особенно заметен, когда происходит
вживание в такие образы пьесы, которые прежде "не играли никакой роли" в
театре, в образы пролетариев. Не случайно, например, в Америке системой
Станиславского начинают заниматься именно левые театры. Такая манера игры
позволяет, по их мнению, достичь недостижимого ранее вживания в пролетария.
При таком положении вещей несколько затруднительно отстаивать мнение,
что после ряда разъяснений и экспериментов новейшей драматургии все больше
приходится более или менее радикально отказываться от вживания.

КУЛЬТОВЫЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО

Изучая систему Станиславского и его учеников, видишь, что вынуждение
вживания было сопряжено с немалыми трудностями: добиваться соответствующего
психического акта было все трудней и трудней. Нужно было изобретать
хитроумную педагогику, чтобы актер не "выпадал из роли" и ничто не мешало
контакту между ним и зрителем, основанному на внушении. Станиславский
относился к этим помехам очень наивно, только как к чисто отрицательным,
преходящим явлениям, которые непременно будут устранены. Искусство явно все
больше превращалось в искусство добиваться вживания. Мысль о том, что
трудности идут от уже не устранимых изменений в сознании современного
человека, не появлялась, и ожидать ее можно было тем меньше, чем больше
предпринималось весьма перспективных на вид усилий, которые должны были
гарантировать вживание. На эти трудности можно было бы реагировать иначе, а
именно - поставить вопрос, желательно ли еще полное вживание.
Этот вопрос поставила теория эпического театра. Она всерьез отнеслась к
трудностям, объяснила их происхождение общественными изменениями
исторического характера и попыталась найти такую манеру игры, которая могла
бы отказаться от полного вживания. Контакт между актером и зрителем должен
был возникнуть на иной основе, чем внушение. Зрителя следовало освободить от
гипноза, а с актера снять бремя полного перевоплощения в изображаемый им
персонаж. В игру актера нужно было как-то ввести некоторую отдаленность от
изображаемого им персонажа. Актер должен был получить возможность
критиковать его. Наряду с данным поведением действующего лица нужно было
показать и возможность другого поведения, делая, таким образом, возможными
выбор и, следовательно, критику.
Процесс этот не мог не быть болезненным. Рухнуло гигантское
нагромождение понятий и предрассудков, и оно, по меньшей мере как мусор,
продолжало лежать на пути.
Трезвое рассмотрение словаря системы Станиславского обнаружило ее
мистический, культовый характер. Здесь человеческая душа оказывалась
примерно в таком же положении, как в любой религиозной системе; здесь было
"священнодействие" искусства, была "община". Зрителей "зачаровывали". В
"слове" было что-то мистически абсолютное. Актер был "слугой искусства",
правда - фетишем, и притом общим, туманным, непрактичным. Здесь были
"импульсивные" жесты, которые требовали "оправдания". Совершавшиеся ошибки
были, по сути дела, грехами, а зрители получали "переживание", как ученики
Иисуса в троицын день.
Сомневаться в серьезности и честности этой школы не приходится. Это
вершина буржуазного театра. Но именно из-за своей серьезности она довела все
свои ошибки до крайности. Этот театр, безусловно, находился в оппозиции
господствующим классам своего времени, он представлял идеалы молодой
буржуазной интеллигенции; правда, юридически политической формой этих
идеалов, и притом до весьма позднего времени, была буржуазная демократия.
Новые усилия по переходу к другим манерам игры были энергичны, но,
конечно, примитивны, а именно они требовали особой меры мастерства и знаний.
Прежде всего они могли доверять только тем мощным общим интересам, которые
лежали в основе этих усилий. Особенно поучительны были некоторые
поставленные в Германии спектакли эпического стиля, где
высококвалифицированные артисты выступали с любителями, правда, у которых
были особые, внетеатральные интересы, то есть с политически
заинтересованными рабочими. Если артисты предотвращали полное вживание
зрителя средствами своей эпической техники, то рабочие делали то же самое не
только в силу своей технической неспособности добиться вживания, но главным
образом благодаря тому, что их интерес к изображаемым событиям был так
очевиден, а зритель так отчетливо чувствовал, что на него хотят повлиять.
Это порождало поразительное единство стиля игры, которого при столь
разнородных элементах обычно не достигали еще никогда.

