<<< ΛΛΛ >>>
Демократизм культуры проявляется и в ориентации не на фундаментальную науку, а на прикладную - на ту, которая, казалось бы, “непосредственно” нужна людям. Между тем раздел научной сферы на многочисленные специализации, отказ человечества от целостного “чистого” знания - свидетельство культурного кризиса, тормоз на пути общекультурного развития. Ортега-й-Гассет пишет“Наука не может существовать, если она перестает быть чистой наукой;
она не может развиваться и в том случае, когда люди перестают относиться с благоговением к общим принципам культурного развития”. 16
Процесс космополитизма в культуре опасен идеалом универсальности;приведением культуры к одному знаменателю. Ученые связывают тенденцию к космополитизму с американизацией европейской культуры, идущей в течение всего послевоенного времени. Европейские культурологи, социологи и фило-
14 Там же. с.288
15 Й.Хейзинга. В тени завтрашнего дня. С. 275
' Ортега-и-Гассет. с. 109
софы в 70-80 годы много писали о “культурной экспансии” США в Европу: об
опасном влиянии стандартизующего американского образа мыслей, прививающим вкус к “образам-стереотипам”; об откровенной меркантильности американской культуры и культурном эгалитаризме американцев.
В иррелигиозности культуры философы видят основную причину упадка моральных норм в XX веке. “Обезбоживание” мира, с точки зрения Мартина Хайдеггера, привело к рассмотрению всего сущего как средства для реализации чисто практических задач. Отсюда - принцип утилитаризма в культуре. Он выражается в гуманитарных теориях философского имморализма /какой является, к примеру, фрейдизм/; в утрате этических позиций искусством XX века. Героем художественных произведений современной эпохи часто становится личность, освобожденная от нравственного закона, от каких бы то ни было моральных норм. С точки зрения П.Сорокина, искусство в XX веке вообще “уклоняется от позитивных явлений в пользу негативных, от обычных типов и событий к патологическим, от свежего воздуха нормальной социально-культурной действительности к социальным отстойникам...”. 17
ТЕХНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА "ОТЧУЖДЕНИЯ". МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Индустриальное общество, созданное в XX веке, социологи характеризуют как высокоорганизованное, потому что оно располагает невиданным до сих пор в истории богатством “интеллектуальных и моральных ресурсов”. Это общество, рассчитанное на максимально возможное удовлетворение потребностей личности, общество, которое подавляющее большинство проживающих в нем людей приемлет. Вместе с тем Г.Маркузе называет такое общество “одномерным”. Почему?
Г.Маркузе - сторонник марксистской концепции “отчужденного труда”. Он считает, что общество, культивирующее такой тип труда, помимо истинных
17 П.Сорокин, с.450
потребностей, в которых действительно нуждается личность /в питании, одежде
и жилье/; навязывает индивиду и потребности “ложные” - в расслаблении /релаксации/, развлечениях и неумеренном потреблении. Культура в таком индустриальном обществе оказывается лишь средством для удовлетворения ложных потребностей; сама культура при этом трансформируется, обретая черты “товара для потребления”.
Культура, превращенная в товар и рассчитанная на потребителя, называется массовой культурой.
<<< ΛΛΛ >>>
Алякринская М. Особенности развития культуры ХХ века. Культура и цивилизация культурологии 11 массовой 16 процесс космополитизма в культуре опасен идеалом универсальности
|