Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Широко известно, что детективный роман является одним из наиболее популярных литературных жанров. Не случайно, что он привлекал к себе внимание многих талантливых писателей, таких, как Сомерсет Моэм, Грэм Грин или Фридрих Дюрренматт.
С другой стороны, детектив охотно использует в своих целях «мас-
' Cuwelti У. Adventure,. Mystery and Romance: Fornlu!;i Stories as Art and Popular Culture, Chicago—L., 1У7(1. 2 Rosenherg В. Genreflecting. A Gide to Reading Interests in Genre Fiction. Littfeton—Colorado. 19M2.

совая культура», стремясь превратить этот жанр в пропаганду норм и ценностей буржуазного сознания.
В связи с этим возникает вопрос: а существуют ли критерии, с помощью которых можно отличить действительно реалистический детективный роман от стандартной продукции «массовой культуры»? Нам представляется, что такие критерии существуют.
Детективный роман превращается в произведение «массовой культуры», когда приобретает эскепист-

113

ские функции, проповедует идею бегства от действительности, отвлечения от реальных проблем социальной жизни. К тому же реалистический детектив, каким бы жестоким он ни был, всегда связан с катарсисом, очищением. Здесь, как и в классической драме, происходит очищение читательских эффектов с помощью сострадания и страха. Когда такого очищения нет, детектив превращается в смакование актов насилия, пропаганду жестокости и культа силы. И тогда детектив, действительно, становится произведением «массовой культуры».
Для того чтобы понять законы функционирования «массовой культуры», способы ее воздействия на массовое сознание, необходимо исследовать структуру детективного романа, его характерные особенности, причины его популярности.
Возникновение детективного романа относится к середине прошлого столетия. Правда, некоторые исследователи считают, что детектив возник еще в глубокой древности, чуть ли ни у Гомера. Французский автор Раймонд Дюрна полагает, что первой «детективной историей» можно считать «Царя Эдипа», где роль убийцы, жертвы и судьи играет один и тот же человек. Преступление — популярная тема многих классических произведений XVIII—XIX веков, в которых раскрывались нравственные и психологические аспекты преступления. В связи с этим следует вспомнить Жульена Сореля у Стендаля или Раскольникова у Достоевского. Но ни Стендаль, ни Достоевский, конечно, не имеют никакого прямого отношения к возникновению детектива. Смысл детективного романа во многом заключается в раскрытии тайны преступления. Но разве смысл «Преступления и нака-

зания» состоит в расследовании преступления Раскольникова следователем Порфирием Петровичем?
Главное в детективном романе состоит в раскрытии хитросплетений, связанных с преступлением, логика этого раскрытия. Как правило, детективный роман содержит два плана, две сюжетные линии. Во-первых, действительное, реальное преступление и, во-вторых, реконструированная, воссозданная интуицией и опытом детектива версия преступления. Первоначально эти линии не только не совпадают, но, как правило, расходятся в разные стороны. Вся логика детективного романа заключается е возможно большем сближении двух первоначально расходящихся сюжетных линий, их пересечении, а в финале — и в полном слиянии.
В чем же заключается популярность детективного романа? Какие особенности делают детектив таким привлекательным жанром, удовлетворяющим интересы и вкусы широких масс читателей?
Необходимыми элементами детектива является загадка, связанная с каким-либо преступлением, и ее расследование. Тайна, загадочная ситуация вызывают повышенное внимание, напряжение, ее раскрытие приносит облегчение, удовлетворение от того, что сложная ситуация разрешается положительным образом. Если ее нет, если преступник заранее очевиден, а мотивы и характер преступления заведомо известны, то отсутствует психологическая основа для детективного сюжета. Как отмечает в своем исследовании детективного романа Джон Ковелти, превращение преступности в загадку, в игру делает серьезную моральную и социальную проблему предметом развлечения: «Нечто, потенциально

