Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

При этом, у многих русских художников было как бы раздвоение личности. Они были несвободны от своего общества, политического строя, в котором они жили. И в этом смысле, независимо от социальных и эстетических предпочтений, личных симпатий и антипатий, они были «колесиками и винтиками» породившей их политической системы, составляли неотъемлемую часть официальной советской культуры. В то же время, фактически в каждом из них жило какое-то, более или менее значительное, зерно несогласия, протеста против обезличивающей и подавляющей творческую личность системы. Поэтому выдающиеся деятели отечественной культуры жили и творили по «двойному счету»: для государства /официоза/ и по зову собственной совести, на потребу политической конъюнктуре и ради «спасения души». В это время были созданы выдающиеся художественные ценности во всех обласятх искусства, которые вошли в «золотой фонд русской культуры». В художественной литературе это произведения таких писателей и поэтов как М. Булгаков /прежде всего роман «Мастер и Маргарита»/, М. Горький /роман «Жизнь Клима Самгина»/, А. Платонов /повести «Котлован» и «Чевенгур»/, А Твардовский /поэма «Страна Муравия»/, А. Толстой /роман «Петр Первый»/, Н. Островский /роман «Как закалялась сталь»/, М. Шолохов /роман «Тихий Дон» - последние части и роман «Поднятая целина»/. Музыкальные достижения 30-х гг. связаны с именами композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, дирижеров Е. Мравинского, А Гаука, К. Иванова, С. Самосуда, пианистов В. Софроницкого, М. Юдиной, Я. Флиера, Л. Оборина, скрипача Д. Ойстраха.

Наиболее массовым и популярным искусством стало кино и прежде всего игровое. Оно стало звуковым и многожанровым. Были созданы фильмы на историческую тему режиссерами С. Эйзенштейном / «Александр Невский»/, В. Пудовкиным /»Суворов» и «Минин и Пожарский»/, В. Петровым /»Петр Первый»/. Событиями революции и гражданской войны были посвящены фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга «Трилогия о Максиме», Е. Дзигана «Мы из Кронштадта», Ю. Райзмана «Последняя ночь», А. Зархи и И. Хейфица «Депутат Балтики», М. Ромма «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Одним из самых поистине народным фильмом отечественного кино стал знаменитый «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых. Огромный резонанс имели музыкальные комедии режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», в которых блистала первая звезда советского кино Любовь Орлова, а также И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» с другой звездой киноэкрана Мариной Ладыниной.

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие. 22 июня 1941 года прервало мирную жизнь советского народа – Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война, длившаяся без малого четыре года. Война с нацистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и в культурной сфере. Так, скажем, наука была переориентирована на нужды обороны. И годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Активно трудились на оборону физики А. Иоффе, С. Вавилов, П. Капица, Л. Мандельштам; химики Н. Зелинский, И. Гребенщиков, А. Несмеянов, Н. Семенов. Ученые А. Александров, Б. Гаев, А. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей.

Свою лепту в укрепление оборонного потенциала страны внесли авиаконструкторы – Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Петляков, Поликарпов, Сухой, Туполев, Яковлев. В конце войны С. Королев, М. Янгель начали закладку основ развития ракетной техники. А в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана.

На годы войны приходится «потепление» отношений церкви и государства. Советское руководство поняло, что церковь – это та организация, которая может быть использована для поднятия морального духа народа, т.е. может способствовать сплочению народа для борьбы против иноземных оккупантов. Поэтому стали снова открываться церкви, вновь стали функционировать духовные семинарии, в стенах которых готовились кадры священнослужителей для вновь открывающихся церковных приходов.

Еще большее влияние на сплочение и поднятие патриотического духа народа в военные годы оказало искусство. Опыт отечественного искусства в годы войны полностью опровергает ходячий афоризм: «когда стреляют пушки – музы молчат». Для нашего искусства Великая Отечественная война была временем мощного подъема во всех областях художественного творчества. Литература, музыка /особенно песенное творчество/, живопись и плакатная графика, документальное и художественно кино – все искусство военного времени, независимо от вида, жанра, стилистики, имеет общие черты, определенные самой жизнью.

