Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ну а что в это время происходит в России? Безусловно, в XVII веке некоторые ветры европейской цивилизации долетели и до стен Кремля. В России возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла. Возрастало общественное и географическое разделение труда. Город отделялся от деревни. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. С другой стороны, Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи. Но в целом Россия жила еще патриархальной жизнью, которая была не на основной магистрали общественного развития. Но потребность влиться в эту магистраль уже была – нужен был поводырь. И таким поводырем оказался молодой царь Петр Алексеевич, который начал править Россией с 1689 г.

Итак, как мы уже говорили выше реформы Петра коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. В области экономики они были охарактеризованы успехами в торговле и промышленности.

В области политики преобразования прежде всего коснулись созданием нового аппарата управления государством. Учреждается Сенат, в состав которого входит 9 человек, назначенных царем. Причем при назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества, а не знатное происхождение. Сенат выполняет функцию исполнительной власти как прообраз современного Совмина.

Одновременно с этим создается госаппарат, который подразделяется на различные коллегии. Каждая коллегия специализируется в какой-либо сфере, в ней существует четкая регламентация обязанностей чиновников, установлено четкое штатное расписание. Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала Табель о рангах – свод законов о порядке государственной службы, который включал четырнадцать ступеней от коллежского регистратора до канцлера.

Была также создана регулярная армия и введены военные чины /табель о рангах военной службы/ от прапорщика до генерал-фельдмаршала. Столь же успешно был организован военно-морской флот со своим табелем о рангах от мичмана до генерал-адмирала. Во многом благодаря флоту Россия получила выход в балтийское море. Петром были также учреждены впервые в России ордена, первым из которых стал орден святого апостола Андрея Первозванного, являвшийся высшей наградой отличившимся в боевых сражениях.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства. Для того, чтобы юридически оформить отношения между церковью и властью был создан новый орган – Духовной коллегии, которая затем получила название «Святейшего правительственного Синода». Что сделало Церковь институтом государственной власти, а священнослужители фактически превратились в государственных служащих /чиновников/, тем более, что для надзора над Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор. И как главный итог политических преобразований и реформ было установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.

Но как бы не велики были преобразования в области экономики и политики, нас в первую очередь интересует вопрос, а каковы были преобразования в области духовной культуры? Главное содержание петровских реформ в этой области заключалось в том, что была разрушена средневековая цельность древнерусской культуры, которая, как мы говорили в предыдущей лекции, основывалась на принципах православного христианства. Произошло разделение фактически на две культуры: светскую и религиозную. При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

Заключая разговор о петровских реформах и развитии русской культуры этого времени следует сказать, что они были ориентированы как сказал Пушкин на «Окно в Европу», которое плохо ли хорошо, но было прорублено благодаря неуемной энергии первого русского императора. Но это был противоречивый процесс. Все-таки реформы были именно «сверху», поэтому в них не были заинтересованы многие слои русского общества, в частности бояре. Бояре жили из поколения в поколение патриархальной жизнью, где был двор, домочадцы, всякая челядь, где действовали правила и ритуалы так называемого «Домостроя», своеобразного самодержавия на уровне семейных отношений. И что-то в корне менять в этой устоявшейся жизни им было не очень с руки. А менять надо было – носить европейский костюм, парики, брить бороду, принимать участие в разных ассамблеях, балах, дипломатических раутах, учиться этикету т.д. Естественно и крестьяне в огромном своем большинстве ничего хорошего от реформ не получили, скорее наоборот.