опасное, превращается в то, что находится под контролем»3.
К детективу в большей степени, чем к какому-нибудь другому популярному жанру, применима аристотелевская теория трагического катарсиса, очищения с помощью страха и сострадания. Знакомясь с таинственным преступлением, мы испытываем чувство страха, но расследование, которое проводит детектив, приносит нам очищение, катарсис. Функция детектива — в основном функция катартическая. Очевидно, в этом причина особой популярности детектива, его способности привлекать внимание огромной аудитории.
Законы детектива требуют определенного равновесия между тайной, связанной с преступлением, и ее расследованием. Только соблюдение этого равновесия позволяет автору держать в напряжении читательский интерес. Традиционный вопрос, который волнует читателя детектива, — это «кто и когда». Читатель сам должен решить, кто преступник, каковы мотивы его поступков, каковы способы и средства преступления, в какое время оно произошло, и было ли вообще преступление или нет. Таким образом, в детективном романе существуют по крайней мере четыре элемента, на основе которых строится сюжет (кто, когда, как и почему). Умело варьируя их, можно создавать напряженное действие, в котором будет присутствовать момент игры, чередование загадки и ее разгадки,тайны и ее раскрытия. Этим объясняются большие выразительные возможности жанра, его гибкость, способность удовлетворять самым разнообразным художественным вкусам и интересам.
Как мы уже говорили, детектив-
'• dwell! ./. Adventure, Mystery and Romance.--, p. 105.

114
ный роман имеет дело с фактом преступления и его раскрытием. Именно это позволяет показать героя и других персонажей в переломный момент, в ситуации драматической, напряженной, раскрывающей их характер. В этом детектив сродни драме, которая также часто обращалась к феномену преступления и психологии преступника.
В чем же в таком случае отличие детективного романа от драматического произведения?
Это отличие заключается в том, что драматическое произведение фокусирует внимание читателя на самом преступнике, превращая его в главного героя действия. В детективе, напротив, преступник редко является героем, чаще всего им является тот, кто преследует преступника. Далее, в драме преступление происходит, как правило, в самом финале как логический результат развития характеров и обстоятельств. В детективе же преступление — исходный момент действия, все остальное представляет собой реконструкцию событий, предшествующих этому моменту. А главное, в драме преступление — это, скорее, повод для социальных или психологических размышлений, тогда как для детектива преступление и его раскрытие являются самоцелью. Иными словами, драма гораздо шире по своему содержанию, чем детективный роман.
Таковы различия между детективным и драматическим жанрами.
Конечно, в отличие от драмы детектив выступает прежде всего как развлекательный жанр. В этом смысле он ближе к приключенческому жанру, чем к драматическому.
В детективе большое значение имеет развлекательная сторона, связанная с раскрытием сложной, таинственной загадки преступления. Но

Глава VI

функция детектива, конечно, не сводится только к развлечению. «Какова же функция детектива? — спрашивает В. Скороденко. — Думается, тройная. Прежде всего нравственная, пусть даже откровенно дидактическая. Честно говоря, любая самая простенькая пропаганда норм мора-1 ли все же предпочтительней их заб- | вения. Затем — познавательная. Заставляя читателя внимательней присматриваться к вымышленным типам, по необходимости кое в чем упрощенным психологически, автор показывает людей, их отношения и окружение с различных точек зрения... Наконец, третья немаловажная функция детектива — развлекательная. Точнее, занимательная. С точки зрения интриги в детективе можно выделить два типа повествования: захватывающее напряженным действием и увлекающее напряженностью интеллектуального поиска»4. [
В первых детективных романах доминировало интеллектуальное начало, они были, скорее всего, логическими загадками, игрой мысли. Как известно, первым детективом считается рассказ известного американского писателя Эдгара По «Убийства на улице Морг» (1841). Если Эдгар По был родоначальником детективного романа, то широкую попярность ему принес другой писатель, а именно Конан Доил, создавший популярный образ частного детектива Шерлока Холмса.
Герой Конан Доила был подчеркнуто интеллектуален. Это было необходимо, очевидно, для того, чтобы отметить незаурядность детективасыщика, противопоставить его буржуазной и мещанской посредственности. Именно этому служит и из-
•1 Скор^Оенко В. Английский детектив в грех лицах. В kn,: Английский детектив- М.. I4S3. с. <>.