В грозных испытаниях войны особенно ярко раскрылись лучшие черты народного характера – его неодолимая сила, упорство, оптимизм, готовность на любые жертвы, на подвиг ради победы. Первыми откликнулись на военные события публицистика и поэзия. Зачастую стихи становились песнями, получая воистину всенародное признание: «Священная война» В. Лебедева-Кумача /композитор А. Александров/, «В землянке» А. Суркова /композитор К. Листов/, «Огонек» М. Исаковского /композитор М. Блантор/, «Вечер на рейде» А. Фатьянова /композитор В. Соловьев-Седой/. Даже интимная лирика обретала героические черты, как знаменитое стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Именно в эту грозную пору с обновленной силой звучит в произведениях многих писателей тема Родины, России. Этими чертами отмечена военная лирика поэтов разных поколений, эстетических школ, жизненного и творческого опыта, которых объединяло сознание огромного значения происходящего. Героический русский характер полнокровно раскрылся в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», рассказе А. Толстого «Русский характер», главах из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», повести К. Симонова «Дни и ночи». Ярчайшей страницей культурной жизни блокадного Ленинграда была премьера Седьмой ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города.

Особое внимание в эти годы уделялось кинематографу как важнейшему средству массового средства идейного воспитания. Кино военных лет создает свою летопись, порой обращаясь к помощи литературы, но чаще – по оригинальным сценариям. Подвиг становится содержанием, сюжетом фильмов – подвиг воинский, трудовой, подвиг нравственный. Киноискусству открываются новые пласты жизни, новые грани народного характера. Хотя достижения кинематографа военных лет были неравноценны, его общий вклад в дело победы трудно переоценить. Кино черпало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу. Именно фильмы военных лет и прежде всего – «Секретарь райкома» и «Шесть часов вечера после войны» И. Пырьева, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского – имели огромное воспитательное значение и оставили значительный след в эмоциональной памяти народа.

Закончилась война. Наступили мирные дни. Страна стала залечивать раны. И в первые послевоенные годы одно из центральных мест отводилось идеологической работе. Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закаленных войной, перенесших ее тяготы, с надеждой на лучшее будущее. У людей возросло чувство собственного достоинства. Однако какой бы справедливой война не была для народа, она ухудшает психологический климат общества. Участие людей в массовых истреблениях, обесценивание человеческой жизни, детская беспризорность, разрушение семей – все это создавало множество проблем для власти, что стало причиной ужесточения административного нажима на различные стороны жизни общества, а деятельность работников культуры была подвергнута жесткому контролю. К этому следует добавить и начавшуюся «холодную войну» как противоборство двух социальных систем, которая повлекла за собой создание так называемого «железного занавеса» между СССР и США, а также странами западной Европы.

Идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития наук. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания высших партийных руководителей. Открытия зарубежных ученых замалчивались, а работы в области кибернетики и квантовой механики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными науками генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им В.И. Ленина /ВАСХНИЛ/ в августе 1948 г. монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Лысенко, поддержанная руководством страны.

Но и в таких условиях были созданы значительные художественные произведения: в литературе – «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Э. Казакевича, «Далекие годы» К. Паустовского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина; в области кино – «Сельская учительница» М. Донского, «Иван Грозный» /2-я серия/ С. Эйзенштейна, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Мичурин» А. Довженко; в изобразительном искусстве – произведения Е. Вучетича, Л. Кербеля, Б. Пророкова, А. Пластова, Г. Верейского, Г. Нисского, В. Мухиной, В. Цигаля и других.

3. «Оттепель в духовной жизни общества и культурная жизнь страны в семидесятые-восьмидесятые годы.

После Смерти И. Сталина /март 1953 г./ и ХХ съезда КПСС наступает момент обновления нашего общества, получившее название «Оттепели» /по названию одноименной повести И. Эренбурга, которая появилась в это время/. В период «Оттепели» в советском обществе происходит глобальный социокультурный поворот: осуществляется развенчание мифов сталинизма, освобождение общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Процесс духовного обновления в советском обществе коснулся прежде всего проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности.

