Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

агент 007, агент с правом на убийство, преданный слуга Британской империи.
Парадоксально, что, лишившись лучших особенностей классического детектива, шпионский роман тем не менее сохраняет огромную популярность, и не только у массового, но и у высоколобого читателя. Известно, что романы о Джеймсе Бонде, а еще в большей степени их экранизации, такие, как «Доктор Но», «Из России с любовью», «Голдфингер», «Живешь только дважды», являются чемпионами литературного и кинематографического рынков.
В чем же популярность этих произведений?
Очевидно, здесь дело не только в романтической привлекательности авантюрного жанра с его погонями, драками и т. д. Все это присутствует и в произведениях других жанров. И дело здесь не только в роскошном антураже, на фоне которого происходит действие: фешенебельные отели, пляжи, яхты, лимузины, казино — все эти символы самодовольной и сытой эстетики буржуазного комфорта. Хотя все эти аксессуары и важны, их можно найти в произведениях любого другого жанра «массовой культуры».
Очевидно, секрет популярности шпионского романа и фильма заключается в характере самого героя, в том, что он отвечает потребностям довольно широкого слоя публики. Как пишет Т. И. Бачелис в статье «Счастливчик Бонд», «первое и главное звено, которое надлежит пристально рассмотреть, чтобы понять, в чем тут дело, — это фигура самого героя. Ибо Джеймс Бонд, действительно, своего рода новинка. По-видимому, в нем сконцентрированы и нашли олицетворение мечты, надежды, неосознанные побуждения люд-

130
ских масс. Иначе такой успех был бы не мыслим» .
Что же собой представляет Джеймс Бонд? Послушаем, как выглядит его словесный портрет в описании самого Флеминга: «Имя — Джеймс, рост — 183 сантиметра, вес — 76 килограммов, узкого сложения, шрам на правой щеке и левом плече, следы пластической операции на тыльной стороне правой руки; всесторонне развитый атлет, мастер в стрельбе из пистолета, боксер, умеет метать кинжал. Знает немецкий и французский языки. Много курит (особые сигареты с тремя золотыми полосками). Слабости: увлекается женщинами; пьет, но не чрезмерно. Взяток не берет. Вооружен автоматическим пистолетом «Беретта-25», который носит в кобуре под левой рукой. К левому предплечью прикреплен кинжал, носит ботинки со стальной окантовкой. Знает приемы дзюдо. Опытен в драках, чрезвычайно терпим к боли»23.
Вот так выглядит портрет Джеймса Бонда. В этом описании есть несколько реалистических деталей (в частности, привязанность к сигаретам с тремя золотыми полосками). Но в целом, этот портрет мифологичен, он воплощает в себе то, о чем может мечтать и фантазировать человек, вынужденный вести серую и будничную жизнь: успех у женщин, необычайную силу и изворотливость, умение выйти из любого тупика и, главное, невероятное везение.
Джеймс Бонд не отстает и от технического прогресса, он всегда вооружен всевозможными техническими новинками. В его руках лю-
:2 Современное западное искусство. М.. 1972. с. 105. 33 Fleming J. From Russia, with Love. L.. 1965. p. 45.

131

бая будничная вещь — авторучка, зажигалка — оказывается смертоносным оружием. Он виртуозно пользуется любыми техническими средствами — парашютами, вертолетами, аквалангами, дельтапланами.
Но при всем этом Джеймс Бонд, впрочем, как и всякий миф, деперсонален, он лишен личности, индивидуальности. У него нет личных привязанностей, склонностей, ему чужд юмор, противоестественны дружеские связи, а к женщинам он проявляет интерес либо для того, чтобы доказать свое мужское превосходство, либо по долгу службы. Иными словами, Джеймс Бонд — не личность. Скорее всего, он символ того, что связано с силой, успехом и вседозволенностью. Он не герой, а имидж. Но от этого популярность его не падает. В условиях тотального исчезновения героизма потребность в нем не исчезает, а, напротив, растет. Эту потребность как раз и эксплуатирует шпионский роман, создавая вместо живой личности ее искусно сделанную подделку.
Шпионский роман — популярный жанр «массовой культуры», наиболее адекватно выражающий ее тривиальную эстетику. Он является удобной формой пропаганды буржуазной политики, в том числе и такой ее характерной черты, как антисоветизм.
Из всей «бондианы» наиболее открыто антисоветизм заявлен в романе «Из России с любовью». В нем, так же как и в одноименном фильме, повествуется о коварных замыслах русских, которые задумали погубить самого Джеймса Бонда. Для этого пускаются в ход все средства: уловки соблазнительных женщин, коварные технические ловушки. В финале главный враг — страхолю-

