Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

99
Dibelius M. A Fresh Approach to the New Testament. London, 1937, p.219.
100 «To His Wife» (Ante-Nicene Fathers, Vol. IV); ср. также: «On Monogamy», «On Exhortation to Chastity».
101 Tolstoy, Countess Alexandra. The Tragedy of Tolstoy. London, 1933, p. 65, ср. pp. 161-165 и Simmon. Op. cit., 631 ff., 682 f. и passim.
102 Оппозиция разума и откровения в таком виде, разумеется, появлялась не только у воинствующих христиан-радикалов. Христиане, имеющие другие взгляды на проблемы политики и экономики, могли воспринять позицию радикалов по отношению к проблеме знания.
103 On the Flesh of Christ, ch. V.
""' Толстой Л.H. Царство Божие внутри вас.
105 Tertullian. Apology, XLII; ср.: Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас.
106 Полагаю, термин этот придуман Карлом Бартом. См. особенно его работу: Protestantische Teologie im 19. Jahrhundert. London, 1947, Kap. III.
107 О еврейском христианстве см.: Lietzmann H. The Beginnings of the Christian Church, p. 235 ff.; Weiss J. The History of Primitive Christianity, New York, 1937, Vol. II, p. 707 ff.
"" Burkitt F.С. Church and Gnosis. Cambridge, 1932, p. 8. Ср. также: Cambridge Ancient History, Vol. XII, p. 767 ff.; McGiffert A.C. History of Christian Thought. New-York, 1947, Vol. I, p. 45 ff.
'°9 Burkitt. Op. cit. p. 29-35; 48, 51, 57 f.; 87-91.
"° Ehrhard Albert. Die Kirche der Martyrer. Munchen, 1932, p. 130.
'1' Ср.: Burkitt. Op. cit., p. 89 f. Образ мыслей гностиков покажется нам менее странным и чуждым мышлению теологов Нового времени, познакомившихся с идеями Николая Бердяева, который называет себя христианским гностиком. См. особенно его работу «.Свобода и дух», 1935. (Freedom and the Spirit, New-York, 1935).
112 Irenaeus. Against Hereticos IV, XXXIII, 9 Ср.: Ehrhard. Op. cit., p. 162,170f.
'"Другая разновидность культур-христианства представлена в античности Лактанцием и теми теологами и государственными деятелями, которые во времена Константина стремились соединить новую веру и веру в римских богов. Это было прекрасно описано Кокрином в его труде «Христианство и классическая культура» (Cochrane Ch.N. Christianity and Classical Culture, A Study of Thought and Actions from Augustus t Augustine. London, 1940), ч. II, особенно гл. V.
"4 Ср.: McCallum J.R. Abelard's Christian Theology, Oxford, 1948, p. 90.
"5 Ibid., p. 84.
"6 Ibid., p. 62. Cp: De Wulf M. History of Medieval Philosophy. London New York, 1925, Vol. I, p. 161-66.
117 McCallum J.R. Abailard's Ethics, Oxford, 1935.
118 Из письма доктору Бенджамену Рушу от 21/IV 1803 в книге: Foner P.S. Basic Writings of Thomas Jefferson New-York, 1944, p. 660-662. См. также: Jefferson Th. The Life and Morals of Jesus of Nazareth, extracted textually from the Gospels. New York, 1902.
'"Schleiermacher F. On Religion. Translated by Oman J.London, 1893. Ср.: pp. 246, 249, 178 et passim.

