Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3. Основные сферы Духовной культуры. Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство. О сущности философии и науки более подробно разговор пойдет в следующем учебном году, когда будет изучаться такая дисциплина как «Философия». Если же вкратце, то философия по сути дела является основой духовной культуры. Она способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое месть в этом мире, то что обычно называется мировоззрением Она дает человеку возможность задуматься о смысле своей жизни, позволяет тем самым осуществлять как бы общую ориентацию в окружающей нас действительности.

Неразрывно связана с философией наука, которая есть способ познания митра, имеющей своей целью рациональную реконструкцию его на основе постижения существенных закономерностей. Наука как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность /система/ знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных /соответствующих самой действительности/, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат.

Что касается религии, то некоторых ее особенностей мы будем касаться при рассмотрении в следующей лекции роли Православия в формировании русской духовной культуры. В данном же случае отметим, что религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире.

Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, - являются предметом таких областей знания и учебных дисциплин как этика и эстетика, которые не включены в учебный план нашего вуза. Следовательно, поговорим об этих сферах духовной культуры более подробно. Итак, нравственная культура. Само понятие НРАВСТВЕННОСТЬ происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т.е. в среде подобных, а следовательно, так или иначе вступает в определенное общение с ними. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией /одна мотивация, скажем, будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми… С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека.

Дело в том, что все виды взаимоотношения между людьми /общение/ так или иначе регламентируются /управляются/. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Она складывалась постепенно. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Древнекитайский философ Конфуций проповедовал культуру человеческого общения 24 столетия назад. Будда проповедовал правила человеческого общежития на берегах священного Ганга за 500 лет до рождения Христа. Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Но в любых принципах определяющих культуру общения – главное заключается в том, что объективная взаимозависимость какого-то сообщества (семьи, коллектива, нации/ и отдельного человека на языке морали выглядит как вопрос о соотношении общественного и личного блага, где последнее понимается как положительная ценность, т.е. все, что идет на пользу человека.

Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов в конечном счете преследует обеспечение и интересов индивидуальных. Как отметил по этому поводу Белинский, «высочайший и священный интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов». Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определенное ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от прочих регулятивных систем, действующих в обществе /например, право, которое опирается на силу конституционного закона/, мораль опирается на неофициальные санкции /общественное мнение, индивидуальные оценки/. Но какими бы глубокими общественными потребностями на порождались мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счете она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства /стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д./; б) нравственное сознание /совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки/; в) нравственные привычки / автоматические стереотипы, схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях/; г) нравственные поступки/, т.е. действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли чсе6ловека, на нравственной инициативе.

Другой важнейшей сферой духовной культуры является культура эстетическая. Само понятие ЭСТЕТИЧЕСКОЕ происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Любой предмет, существующий как единичный /конкретный/, имеет свое содержание, т.е. свой «родовой признак», который делает этот предмет отличным от другого. В то же время, это содержание определенным образом выражено. А способ выражения содержания есть форма . Так вот, наиболее совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой. В связи с этим возникает вопрос о пользе и целесообразности красоты.

Чтобы показать целесообразность красоты возьмем элементарный пример. Красив ли автомобиль с обтекаемым кузовом? Очевидно, большинство ответят на этот вопрос утвердительно. Но эта обтекаемость не есть выражение «чистой красоты». Она необходима /целесообразна/ для автомобиля. Чем более обтекаем кузов, тем больше автомобиль экономичен: он тратит меньше горючего на каждый километр пути, ибо обтекаемость уменьшает сопротивление встречных потоков воздуха, а это увеличивает скорость. Кроме того, такой автомобиль более устойчив в движении, что тоже немаловажный полезный признак.

Первейшей сферой эстетического воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих сил, рождение и развитие все новых ее форм, разнообразие и красочность ландшафтов – все это волнует человека, захватывает его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать все новые счастливые и радостные мгновения. Такие объективно присущие природе качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как эстетические.

Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением человека, помимо своего утилитарного /полезного/ назначения так или иначе несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам /паркам, скверам/, и строительным сооружениям /зданиям, мостам, виадукам/, и интерьерам /служебным кабинетам, квартирам, а также цехам, лабораториям, больницам, библиотекам и т.д./, и предметам быта /одежде, ювелирным украшениям, посуде…/.