дина Роза Клебб — нападает на Бонда, пользуясь смертоносным оружием — отравленным лезвием, спрятанным в ее башмаке. Но Бонд, конечно, виртуозно увертывается и в конце концов побеждает.
Этот примитивный сюжет рассчитан на примитивное сознание, но именно банализация — незыблемый закон «массовой культуры», После смерти Йэна Флеминга Джеймс Бонд вовсе не исчез со страниц массовых изданий и экранов кинотеатров. В Англии описание его авантюрных подвигов продолжил Кингсли Эмис, некогда примыкавший к «сердитым» писателям, а теперь ставший автором шпионских романов. Теперь он /пишет «Досье Д. Б.», где анализируются особенности характера Джеймса Бонда, и описывает его новые похождения. Фильмы с, участием Джеймса Бонда также не сходят с киноэкранов. Создается впечатление, что Джеймс Бонд — бессмертная фигура «массовой культуры», он будет жить так же долго, как долго будет существовать и процветать «массовая культура».
Правда, наряду со стремлением бесконечно продолжать «бондиану», варьируя лишь место действий и окружение Бонда, появляются и тенденции, свидетельствующие о кризисе жанра. Не случайно в конце 70-х годов на экраны вышел ряд фильмов, которые, по сути дела, пародируют «бондиану». Так, режиссер Льюис Гилберт ставит по сценарию Кристофера Вуда фильм «Шпион, который меня любит» (1977). Казалось бы, здесь присутствуют все традиционные темы: необычайная изворотливость Бонда, его сексуальная неотразимость, наконец, удачливость. Но все это показывается как-то невсерьез, с

132

известной долей иронии. Сюжет фильма составляет борьба Бонда с неким маньяком, который задерживает все атомные подводные лодки и планирует уничтожить весь мир. Но Бонд вместе с красоткой Барбарой Бах на своей комфортабельной машине, которая превращается в подводную лодку, опускается на дно океана и разрушает все коварные замыслы маньяка.
В фильме присутствуют традиционные для шпионского фильма темы: погони, драки, всевозможные технические изобретения (передатчик, вмонтированный в ручные часы, и даже летающий поднос, которым можно отрубить голову противнику). Все это было десятки раз в различных шпионских фильмах, но здесь это показывается как совершенно случайный и лишенный логики ряд событий.
В следующем фильме — «Гонки на Луну», — поставленном Л. Гилбертом по сценарию того же Кристофера Вуда, Джеймс Бонд оказывается в космосе. Он опять сражается с коварным и хитрым противником, который хочет разрушить всю Землю и уничтожить человечество. Бонд проявляет чудеса изворотливости. Уже в самом начале фильма его выбрасывают с самолета, но он, планируя, настигает парашютиста и отнимает у него парашют. В Венеции, куда приезжает Бонд, на него без конца совершают покушения. В числе его противников — огромный детина, с острыми железными зубами по прозвищу Челюсть. Несмотря на все препятствия, Бонд разрушает приготовленные на Луне орудия уничтожения и с победой возвращается на Землю с очередной красоткой, любовь которой он завоевывает даже и в невесомости.
В обоих этих фильмах, несом-