214

120
Barth K. Die Protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. 1947, p. 387 ff. См. также: Barth K. Schleiermacher в его книге Die Theologie und die Kirche. Munchen, 1928, p. 138 ff. Brandt R. B. The philosophy of Schleiermacher, 1941, pp. 166 ff. Единство христианской и философской этики утверждается Шлейермахером в наиболее недвусмысленной форме в его эссе «О философском рассмотрении идеи добродетели», в Samtliche Werke (Reimer), III, т. II, S. 350.
121 Ritschi A. Rechtfertigung und Versohnung, 3. Ausg. Bonn, 1889, Vol. II, S. 18.
122 Ritschi A. The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation. The Positive Development of the Doctrine, New York, 1900, p. 202. "Ibid., p. 219; cp: 222 ff.
124 Ср. его же: Geschichte des Pietismus. B. 1-111. Bonn. 1880-86.
125 Ritschi A. Unterricht in der christlichen Religion. Bonn, 1895, p. 5. Ritschi A. The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation, p. 133 ff.
126 Ritschi A. Unterricht in der christlichen Religion, S. 53 f. Cp. Justification and Reconciliation, p. 661 ff.
127 Justification and Reconciliation, chapt. VI.
128 Ibid., p. 284.
129 Ibid., p. 609 ff.
"° Двойственная привлекательность христианства для язычников во II в. н.э. описана проф. Г. Лицманном. См.: Lietzmann H. The founding f the Church Universal. London, 1938, p. 193 ff. Ср. также: Nock A. D. Conversion, London - N. Y., 1933.
w Мф. 5:17-19; ср.: 23:2.
132 Мф. 22:21.
133 Рим. 13:1. 6.
134 Clement of Alexandria. Who is the Rich Man That Shall be Saved, XVI, в кн.: «Ante-Nicene Fathers», Vol. II.
135 Ibid., XXXVII.
136 Ср.: Lietzmann, H. The Founding of the Church Universal. London, 1938, chapt. XIII.
137 Clement of Alexandria. Op. cit., Il, chapt. I, II (Ante-Nicene Fathers Vol. II).
136 Ibid., Ill, chapt. III.
139 Miscellanies - Ibid., I, chap. VI.
140 См. описание жизни истинного гностика в Строматах (Miscellanies), особ.: IV, chapt. XXI-XXVI; V, I-III; VII, X-XIV.
141 lbid.,l,II.V;cp.VI,VII-VIII.
142 Ibid., l, V.
143 Это рассуждение об этике Фомы Аквинского основано на «Сумме теологии» ч. II, разд. 1, особ. в. I-V, LV-LXX, XC-CVIIII. Ср. с «Суммой против язычников», кн. III. Ср. также: Gilson, E. Moral Values and the Moral Life. The System of St. Thomas Aquinas. St. Louis, Mo. and London, 1931.
144 Summa Theologica, 11-1, q. II, art. VIII.
'45 Ibid. Ill, art. VIII; Summa contra Gentiles II; 25.
146 Summa Theologica, 11-1 IV; Summa contra Gentiles, 111-35.
"17 Summa Theologica, 11-1 q. Ill, art. II. q. V.
148 Ibid., 11-1, q. XLII, art. I.

215

149
О теории права Фомы Аквинского см.: Summa Theologica, ll-l, qq. XC-CVIII.
50 Ibid., ll-ll, q. LXVI,art2.
51 Ibid., 11-11, qq. LXXVII, LXXVIII.
52 On the Governance of Rulers.
53 Summa Theologica, 11-1, qq. XCIX, CVIII.
54 Так цитирует Джеральд Ванн в своей книге «Св. Фома Аквинский» (Vann G. St. Thomas Aquinas. London, 1940, p. 45 f.).
155 «Изучение схоластической философии» (Wynne, J. В. The Greate Encydicals of Pope Leo XIII, p. 36.).
156 «Христос наш Избавитель», Wynne, p. 463. Ср. также: «О посвящении человечества святому Сердцу Иисусову», Wynne, p. 454 ff.
157 См.: Leo XIII, «Христианская демократия», Wynne, p. 479 ff.
158 «Христос наш Избавитель», Wynne, p. 469 ел. Наиболее объективное описание жизни и деятельности папы Льва XIII я нашел в кн. Schmidlin Josef. Papstgeschichte der Neuzeit. Munchen, 1934, Vol. II.
159 Ср. Otto R. The idea of the Holy. New York, 1924, p. 9 ff.; см. также: TaylorA.E. The Faith of a Moralist. London, 1930, Vol. I, p. 163 ff.
160 Ср. прежде всего: Porter F.C. The Mind of Christ in Paul, 1930.
161 Гал. 5:19-21.
1621 Кор. 7:2; Рим. 13:4.
163 II Кор. 5:4. 6. См. ниже: глава VI, примеч. 193.
164 Harnack A. Marcion, Das Evangelium vom Fremden Gott. Leipzig, 1931, Kap. Ill, VI, cp: Lietzmann H., The Beginnings of the Christian Church. London, 1930, p. 333 ff.
165 Так описывает Гарнак воззрения Маркиона, op. cit., S. 144, 145, 94,97.
166 Ibid. ,S. 150.
167 Ibid., S. 186 ff.
"Тал. 5;12.
169 Works of Martin Luther. Philadelphia, 1915-1932, Vol. Il, p. 338.
'"Ibid. Vol. IV, p. 251 f.
'7' Ibid. Vol. IV, p. 265, 266.
172 Прекрасное описание развития Лютера как христианского этического мыслителя и реформатора дано в статье профессора Карла Холля (Karl Holl) «Der Neubau der Sittlichkeit», помещенной в l томе его сочинений «Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte», Tubingen, 1948. К сожалению, вся интерпретация профессора Холля отмечена антикатолической направленностью, которую можно сопоставить с анти-лютеранским духом таких авторов, как Гризар. Холль также слишком желает показать, насколько оригинален был Лютер даже по сравнению с Августином. Эта статья, однако, превосходит широко известную работу Трёльча, посвященную этике Лютера (Ernst Troeltsch. Social Teachings f the Christian Churches. New York, 1931, Vol. II). В интерпретации Холля Лютерово отношение к культуре выглядит в большей степени конверсионистским, чем это представляется автору настоящей работы.
173 Ср.: «Трактат о добрых делахв/ЛЛ/orks of Martin Luther, Vol. I, ср.: «Трактат о христианской свободей/Л/Vorks, Vol. Il; ср.: Holl К., op. cit., p. 217 ff., 290 f. ^
174 KerrH.T. A Compend of Luther's Theology. Philadelphia, 1948, p. 4,
216