СТАНИСЛАВСКИЙ - ВАХТАНГОВ - МЕЙЕРХОЛЬД

Буржуазный театр достиг своего предела. Прогрессивность метода
Станиславского:
1. В том, что это метод.
2. Более интимное знание людей, личное.
3. Можно показать противоречивую психику (покончено с моральными
категориями "добрый" и "злой").
4. Учтены влияния окружающей среды.
5. Терпимость.
6. Естественность исполнения.

Прогрессивность метода Вахтангова:
1. Театр - это театр.
2. "Как" вместо "что".
3. Больше композиции.
4. Больше изобретательности и фантазии.

Прогрессивность метода Мейерхольда:
1. Преодоление личного.
2. Акцентирование артистичности.
3. Движение в его механике.
4. Окружающая среда абстрактна.

Точка соприкосновения - Вахтангов, вобравший в себя методы двух других
как противоречия, но и самый игровой. По сравнению с ним Мейерхольд
напряжен, а Станиславский вял; один - имитация, другой - абстракция жизни.
Но когда у Вахтангова актер говорит: "Я не смеюсь, а показываю смех", то на
показанном им все же ничему не научишься. Если рассматривать диалектически,
то Вахтангов - это скорее комплекс Станиславский - Мейерхольд _до_ взрыва,
чем синтез после взрыва.

О ФОРМУЛИРОВКЕ "ПОЛНОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ"

Эта формулировка нуждается в объяснении. Усилия актера перевоплотиться
в персонаж пьесы вплоть до утраты собственного "я", в последний раз
обоснованные теоретически и в упражнениях Станиславским, служат возможно
более полной идентификации зрителя с персонажем или с его антагонистом. Само
собой разумеется, Станиславскому тоже известно, что говорить о
цивилизованном театре можно только тогда, когда эта идентификация не
является полной: зритель не перестает сознавать, что он в театре. Иллюзия,
которой он наслаждается, осознается им как таковая {Если этого не знает
Станиславский, то знает его ученик Вахтангов, который положению
Станиславского: "Зритель должен забыть, что он в театре", противопоставляет
положение: "Зритель будет сидеть в театре, и ни на минутку не забудет, что
он в театре". Такие противоречивые мнения могут быть в пределах одного и
того же художественного направления.}. Идеология трагедии живет этим
желанным противоречием. (Зритель должен без реального риска изведать взлеты
и падения, он должен хоть в театре принять участие в мыслях, настроениях и
поступках высокопоставленных особ, хоть в театре дать волю своим страстям и
так далее.) Однако и другая манера игры, не стремящаяся к идентификации
зрителя с актером (и называемая нами "эпической"), также не заинтересована в
_полном_ исключении идентификации. Чтобы отличать эти две манеры игры друг
от друга, "чистые" категории метафизики не нужны. Но так как установить
различие все-таки требуется, то заключается оно вот в чем: при обычной
манере игры пренебрегают постоянно сохраняющейся сдержанностью зрителя по
отношению к перевоплощению, а при эпической манере игры пренебрегают
сохраняющимся моментом перевоплощения. Формулировка "полное" показывает
_тенденцию_ критикуемой обычной манеры игры.

НЕПОЛНОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ - ЭТО РЕГРЕСС МНИМЫЙ

Здесь, в неполном перевоплощении в персонаж пьесы, есть своего рода
регресс. Ведь именно способность к полному перевоплощению считается
признаком таланта актера: не удается оно - и все проваливается. Оно не
удается детям, когда они играют в театр, и любителям. Что-то ненастоящее
чувствуется в их игре сразу же. Разница между театром и действительностью
ощущается тогда болезненно остро. Актер не отдается целиком, он что-то
оставляет себе. Даже актер, который совершенно сознательно не
перевоплощается до конца, и тот вызывает подозрение, что это ему просто не
вполне удается. Зритель, который сам "в жизни" вынужден иногда
актерствовать, вспоминает свои неудачные попытки сыграть сострадание или
гнев, их не испытывая. Разумеется, "чересчур" мешает полному перевоплощению
в той же мере, что и "слишком мало": отчетливо проявленное намерение оказать
воздействие - это помеха. По крайней мере три момента уничтожают желаемую
иллюзию, когда полное перевоплощение не удается или не предусматривается.
Тогда бросается в глаза, что событие совершается сейчас не впервые (оно лишь
повторяется), что с самим актером не происходит сейчас того, что с
изображаемым персонажем (актер всего лишь референт), что воздействие
достигается не естественным образом (его добиваются искусственно). Чтобы
продвинуться дальше, нам необходимо признать полное перевоплощение
положительным, искусным актом, трудным делом, благодаря которому достигается
возможность идентификации зрителя с персонажем пьесы. С исторической точки
зрения это было новым приближением к человеку, более интимным проникновением
в его природу. И если мы от этого состояния уходим, то уходим отнюдь не
полностью; отнюдь не зачеркивая целую эпоху как неправильную и вовсе не
отказываясь от ее арсенала художественных средств.
Вероятно, было бы несправедливо приписывать нашему театру просто
религиозную функцию. Однако он держится на той же общественной базе, что и
религиозность. Известно, что в примитивных религиях содержались важные
элементы освоения мира, что религии эти обладали разработанной техникой
магии. В великие эпохи искусства в художественных произведениях также
сталкиваешься с тенденциями к освоению мира. Но освоение это является,
конечно, всегда привилегией определенных классов, даже если оно ограничено
очень неразвитыми, по сравнению с нашими, производительными силами.
Социальной функцией религий все больше становится воспитание безволия
верующих. Соответственно в это же превращается и социальная функция театра.

ИЗУЧЕНИЕ

Если для проверки того или иного метода необходимо рассмотреть его
результаты, то для изучения чужого метода лучше всего ввести его в
собственный труд. Надо взять какую-нибудь свою работу, и даже в том случае,
если она давно сделана, часто бывает полезно изучить чужие методы, ибо
нередко только тогда осознаешь то, что ты делаешь или сделал. Затем нужно
осторожно проверить незнакомое: не пригодится ли оно для решения предстоящих
задач, и только потом (потом, хотя весь процесс освоения будет
неравномерным) можно, продолжая работу, проверить, нельзя ли с помощью новых
художественных средств и взглядов решать совершенно новые задачи.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА

1

Прежде чем ты освоишь образ пьесы или в нем растворишься, существует
первая фаза: ты знакомишься с ним и не понимаешь его. Это происходит при
чтении пьесы и на первых аранжировочных репетициях; именно тогда ты упорно
отыскиваешь противоречия, отклонения от типического, безобразное в
прекрасном, прекрасное в безобразном. На этой первой фазе твой главный жест
- покачивание головой; ты трясешь ею, как трясут дерево, чтобы с него упали
на землю плоды, которые нужно собирать.

2

Вторая фаза - это вживание, поиск правды образа в субъективном смысле;
ты позволяешь ему делать то, что он захочет, как он захочет; к черту
критику, пусть общество платит за то, что требуется твоему персонажу. Однако
это не прыжок вниз головой. Ты заставляешь свой персонаж реагировать на
другие персонажи, на окружающую среду, на особую фабулу простейшим, то есть
самым естественным образом. Это накопление происходит медленно, пока все же
не приближается к скачку, когда ты вторгаешься в конечный вариант образа, с
которым и соединяешься.

3

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Брехт Б. Теория эпического театра культуры 9 зрителя
Же такое диалектика
Информировала публику совершенно неудовлетворительно
Могли стать услаждающим развлечением
Так сказать

сайт копирайтеров Евгений