Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поскольку главные функции массовой культуры - это релаксация и развлечение, то ее особенностями являются “простота”, граничащая с примитивностью, и так называемая “выработка счастливого сознания”. Часто произведения массовой культуры эксплуатируют такие сферы психики, как подсознание или инстинкты /отсюда - обилие в массовой культуре эротики и “ужасов” самого разного рода/. Цель художественного произведения в массовой культуре - не самовыражение художника, а удовлетворение потребности потребителя. Поэтому у произведения массовой культуры, как правило, нет автора, а есть коллектив авторов /само производство художественных ценностей понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией - в это плане характерно наименование Голливуда как “фабрики киноискусства”/.

Массовая культура принципиально прибегает к техническим средствам количественного редуцирования произведений /к “тиражированию” их/. Она немыслима без средств массовой информации, которые являются, по сути, главными каналами ее распространения. Массовой культурой могут стать ипроизведения “высокой культуры”, массово воспроизведенные и демонстрируемые /к примеру, музыка Баха или “Джоконда” Леонардо да Винчи в рекламе/.

Произведения массовой культуры рассчитаны не на века - это “однодневки”, которые живут один день. О сиюминутности существования говорят сами наименования жанров “массовой культуры”: бестселлер /произведение, которое хорошо продается сегодня/; хит /букв.-удар, попадание, в переносном смысле - произведение, точно попавшее в цель, имеющее сегодня большой успех у публики/.

Массовая культура оценивается философами и социологами неоднозначно: одни считают ее следствием прогресса и средством сближения людей /Парсонс, Уайт/; другие - социальной патологией /Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Фромм, Бердяев/.

Массовой культуре противостоит элитарная.

Элитарной называется культура, производителем и потребителем которой является элита /от франц. elite - лучшее, отборное, избранное/.

Определения элиты в философии и социологии неоднозначны. Чаще всего она характеризуется как слой общества с максимальной способностью к творческой, духовной деятельности. Ортега-и-Гассет обязательным качеством элитарной личности считает сознание обязанностей, он цитирует слова Гете:“Жить в свое удовольствие свойственно плебеям, благородный человек стремится подчинить свою жизнь высоким требованиям”.

Высокая культура во все века своего развития была элитарной. Элитарность - необходимое условие развития “высокой” культуры, которая всегда опережает массовое сознание. Г.Маркузе пишет, что культурные привилегии, конечно, несправедливость, но именно они “создавали защищенное пространство, в котором табуированные истины могли выжить в абстрактной неприкосновенности, в отдалении от подавляющего их общества”.

 

! Г.Маркузе. Одномерный человек. М., 1994, с. 84.

КОНТРКУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В противоположность массовой культуре в 60-70-е годы в молодежной среде богатых, промышленно развитых стран складывается направление контркультуры.

Контркультура - это культура молодежи, противопоставившая себя официальной культуре в качестве альтернативной.

Характерной чертой контркультуры является наличие неформального комплекса поведенческих установок, цель которого - бунт против идеологических и бытовых стереотипов. Это, в первую очередь, установки на шокирующую обывателя манеру мышления, на спонтанное, не контролируемое разумом, поведение. В плане идеологии контркультура противопоставила официальной идеалы альтернативного общества, альтернативной морали и альтернативного жизненного стиля.

Первая фаза молодежной контркультуры - формирование в конце 50-х - начале 60-х годов политического движения нового стиля /молодежное политическое движение вне политических партий/. Вторая - движение хиппи. Третья - многочисленные религиозные движения / “Движение Иисуса”; восточные культы: дзен-буддизм, йога, неосуфизм, общество Кришны/.

Резкий водораздел между элитарной и массовой культурами, широкое распространение последней; протест против официальной культуры, выражающийся в возникновении многочисленных контркультурных течений , - все это новые явления европейской цивилизации XX века. Все они - свидетельство культурного кризиса, распространившегося на многие сферы духовной жизни Европы XX века. Такого глубокого кризиса европейская культура не испытывала за вес время своего развития. Удастся ли ей преодолеть его? Или правы те ученые, которые говорят о постепенном “затухании” европейского культурного типа и о перспективе развития нового культурного мира?

К сожалению, время человеческой жизни ничтожно по сравнению с жизнью культуры. Ответа на вопрос о судьбах европейской цивилизации не дано узнать не только нам, но и нашим детям и внукам. Но, как бы ни сложились пути европейской культуры, культурное развитие человечества необратимо; в его вечном движении - смысл существования мировой культуры

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

демократизм в культуре

европоцентризм в культуре

иррелигиозность культуры

контркультура

кризис культуры

культура - цивилизация

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Культуролог
Особенности развития культуры хх века культура цивилизация

сайт копирайтеров Евгений