Важнейшей составной частью дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое имеет своей целью создавать максимально удобные и столь же выразительные предметы массового назначения – автомобили, самолеты, телевизоры, холодильники, фотоаппараты и многое другое. Проектируя их, художник-конструктор использует различные средства изобразительности и выразительности, которые зависят как о назначения предмета, так и материала, который используется при его создании.

Естественно, живя в мире предметов, а тем более предметов наиболее выразительных /красивых/, человек невольно воспитывает у себя эстетический вкус. И хороший эстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и красивого, потребность не только воспринимать, но и создавать красоту в производстве, в быту, в искусстве.

Высшей формой эстетического освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие которого прежде всего определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Предметом искусства выступает действительность, но взятая не сама по себе, а через отношение к ней человека, когда она пропущена через его переживания и его оценку. Поэтому основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления. Что дает нам основание назвать искусство ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕМ. И в этом смысле искусство выступает как своеобразный воспитатель, как учитель жизни.

В то же время искусство есть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ выражение действительности, т.е. оно осваивает мир в форме художественного образа, который является своеобразной «клеточкой искусства», а потому в этой «клеточке» заключены, все его противоречия, таинства и богатства. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Что касается художественного образа, то по своему содержанию он является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.

Если обыденное и научное мышление выражает себя через понятия, которые общезначимы, то между предметом отображения /например, столом/ и понятием этого предмета /слово – стол/ нет дистанции: какова сущность предмета, таково и понятие этой сущности. Если я говорю – стол, то все окружающие понимают, что речь идет именно о данном предмете, а не о стуле, серванте и т.д. Искусство же не столько познает действительность, сколько воссоздает ее через сознание художника.

Но в самой действительности искусства вообще нет, оно явление многовидовое, поэтому есть архитектура, скульптура, графика, живопись, художественная фотография, музыка, хореография /искусство танца/, художественная литература, театр, кинематограф. Каждый из этих видов искусства отличается своим способом отражения действительности /своей спецификой художественной образности/, то художник – кто осуществляет художественное творчество, кто создает произведение искусства /архитектор, скульптор, график, живописец, музыкант, танцор, актер, режиссер и т.д./.

Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности. Так, в условном мире, созданном воображением художника, могут жить самостоятельной жизнью и нос майора Ковалева /повесть Н. Гоголя «Нос»/, и тень отца Гамлета /трагедия В. Шекспира «Гамлет»/, и белеющий в море парус /стихотворение М. Лермонтова «Парус»/, который «как мятежный ищет бури», и красный конь /картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»/. Естественно, что в реальной жизни такого быть не может.

Результатом деятельности художника является произведение искусства /скульптура, картина, рисунок, роман, поэма, симфония, песня, балет, спектакль, кинофильм и т.д./, которое есть художественная ценность . Но как любая ценность произведение искусства только тогда становится ценностью, когда оно оценивается. Иначе говоря, истинное /реальное/ существование произведение искусства – это его существования для его потребителя /читателя, слушателя, зрителя/.

А само восприятие произведения искусства есть процесс, который обусловлен тремя факторами: объектом восприятия /произведением искусства, относящемуся к тому или иному виду, жанру, имеющему свое содержание и форму, несущему на себе отпечаток времени, когда оно было создано и индивидуальность художника, его создавшего/; ситуацией /временем, местом и условием восприятия произведения – одно дело воспринимать кинофильм в оборудованном и комфортабельном кинозале и другое – на экране черно-белого телевизора /и субъектом/ кто осуществляет восприятие художественного произведения/: уровнем его образованности в художественной сфере, степенью развития художественного вкуса, интересом и определенной системой установок на художественное восприятие.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Какие направления определили существование русского художественного авангарда начала xx векаромантизм
Другие деятели русской культуры
Оттепель в духовной жизни общества
Центром же музыкального театра оставался большой театр
Каковы были преобразования в области духовной культуры главное содержание петровских реформ в этой времени просвещения

сайт копирайтеров Евгений