ненно, пародируются сюжеты предыдущих фильмов с участием Джеймса Бонда. Сам агент 007 остается супергероем, но весь антураж, в котором он действует, оказывается бутафорским, нарочито вымышленным, искусственным. И хотя критика в этих фильмах не выходит за пределы легкого вышучивания, осторожного пародирования, тем не менее все это свидетельствует о явном разложении жанра, его эстетической и идейной тривиальности.
Сегодня шпионский роман, пропагандирующий секс, насилие, антикоммунизм, поставлен на конвейер буржуазной «массовой культуры». Над его изготовлением и тиражированием трудятся специальные журналы, издательства, национальные и транснациональные агентства по печати. Детективными и шпионскими романами завалены прилавки многих магазинов, журнальных киосков и даже продуктовых магазинов. В США ежемесячно появляется около 250 новых названий шпионских и полицейских романов. Книжная реклама, расхваливающая бестселлеры, рекомендует читателю не упустить еще один шпионский «триллер».
Среди мутного потока этой литературы — шпионские саги Джона Ле Карре, Лена Дейтона, Мартина Круса, Смита, Ирвинга Уоллеса. Как правило, эти произведения не отличаются художественными достоинствами, рассчитаны на нетребовательное, примитивное восприятие. Таковы, например, романы Ле Карре — «Маленький городок в Германии», «Шпион, пришедший с холода», «Лудильщик, портной, солдат, шпион». Почти все они воспитывают читателя в антисоветском и антикоммунистическом духе, героизируют «рыцарей» из ЦРУ и других западных разведок.

133

Печальную известность получили детективные романы Роберта Лэдлама. Неудавшийся актер, он нашел себя в создании низкопробных поделок, где насилие и кровавые сцены обильно сдобрены антисоветизмом. Таков, например, его детективный роман «Каникулы Остерманов» (1972).
Герой, Джек Таннер. директор телевизионной сети в штате НьюДжерси, ожидает, что к нему в гости на конец недели приедут его старые друзья Остерманы, Картоны и Тримайны. Незадолго до этого ему звонят из ЦРУ, и некто Лоуренс Фасетт сообщает, что кое-кто из его друзей — советские агенты. Оказывается, вся Америка опутана сетью советской разведки, которая стремится опорочить ведущих американских промышленников и бизнесменов и таким образом вызвать дезорганизацию, экономический и политический кризис в стране. Этот коварный план осуществляет кто-то из друзей Таннера, которых он должен помочь выявить. Таннер соглашается на это предложение, и с этого времени в его загородном доме поселяются ужас, подозрение и насилие. В конце концов оказывается, что советский агент — никто иной, как сам Фасетт. Но стойкость и вера американцев спасают их от козней коварных русских.
Роман Лэдлама рассчитан на то, чтобы вызвать страх американского обывателя, недоверие и враждебность к другим странам и национальностям.
На волне антисоветизма стал бестселлером и детективный роман «Парк Горького», который Голливуд тут же принял к экранизации, и другие поделки «массовой культуры», которые рассчитаны на низменные инстинкты буржуазного читателя,

пробуждают их страхи, недоверие к другим нациям. Индустрия «массовой культуры» искусно вплетает политику в извечный интерес человека к раскрытию таинственных загадок, познанию ужасного и загадочного.
В 1984 году бестселлером среди шпионских романов оказался роман Ирвинга Уоллеса «Вторая леди», в котором рассказывается, как советская разведка во время пребывания американского президента в Москве подменивает ему жену, чтобы разузнать все его секреты и тайны. Эта подмена удается, но у президента оказываются две абсолютно похожие «первые леди», и когда убирают одну из них, то не известно, какая же из них остается.
Шпиономания широко пропагандируется не только в литературе, но и в кинематографе. Здесь шпионский фильм постоянно смыкался с самым откровенным антисоветизмом. В этом духе в 1974 году продюсер Д. Занук и режиссер Р. Миллер сняли фильм «Девушка с Петровки» по роману бывшего американского корреспондента в Москве Джорджа Фейфера. Фильм, построенный на мелодраматической истории любви советской девушки и иностранного корреспондента, клеветал на советское общество, искаженно изображал быт советских людей. Антисоветизмом пропитан также фильм режиссера Блейка Эдвардса «Тамариндово семя» с участием известного актера Омара Шарифа.
Он построен на традиционном драматическом конфликте между долгом и любовью. Подполковник КГБ, находясь за рубежом, влюбляется в привлекательную девушку, секретаря английского посольства, изменяет родине, дезертирует и бежит «навстречу счастью», пресле-