115
вестная эксцентричность Шерлока Холмса; он — одинокий холостяк, играет на скрипке, не расстается с трубкой. Хотя он абсолютно хладнокровен, за внешней трезвостью скрывается высокий романтизм и поэтичность.
Шерлок Холмс относится к расследованию преступления как к логической загадке, как к шахматной партии. Социальные и моральные стороны преступности его интересовали довольно мало. Однако вскоре вопросы морали начинают преобладать в детективе. Так, уже Г.-К. Честертон создает популярный тип детектива — священника Брауна, который стремится перевоспитать преступника. Такой же высоконравственный смысл носит образ комиссара Мегрэ у французского писателя Жоржа Сименона.
Классический детектив создает довольно стандартный стереотип частного детектива, образ его жизни, поступков, отношения к окружающим. Стандартно и отношение детектива к полиции. За некоторыми исключениями оно негативно. Как правило, полиция не способна раскрыть преступление и своими действиями только мешает частному детективу. Хотя герой и помогает полиции, но только он один в состоянии расследовать преступление. Лишь он — единственная гарантия того, что общество будет ограждено от зловещей деятельности преступника, стремящегося скрыться от правосудия под различными загадочными масками.
Стереотипен и характер места, в пределах которого совершается действие детектива. Как правило, оно требует замкнутого пространства.
В одном из самых ранних детективных произведений — «Убийства на улице Морг» Эдгара По — опи-

Популярные жанры и емассовая культура»
сывается зверское убийство, совершенное в запертой комнате. Как же мог убийца проникнуть в нее?
В романе Агаты Кристи «Десять негритят» действие происходит на необитаемом острове. Неизвестное лицо приглашает сюда десять человек, среди которых судья, врач, генерал, автогонщик, старая дева, слуги. Шторм отрезает остров от материка, никто из посторонних не может попасть на него. И вот в течение одной ночи одно за другим происходят убийства. Гибнут все, причем убийства совершаются разными способами, в соответствии с детской считалочкой «Десять негритят». Читателю предлагается самому разрешить задачу, кто убийца. Им оказывается судья Редгрейв, который вершит правосудие, наказывая всех приглашенных на остров за совершенные в прошлом преступления.
В шведском детективе «Запертая комната» М. Шеваля и П. Вале обнаруживают труп старика. Двери и окна комнаты наглухо закрыты. Никакого оружия в комнате полиция не обнаруживает. Возникает вопрос: кто убил и как?
Таким образом, все три произведения построены по одной сюжетной схеме. Причем между ними нет никакого заимствования или подражания. Очевидно, такова логика детективного романа, в котором мотив «запертой комнаты» составляет загадку, тайну, ребус, которые должны быть разгаданы.
Следует отметить, что детектив, его психологическая и нравственная атмосфера связаны с урбанизмом. Детективный роман — порождение города. Шерлок Холмс не мог быть сельским жителем, без его комфортабельной квартиры на 221 Б Бейкерстрит в Лондоне романы Конан Доила во многом утратили бы свою урба-

116
ническую поэтичность. Связь детектива с психологией урбанизма, с попытками обнаружить занимательный, поэтический или сказочный элемент в городской жизни отмечал еще Г.-К. Честертон. В статье «В защиту детективного романа» (1901) он писал: «Первое существенное значение детектива заключается в том, что он является ранней и популярной литературой, в которой выражается поэтическое чувство современной жизни. Люди веками жили среди величественных гор и вечных лесов, прежде чем поняли, что они полны поэзии. Почему бы нам не смотреть на дымовые трубы как на вершины гор и не считать наши фонарные столбы такими древними и натуральными, как вековые деревья? Для такого взгляда на жизнь, где большой город оказывается местом действия, детективный роман представляется своеобразной «Илиадой». В этих романах герой и детектив пересекают Лондон с таким чувством свободы и гордого одиночества, как принц в старой сказке о стране эльфов. Огни города начинают восприниматься как бесчисленные глаза эльфов, сторожащих чью-то сокровенную тайну, которую писатель знает, а читатель нет. Каждый поворот дороги — это как бы касание пальцами этой тайны, каждый фантастический небосвод дымовых труб выглядит как знак какой-то загадки»5.
Классический детектив: Агата Кристи и Жорж Сименон
«Золотым веком» детектива были 20-е годы, когда наиболее полно развивались традиции классического детектива, представленные именами Агаты Кристи, Дороти Сайерс, Жор-
5 Chesterton С. К. A Defense of Detective Stories. — In: The Art of Mystery Story. N. Y., 1946, p. 4.

