<<< ΛΛΛ >>>
пересозданным. "Просвещение" - стремление к коренному пересозданию.
Неудобная жизненная позиция, которая вначале отрицает жизнь, с тем чтобы
потом, на обломках, утвердить какую-то новую идею.
Не это ли означают слова Гойи в приведенном выше письме к Сапатеру?
Гойя пересоздает свою жизнь. Он отказывается ходить в места, где можно
послушать, как поют тираны, потому что жизнь должна быть иной - не той,
которая нравится. Рационализм в области морали, максимально выраженный
"категорическим императивом", призывает нас жить "против шерсти". Надо
существовать исходя из определенных идей, которые подавляют любое первое
движение, подвергают его сомнению. Это мучительно: "...как ты можешь себе
представить, я не вполне доволен". Гойя уже никогда не будет вполне доволен.
Даже если бы два года спустя на него не обрушилось страшное несчастье -
временный паралич и окончательная глухота, - его существование все равно
было бы омрачено внутренним смятением, потому что с этих пор в Гойе
поселяются два непримиримых соперника: стихийный темперамент и темный ум
деревенщины - перед nisus[22], перед порывом к избранному и высокому; и
талант художника служит всего лишь внешним проявлением этой внутренней
борьбы. Гойя был выбит из того порядка, в котором человек существует в
полусне, как дитя в колыбели, но ему не хватило силы разума, чтобы со всей
определенностью обосноваться в определенности мысли. Считать, что можно до
бесконечности оставаться в традиции, так же глупо, как и предполагать, будто
разум - панацея, готовое решение всех проблем, не заключающее в себе новых
<<< ΛΛΛ >>>
ОртегаиГассет Х. Гойя и народное 9 творчество Без всякого стремления им подражать ОртегаиГассет Х. Гойя и народное 10 отрывки Над росписями в церкви сан антонио де ла флорида гойя работал в августе октябре 1793 г флорида филадельфия Равняется селению в превосходной степени
|