|
ΛΛΛ >>>
>
Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры»
От автора 5
Глава 1. Понятие «массовая культура». Критика ее идеологических и эстетических принципов 9
Глава II. Имиджи и стереотипы «массовой культуры» 57
Глава III. Герои и знаменитости: трансформация героизма в «массовой культуре» 67
Глава IV. Реклама и «массовая культура» 87
Глава V. Секс и коммерция: индустрия «сексплуатации» 103
Глава VI. Популярные жанры и «массовая культура» 111
Детективный роман 112
Мюзикл 135
Фильм ужасов 145
Вестерн 160
Гангстерский фильм 178
Глава VII. «Культурный империализм» — политика экспансии «массовой культуры» 201
Заключение 219
Именной указатель 221
Шестаков В. П.
Ш51 Мифология XX века: Критика теории и практики
буржуазной «массовой культуры». — М.: Искусство,
1988. — 224 с.: ил., [24] л. ил.
Что такое «массовая культура»? Как ока возникла? Каковы ее идейные и эсте-
тические принципы? Каковы приемы ее воздействия на массовое сознание? Как
она создает своих героев? Как массовая культура» относится к рекламе и средствам
массовой коммуникации? Эти и другие проблемы рассматриваются в данной
книге. Специальный раздел книги посвящен проблеме использования «массовой
культурой» популярных жанров искусства, таких, как вестерн, мюзикл, детек-
тив, фильм ужасов и др Рассчитана на широкий круг читателей.
Манипулятивные способности «массовой культуры», ее умение воздействовать на вкусы и настроения огромной аудитории во многом зависят от использования ею популярных жанров. Именно это обстоятельство делает необходимым изучение популярных жанров, их структуры, эволюции, границ и возможностей.
Следует отметить, что не существует «плохих» и «хороших» жанров, как это полагают некоторые авторы. Нельзя, например, согласиться с теми, кто считает, что такой жанр, как, например, вестерн или гангстерский фильм, по природе своей плох и лишь незаурядный талант некоторых отдельных художников позволяет ему стать значительным произведением искусства.
На наш взгляд, популярные жанры по своему идеологическому и художественному смыслу нейтральны. Они могут иметь различное значение в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Было бы неверно, например, считать, что детектив — заведомо буржуазный жанр. Такая точка зрения напоминает вульгарную социологию 20-х годов, которая объявляла не только классику, но и многие жанры искусства сугубо буржуазными. Известно, что детектив, например, может иметь реалистическое и критическое звучание, и было бы неверно считать его исключительно жанром «массовой культуры».
Следует отметить, что сегодня на Западе популярные жанры стали предметом пристального изучения, и не только со стороны теоретиков «массовой культуры», но и со стороны академической науки, которая отказалась от традиционного нигилистического отношения к популярным жанрам и стала внимательно исследовать их историю, структуру и воздействие на общественные вкусы.
112
Результатом этих исследований явилась серия академических публикаций, проведенных в США под эгидой «Ассоциации популярной культуры». Одна из таких публикаций — книга Джона Ковелти «Приключение, тайна, романтика», в которой анализируются такие жанры, как детектив, вестерн, мелодрама'. Автор исходит из того, что эти жанры основаны на определенной, довольно устоявшейся схеме или формуле, которая постоянно варьируется в отдельных деталях и частностях. Это богатство вариантов при едином жанровом стереотипе и объясняет, по мнению Ковелти, огромную популярность и широкую распространенность этих жанров.
Свидетельством роста интереса к популярным жанрам является появление большой учебной и методологической литературы, посвященной этим проблемам. В этом контексте представляет интерес книга Б. Розенберг «Жанровая гибкость. Путеводитель читательских интересов в области фантастических жанров»2. Эта книга представляет собой библиографический справочник,
ΛΛΛ >>>
К тому же реалистический детектив Знаменитости трансформация героизма в массовой культуре 67глава iv Шамурин Ю. Подмосковные культурные сокровища России истории России
|
|