5. Ср. замечания Холля относительно воздействия, произведенного Реформацией на философию, op. cit., 529 ff.
175 Ср.: «К членам городских советов всех городов Германии, чтобы они устроили и поддерживали христианские школы», Works of Martin Luther. Vol. IV, p. 103 ft.
176 Kerr H.T. Op. cit., p. 147.
177 «О торговле и ростовщичестве», Works of Martin Luther, Vol. IV, p. 13.
178 «Светская власть: до какой степени ей следует повиноваться», ibid., Vol. Ill, p. 230 ff.; «Могут ли спастись также и солдаты», Vol. V, p. 34 ff. \
)га «Трактат о добрых делах», ibid., Vol. l, p. 198 f.
180 Ср. прежде всего: «Светская власть», ibid., Vol. Ill, p. 236 ff. На предмет прочих важных мест ср.: Kerr. Op. cit., p. 213 f.
181 «Четырнадцать в утешение». Works, Vol. I, p. 148 f.
182 Ср.: Kierkegaard S. The Point of View for My Work as an Author, Part I, London,1939.
183 Kierkegaard S. Attack upon «Christendom», London, 1935, p. 163. "Лучшими введениями в философию Кьеркегора являются: Bretall R. (ed.) A Kierkegaard Anthology. Princeton, 1948; Dru A. (ed.) The Journals f Soren Kierkegaard. London - New York, 1938; Swenson D. Something about Kierkegaard. Minneapolis, 1941.
185 Troeltsch E. Glaubenslehre...S. 100 ff., см. также: Christian Thought. 1923, p. 2 ff.
186 Ibid., Section II, pt. I. The Morality of the Person and of Conscience, p. 39 ff.
187 Ibid., pt. II, The Ethics of Cultural Values, New York, 1945, p. 71 ff.
188 Среди работ тех представителей дуализма, которые избегают параллелизма, или возведения перегородок в морали, можно упомянуть книги: Niebuhr Reinhold. Moral Man and Immoral Society. New York - London, 1932; Lindsay A. D. The two Moralities. Our Duty to God and to Society, London, 1940.
189 См. типичную постановку вопроса ? книге: Needham J. The Great Amphibium: four lectures on the position of religion in a world dominated by science, London, 1931.
190 Cp. Williams R. «The Bloudy Tenent of Persecution», «George Fox Digg'd Out of His Burrowes», «Experiments in Spiritual Life and Health» и «Letters». Все перечисленное, исключая только «Experiments», всего легче разыскать в «Publications of the Narrangasett Club».
191 См. AyerA. J. Language, Truth and Logic. London, 1936. Религия и этика описываются здесь как не имеющие смысла в строгом смысле слова: они выражают исключительно эмоции.
'"Кол. 1:16.
193 Об этом вызывавшем оживленную полемику положении ср.: Lietzmann H. An die Romer//Handbuch zum Neuen Testament, Tubingen, 1912, Bd. VIII, S. 75 ff. Комментируя Послание к римлянам 7:14-25, Лицман говорит: «Воззрение, согласно которому греховное действие человека имеет свой источник в некоей внутренней «склонности ко злу», можно также обнаружить в современном иудейском богословии. Последнему, однако, чужда идея, которая у Лютера имеет чрезвычайную важ-