117

 

жа Сименона, Майкла Иннеса, Джона Карра и других. Свой первый роман Агата Кристи, самый, пожалуй, продуктивный детективный автор, написала в 1920 году, он назывался «Таинственное убийство в Стайлзе»6. Здесь она, очевидно, по аналогии с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном вывела своего героя — сыщика Эркюля Пуаро и его друга капитана Гастингса. Но, в отличие от Конан Доила, акцент в романах Кристи ставился не на дедуктивном способе мышления и аналитической логике, с помощью которых воссоздаются события, а на неожиданностях, ложных версиях, эффектной развязке.
За 60 лет своей творческой деятельности Агата Кристи написала огромное количество детективных сочинений (67 романов и 117 рассказов), став классиком этого жанра, «королевой детектива». Ее романы всегда занимательны. Особенность таланта Агаты Кристи заключается в умении держать в напряжении внимание читателя на протяжении всей истории, а затем поражать неожиданной развязкой7. И тем не менее в ее романах есть нечто надуманное, искусственное. Для нее детективное повествование — всегда разгадка шарады, ребуса, а герои, как фигуры в кукольном спектакле, движутся, приводимые замыслом и пожеланием автора. И хотя Кристи — хорошая бытописательница, ее произведения скорее отделяют нас от действительности, чем приближают к ней. Об этом пишет Я. Маркулан в своей книге о кинодетективе: «Из произведений этого вида тщательно вытравли-

ваются социальные и политические мотивы, действие абстрагируется, убийца, следователь, подозреваемые рассматриваются как знаки, необходимые элементы предложенной игры. Ребусно-шарадио-шахматно-игровое начало определяет незыблемость правил, канонов, приемов, номенклатуры персонажей. Чем искусней ведется эта игра, чем хитрее следственная головоломка и экзотичнее декорум, в котором она разыгрывается, тем выше оцениваются достоинства вещи, ее «чистота». Напряженное действие, занимательный сюжет — здесь самое главное, связи с жизнью ослаблены, сведены к минимуму. Но не надо обманываться этой кажущейся асоциальностыо детектива-игры. По своему существу это абсолютно буржуазное конформистское направление» .
Агата Кристи — не единственная писательница в детективном жанре. Наряду с ней детективные романы писала целая плеяда авторов-женщин: Дороги Сайерс, Нгайо Марш, Аманда Кросс, Джозефина Тей, Маргарет Миллар, Анна Грин и другие9.
Реалистические и критические тенденции классического детективного романа были развиты французским писателем Жоржем Снменоном, создавшим образ комиссара Мегрэ. Образ Мегрэ символизировал устоявшиеся, традиционные ценности: он одет в старомодное, с бархатным воротничком пальто, не расстается со своим котелком и трубкой. По складу своего характера Мегрэ гуманист. Он сочувствует бедным и обездоленным, стремится им помочь.
*' О жизни Агаты Кристи недавно снят фмльм «»Агата», в котором играют Ванесса Редгрейв и Дастин Хофф-
ман.
7 О технике детективных романов А. Кристи см.: Bergainhier E. The Gentle Art of Murder: The Detective Fiction of Agatha Christie. Ohio, 1981.

• Маркулан Я. Зарубежный кинодетсктпв. Л., 1975. г. 11).
" Craig F.. Cadogan М. The Ladv Investigates; Woman Detectives and Spies in Fiction. L., 19SO; Mann 1. Deadler (hen the Male: An Investigation into Femine Crime Writing. L., 19K1.

118

авторы переводят термин "hard-boiled детектив. Нам представляется такой

повод неточным, тик как он создает ассоциацию с «черным романом", е которым детектив 2(»-х годов не нмее[ ничего общего. Ьолее правильным, на паи) [иглнд. 6\нлн «жестокий;;. См.; Rulim Н. Stones horn Black Mack
дс1 термин «жесткии The Hard-Boiled Deled