В петровских реформах были прежде всего заинтересованы как раньше говорили люди «без рода и племени», но люди энергичные, которые уповали на свою решительность, свой ум, волю, нахрапистость, которым было не занимать упорства и решительности в достижении цели. Именно такие люди, которых Пушкин метко назвал «птенцами гнезда Петрова», были ближайшими сподвижниками царя-реформатора. Судьбы многих из них были также удивительны. Достаточно хотя бы вспомнить ближайшего помощника и соратника Петра светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова…

2. Особенности «Русского Просвещения». «Петровские реформы» во многом определили дальнейшее развитие отечественной культуры. Прежде всего они явились базой для культуры Русского Просвещения. Данная эпоха в истории России прежде всего связана с именами двух российских императриц – Елизаветы Петровны и Екатерины II. Елизавета правила Россией с 1741 по 1761 гг. Основные достижения русской культуры в годы ее правления связаны с развитием науки. Именно в это время осуществлял свою многогранную деятельность великий русский ученый М.В. Ломоносов. А.С. Пушкин справедливо писал об этом человеке: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей…» И далее Пушкин перечисляет сферы приложения этого титана: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник».

Огромная заслуга Ломоносова в создании Московского университета. Он разработал программу университета, составил проект, определяющий его структуру. В то же время без высочайшего покровительства этот проект мог быть и не реализован. А такими покровителями в России того времени были или высочайшая особа – император или императрица – или какой-нибудь фаворит /от франц. – благосклонность, т.е. любимец или лицо, которому покровительствует какая-то влиятельная персона/. И таким фаворитом Елизаветы Петровны был граф Иван Иванович Шувалов, который как истинный патриот России радел зато, чтобы Россия сама готовила кадры ученых и высокообразованных людей. Московский университет был открыт 25 января 1755 г. в Татьянин день. С тех пор святая Татьяна сделалась покровительницей Московского университета, а Татьянин день стал праздником российского студенчества, который отмечается и в наши дни.

В елизаветинские времена своеобразным центром культурной жизни становится дворец. Причем, это не просто здание как таковое, а это понятие надо рассматривать в более широком аспекте. Дворец – это особый стиль жизни, это одновременно и символ величия государства, а в какой-то степени и выразитель национального духа. Так вот, все что было связано в данное время с понятием «дворец» характеризовалось стилем барокко/в переводе с итальянского – странный, причудливый/. Этот стиль имеет свою философскую и эстетическую подоплеку, которая заключается в том, что существующий мир многогранен и универсален, а искусство есть стремление выразить эту многогранность и универсальность. Основой для универсальной картины мира в барокко было понимание величественности и значительности как человека, так и окружающей его действительности.

Отсюда стремление барокко к синтезу искусства. Но этот синтез являлся как бы сочетанием реальности и иллюзии. Мечта о «совокупном художественном продукте», где уживались бы все виды искусства, воплотились в эпоху барокко именно в дворцовом образе жизни. На территории дворцовых комплексов архитектура, живопись, скульптурная декорация, искусство садовода и устроителя фонтанов слились с песнями, музыкой, танцами, карнавалом, фейерверком, иллюминацией, театрализованным маскарадом. И главным определяющим моментом всего этого великолепия была зрелищность.

Одним из зрелищных искусств, которое начинает занимать все большее место в жизни российского общества становится театр. Причем, если раньше театр был в России как правило придворным, то сейчас он становится все более общедоступным. И не случайно поэт и драматург той поры А.П. Сумароков назвал театр «училищем бродягам по жизни человеческой». Один из таких театров был создан сыном купца Федором Волковым в Ярославле. Слава об этом театре дошла до Елизаветы, и императрица вызвала его в Петербург, подписав в августе 1756 г. указ об его учреждении, что дало право Белинскому назвать Ф. Волкова «отцом русского театра».

Правление Екатерины II /1762-1796/ оставило заметный след в истории России. Ее политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление «мудреца на троне», покровителя науки и искусства, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образцу не помешало Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его новые земли, которые отошли к России в результате войн, которые вела Россия в то время. Будучи широко образованной Екатерина вела обширную переписку с французскими просветителями: Вольтером, Дидро, Руссо. Но те идеи, которые исповедовали французские просветители не могли быть реализованы в России, ибо Русское Просвещение отличалось от западноевропейского.