134

дуемый зловещими агентами советской разведки. Задача этого фильма — противопоставить «бездуховный мир» советского общества «согретому любовью» миру капитализма — не увенчалась успехом. Фильм оказался бездарной ремесленной поделкой.
На стремлении запугать «красной опасностью», а заодно и на желании запятнать облик советских чекистов основаны фильмы «Предательство» (режиссер Питер Коллисон, 1976) и «Русская рулетка» (режиссер Лу Ломбарде, 1975).
В фильме «Телефон» (1978) режиссера Дона Сигела повествуется о том, как 54 советских агента засылаются в США, где они камуфлируются под обыкновенных американских обывателей. Но они должны начать военный террор с того момента, как им по телефону будет передан пароль (строчка из сти. хов Роберта Фроста), который заставляет их действовать под влиянием гипноза. В самый последний момент акция останавливается, и катастрофа предупреждается.
В период пропаганды правящими кругами США идеи военного превосходства и курса на милитаризацию становится особенно популярным военный детектив. В 1980 году выходит американский фильм «Огненный лис». В нем изображается, как летчик Грант (в исполнении Клинта Иствуда) похищает в СССР модель военного самолета. В фильме «Ночные ястребы» (1980) популярный американский актер Сталлоне играет детектива, который преследует коммунистического агента по имени Вульфгра, террориста с дипломом Московского университета дружбы народов. В 1983 году выходит еще одна картина в серии «бондианы» — «Осьминожка». В этом

фильме показывается заседание военного совета в Кремле, на котором молодой генерал Орлов настаивает на немедленном захвате Европы. Ему возражают другие члены совета, и тогда он, стремясь развязать войну, посылает с цирком в ФРГ атомную бомбу. Но, конечно, Бонд (его играет все тот же Шон Коннери) с помощью девушки по прозвищу Осьминожка разоблачает Орлова и предотвращает атомный апокалипсис.
Все эти фильмы откровенно рассчитаны на то, чтобы пробудить страх перед СССР, подогреть атмосферу военной истерии и обосновать необходимость военной конфронтации со странами социализма.
Откровенная тенденциозность этих фильмов и полное отсутствие каких бы то ни было достоинств вызвали практически единодушные отрицательные отзывы даже критиков, далеких от симпатий к Советскому Союзу. Советского разведчика в этих фильмах можно без труда поменять местами с агентом ЦРУ или Интеллидженс сервис, и сюжет будет двигаться с той же степенью «достоверности».
Меняются страны, декорации, актеры, но ни в одном из этих фильмов даже не делается попытка разработать характеры действующих лиц или раскрыть их убеждения.
Они — пешки на шахматной доске, которые передвигаются по законам плохо усвоенного приключенческого жанра.
Рассчитанные на явно нетребовательного потребителя, они даже у него не вызвали симпатии. Массовый провал и прокат в третьестепенных кинотеатрах — такова участь этих кинофальшивок. Делаются они по заказу тех, кто все еще настаи-

135

вает на том, чтобы двигаться по накатанным рельсам «холодной» войны к ядерной катастрофе.
Таким образом, знакомясь с эволюцией детективного романа, мы вынуждены признать известную девальвацию этого жанра в западной литературе, поглощение его «массовой культурой». Надо надеяться, что реалистические традиции этого жанра живы в западном искусстве.

 <<<     ΛΛΛ   

Детектив
Массовая культура 111 детективный роман 112мюзикл 135 фильм ужасов 145 вестерн 160 гангстерский

сайт копирайтеров Евгений