В отличие от Шерлока Холмса он не обладает даром дедукции. Его способ расследования прост, но эффективен: он старается вжиться в жизненные обстоятельства, стать на место преступника, самому понять и почувствовать движущие мотивы поведения людей. «Поймите, мадам, — говорит он, — пока мне не станет ясно, каков был образ его жизни за последние годы, я не смогу обнаружить убийцу». Мегрэ не сыщик с лупой в руке. Он просто знаток жизни, воплощение здравого смысла, который помогает ему понять иррациональный мир преступления, Именно этим объясняется популярность образа Мегрэ, его долгая жизнь в литературе, а затем и в кинематографе. Ведь он символизирует мир устойчивых ценностей в эпоху, когда все ценности оказываются неустойчивыми и проходящими. Как пишет Л. Зонина, Мегрэ — это «миф о патриархальной справедливости, ее воплощение. Патриархальной во всех смыслах этого слова. Отеческой. Покровительствующей слабым. Уходящей корнями в далекое прошлое. Основанной не на современном законодательстве, а на представлениях о добре и зле, впитанных с молоком матери»10.
«Жесткий детектив»: Хэммет и Чэндлер
За время своего существования детективный роман претерпел существенную эволюцию. В этой эволюции можно выделить две главные линии развития. Одна была связана с защитой буржуазного общества и всего комплекса связанных с ним институтов. Другая служила разоблачению и беспощадной критике капи-

тализма. Поэтому наряду с детек| тивами, сделанными по шаблонам «массовой культуры», существуют и I произведения разоблачительные, связанные с традициями критического реализма.
Эта разоблачительная тенденция наиболее полно была представлена в новом типе детективного романа, получившего название «жесткого» (hard-boiled) детектива".
Наряду с классическим детективом в конце 20-х — начале 30-х годов формируется «жесткий» детективный | роман, во многих своих чертах резко отличающийся от классического детектива. Он был создан в США в кружке писателей, объединявшихся вокруг журнала «Блэк меск». Среди них был такой серьезный и талантливый писатель, как Дешиэл Хэммет. В этом жанре начинают писать и многие другие популярные писатели: Эрл Гарднер, Картер Браун, Росс Макдональд, Раймонд Чэндлер.
Растущей популярности «жесткого» детектива во многом способствовали средства массовой информации, в особенности радио, телевидение и кинематограф. В 40-х годах были экранизированы романы Д. Хэммета «Мальтийский сокол», Р. Чэндлера «Долгое прощание», I которые и до сих пор являются классикой детективного кинематографа. Герои детективных романов — Сэм Спейд, Ник Чарльз и Филипп Марлоу — стали популярными героями радиопередач и телевизионных сериалов.
Какие же новые особенности по-
!' '.ioHUHIl Л. Миф.
мир», 1Ч1'7,№ ?,с. 256

119

являются в «жестком» детективе? Прежде всего в нем акцент смещается с интеллектуального поиска в сферу напряженного действия. Кроме того, изменяется и сам тип героя, традиционный образ детектива-сыщика. В отличие от героя классического детектива герой «жесткого» детектива — это уже не просто интеллектуал, денди, занимающийся расследованием преступления из любви к искусству. Теперь это специалист, имеющий лицензию на частный сыск. Расширяются и его профессиональные функции вместе с ответственностью, которую он берет на себя. Довольно часто он не только сыщик, но и судья, прокурор, исполнитель приговора. В сферу его деятельности включается не только разгадка преступления, ему самому приходится заниматься и преследованием, и наказанием преступника.
Если герой классического детектива при всей своей странности и эксцентричности был идеальным характером, то герой «жесткого» детектива чаще всего груб и жесток. Он нередко прибегает к силе — удару кулаком или пистолету. Он соединяет в себе противоположные черты: цинизм и благородство, жестокость и сентиментальность. Человек с твердым характером, он исповедует свой моральный кодекс, у него собственное отношение к обществу, к морали. Он считает, что общество, в котором он живет, продажно, по ходу своего расследования он обнаруживает тайные нити, которые крепко связывают власть имущих с преступным миром. Он чаще всего циничен, но за фасадом грубости и цинизма порой лежит определенная нравственная цель — спасти общество от преступности и обмана, хотя он и считает, что зло неустранимо и власть его абсолютна.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Их можно найти в произведениях любого другого жанра массовой культуры
Массовая культура 111 детективный роман 112мюзикл 135 фильм ужасов 145 вестерн 160 гангстерский

сайт копирайтеров Евгений