Вообще надо сказать, что данный период в жизни нашей страны повлиял на молодое поколение, которое впоследствии стало называться «шестидесятниками». Наиболее полно это поколение реализовало себя в сфере искусства, образования, науки. Вообще в системе науки были сделаны определенные организационные перестройки. В ведении Академии наук СССР остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались специальным институтам и лабораториям. С 1957 г. началось формирование Сибирского отделения АН СССР. В районе г. Новосибирска строится научный городок, который вскоре стал крупнейшим в стране исследовательским центром. Такая реорганизация стимулировала прикладные разработки, способствовала продвижению страны по пути научно-технического прогресса. Самых выдающихся успехов советская наука достигла в области исследования космоса и ракетостроения. 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый в мире космический спутник, открыв новую эру в изучении межзвездного пространства. 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества совершил полет в космос на корабле «Восток» Юрий Гагарин.

Что касается искусства, то в 50 и 60-е годы в литературу приходит большая плеяда молодых и талантливых литераторов, разных по своей стилистике. Но их объединяло то, что они в своем творчестве отторгали концепцию «человека-винтика» государственной машины, а показывали жизнь простых людей с их горестями и радостями, т.е. без ложного пафоса. К ним можно отнести: В. Аксенова, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, А. Жигулина, Ф. Искандера, Ю. Казакова, В. Максимова, Р. Рождественского, Н. Рубцова. В это же время в литературе возникает такое течение как «деревенская проза». Представители этого течения – Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев, Е. Носов, В. Овечкин, В. Распутин, В. Шукшин – увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, трагедию превращения народа в молчаливого и забитого маргинала. произведения писателей – «деревенщиков» были как бы сигналом тревоги и боли.

В 60-е годы выросло целое поколение молодых кинорежиссеров, сценаристов, актеров. С.Бондарчук, И. Таланкин, Г. Чухрай, А. Алов и В. Наумов, М. Хуциев в тесном единстве с мастерами старших поколений – М. Калатозовым, Ю. Райзманом, М. Роммом, С. Герасимовым – создали немало значительных фильмов, ставших событием не только в советском, но и в мировом киноискусстве. Это прежде всего «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Мне двадцать лет».

Но «Оттепель» была явлением кратковременным. Уже с середины шестидесятых годов усиливается процесс бюрократизации нашего общества, в том числе и в культурной сфере, который продолжался более двух десятков лет.

В годы «застоя», как внутренний протест против официального искусства, которое шло в русле господствующей идеологии, формируется искусство андеграунда /от англ. Undergraund – подполье/. Наиболее полно оно проявляется в музыке /явление рок-культуры/, в литературе /так называемый самиздат/ и изобразительном искусстве /достаточно хотя бы назвать ленинградское товарищество под названием «Митьки» или художников, участников так называемой «Бульдозорной выставки»/.

Андеграундное искусство сформировало свое альтернативное культурное пространство, которое явилось благоприятной средой для диссидентского движения. В конце 60-х и начале 70-хх гг. основные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», представленное тремя направлениями: «подлинным марксизмом-ленинизмом» /лидеры братья Рой и Жорес Медведевы/, «либерализмом» - в лице А. Сахарова и традиционализмом, защищаемым А. Солженицыным. Программа Медведевых ратовала за возвращение к истокам марксизма-ленинизма, не искаженным сталинской идеологией, А. Сахаров выступал за введение демократии западного образца при сохранении общественной собственности в стране, А. Солженицын в основу обновления закладывал идеалы христианской /православной/морали и политического устройства близкого к монархии.

«Демократическое движение» не имело широкого резонанса в стране, однако свое настоящее призвание получило за границей, куда уехало большое количество диссидентов. И в семидесятые годы международной проблемой первой величины были вопрос о правах человека в СССР.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стало причиной ужесточения административного нажима на различные стороны жизни общества
Культура перемен в россии
Основные сферы духовной культуры
Проблема русской интеллигенции как социокультурная проблема
Петровские реформы во многом определили дальнейшее развитие отечественной культуры

сайт копирайтеров Евгений