Идеи социального равенства, воспитания творческих способностей человека независимо от его происхождения, развивавшиеся на Западе под влиянием буржуазно-демократических процессов, в России XVIII вступали. В неразрешимое противоречие с крепостнической системой, не правовым деспотическим государством, самодержавием как средневековым идеалом национально-государственного устройства, тяжеловесной сословной и бюрократической иерархией как незыблемой основой стабильности российской цивилизации.

Тем не менее, и в российском варианте просветительство определило во многом духовный климат второй половины XVIII века. Впервые в России крепостной стал рассматриваться среди просвещенной части общества как равный дворянину по своей природе. Другая задача Просвещения – стремление воспитать самых дворян в духе нового времени, внушить им мысль, что свои социальные привилегии они должны оправдывать высокими этическими и человеческими качествами. Основная добродетель человека согласно просветительским взглядам – трудолюбие. Причем эта добродетель должна быть свойственна не только дворянам, но и всем социальным слоям общества.

Одной из особенностей данного времени было развитие журналистики. Сама Екатерина курировала журнал «Всякая всячина». Журнал был объявлен сатирическим, и императрица выражала надежду, что ее почин будет подхвачен. И действительно, вслед за «Всякой всячиной» появилась целая когорта подобных журналов: «И то и се», «Смесь», «Трутень». Последний журнал издавал крупнейший публицист того времени Н.И. Новиков. Кроме того Новиков издавал и другие журналы, в том числе и философский журнал «Утренний свет», где большое место занимали вопросы нравственного воспитания. Но изданием журналов просветительская деятельность Новикова не ограничивалась. Он издает и редактирует газету «Московские ведомости», усовершенствовал русскую типографию/, основал новые книжные лавки, издал ряд обозрений и книг для семейного чтения.

Лучшие представители русского Просвещения трудились не только на ниве журналистики и публицистики. Была еще одна сфера культуры, оказала не меньшее чем журналистика влияние на российское общество, - театр. Окрепшая отечественная драматургия давала возможность ставить спектакли на самые различные, нередко острые, злободневные темы. И здесь прежде всего надо назвать Ф.И. Фонвизина с его сатирическими комедиями «Бригадир» и «Недоросль». Успех «Недоросля» был столь велик, что екатерининский вельможа князь Г. Потемкин после первого представления комедии сказал автору: «Умри, Денис, или хоть больше ничего не пиши: имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе». И действительно герой комедии недоросль Митрофанушка стал именем нарицательным как воплощение лености и невежества.

Надо сказать, что период царствования Елизаветы, а затем Екатерины II вошел как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы. По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины – это время расцвета дворянской усадебной культуры.

Как правило, усадебные постройки были настоящими произведениями архитектуры, их выразительность еще в большей степени подчеркивалась парковым ландшафтом. Многие усадебные парки также были произведениями искусства. Интерьеры усадебных домов, а иногда и дворцов украшались скульптурой, живописными полотнами, лепниной, мозаикой, фресками. В усадьбах были свои библиотеки. А для усадебных развлечений наиболее знатные и богатые сановники содержали оркестры, балетные трупы и даже театр. Самым известным усадебным театром того времени был театр в подмосковной усадьбе Кусково графа Шереметова.

3. XIX век как «золотой век» русской культуры. Заканчивается XVIII век, наступает век XIX и для российской культуры он стал поистине «веком золотым». Русское Просвещение XVIII в. явилось мощным толчком к процессу пробуждения национального самосознания русского народа. Но эпохальным событием в этом плане для России была Отечественная война 1812 г. против наполеоновского нашествия. Эта война сплотила в одном патриотическом порыве все социальные слои российского общества. А когда русские войска в 1814 г. вступили в Париж и парадным строем вао главе со своим императором Александром I прошли по Елисейским полям /центральной улице города/, то это еще больше способствовало пробуждению чувства гордости за свой народ, осознанию того, что великий народ, который достоин занять свое подобающее место в семье подобных народов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В сказание
Она ухудшает психологический климат общества
Основные тенденции ее развития
Все выше сказанноебиблиографиЯкультурология словарь верований
Принятием христианства элементы язычества остались в российской культуре культуры материалом

сайт копирайтеров Евгений