217

ность, идея, согласно которой эта склонность связана с плотью... Можно выбирать, рассматривать ли апостола Павла как независимого создателя этой доктрины или указать на то обстоятельство, что в одно время с апостолом жил Филон, который также был эллинизированным иудеем и представлял тоже имеющее долгую историю учение. И если выбор в пользу Филона кажется более корректным сточки зрения исторического метода, можно сказать, что Павел, как и Филон, вывел это учение из окружавшей его эллинистической атмосферы».
194 Ср.: Mac-Gregor G. H. С. The Gospel of John (The Moffatt New Testament Commentary). London, 1928, p. IX. Здесь также подытоживаются взгляды ряда критиков в отношении антитез в Евангелии. См. также: Scott E. F. The Fourth Gospel. Edinburgh, 1908, p. 11 ff., 27.
195 Hoskyns, Edwyn Clement. The Fourth Gospel. London, 1940, Vol. I, p.217.Cp.p.231,317ff.
196 Ин. 3:16 ел.
197 Ср.: Ин. 7:7; 8:23; 14:17; 15:18 ff.; 17:25 и passim.
198 Ин. 8:44; 12:31; 14:30; 16:11.
199 Эти мотивы, проходящие через все Евангелие от Иоанна, особенно ярко возникают в главе XV, где на образах виноградаря, лозы и ветвей показаны взаимоотношения Отца, Сына и мира и соотношение между ними.
200 Hoskyns. Op. cit., p. 237.
201 Ин. 9:39; 12:31; 16:7-11; ср. Scott. Op. cit., chap. X.
202 Ср. Hoskyns. Op. cit., p. 229; Scott, op. cit., p. 247 ff., 317 ff.
203 Hoskyns. Op. cit., p. 120.
204 Scott. Op. cit., p. 70-77.
205 Ibid., p. 86-103.
206 Ср.: Strachan R.H. The Fourth Gospel. London, 1917, p. 46-53.
207 Hoskyns. Op. cit., p. 335 ff. Scott. Op. cit., p. 122 ff.
208 Ин. 1:29; 3:16 слл.; 12:32. 47.
209 Ин. 17:6; 9:16.
210 Scott. Op. cit., p. 115; ср.: р. 138 ff.
211 Ante-Nicene Fathers, Vol. I, p. 26.
212 Cochrane Ch. N. Christianity and Classical Culture, A Study of Thought and Actions from Augustus to Augustine. London, 1940.
213 Ibid., p. 359 ff., 510 ff.
214 Tractates on the Gospel According to St. John, I, 2.
215 Ср.: Bourke V. J. Augustine's Quest of Wisdom. Milwaukee, Wis.,1945, pp. 225 f., 266, 277.
216 City of God, XIX, 7, 15. [Рус. пер.: Бл. Августин. О Граде Божием. Т.1.М., 1994.—Ред.]
217 Cochrane, op. cit., p. 511.
218 Ibid., p. 510.
219 Confessions, XIII 27,43; 31,46; 33,48. [Рус. пер.: Аврелий Августин. Исповедь Бл. Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. — Ред.]
220 City of God, XIX 13.
221 Ibid., XII 6.
222 Ibid., XIV, 15; ср. следующие главы.
223 Ibid., XII 27; XVIII 2.
224 Ibid., XIX 5.

218

225 Ibid., XIX 12,13.
226 Ibid., XI 17; I 1, 8, 9; IV 33.
227 Ibid., X 24; XI 2; ср.: VII 31; IX 15. 226 Ibid., XIV 9.
229 On the Morals of the Catholic Church, XV.
230 Об Августиновой интерпретации философии и науки см.: Cochrane. Op. cit., chapt. XI, где имеется подробный анализ.
231 Ср.: On Christian Doctrine, II 25, 26.
232 Положение о согласии тела и души, о согласии человека с человеком и Богом в начале главы 13 книги XIX «О Граде Божием» иногда изображается так, словно это пророчество Августина, чем оно на самом деле не является.
233 Из проповеди «On Christian Perfection».
234 Ср.: Flew, R. N. The Idea of Perfection in Christian Theology, London, 1934, p. 332 ff.
235 Ср. особенно: Lindstroem H. Wesley and Sanctification, Stockholm, 1946.
"'•Ср.: Vidler A. R. The Theology of F. D. Maurice. New York, 1948, pp. 7 ff. Эта книга, опубликованная в Америке под названием «Witness t the Light», является превосходным введением в учение Мориса. Необходимой для понимания философии Мориса является книга «The Life of FredericK Denison Maurice Chiefly Told in His Letters». Книга издана сыном философа Фредериком Морисом в Лондоне в 1884 г., в 2-х томах.
237 Life, Vol. I, p. 155.
238 Ср. в первую очередь: Maurice F. D. The Kingdom of Christ. London, 1842, Vol. I, Part II, chap. II, III. Cp. Vidler. Op. cit., chap. II.
239 Ibid., Vol. I, p. 292.
240 Life, Vol. II, p. 272.
241 Ibid., p. 15; ср.: Vidler. Op. cit., p. 42 ff.
242 Maurice F. D. The Lord's Prayer. London, 1851, p. 63 f.
243 Ibid., p. 144. ср.: The Gospel of John. London, 1878, p. 91 f.
244 Life, Vol. l, p. 259.
245 Ibid., p. 518.
246 Ibid., p. 450.
247 О взглядах Мориса на социализм ср.: Life, Vol. II, chap. l-lll; о партии Высокой церкви: ibid., Vol. l, p. 160 ff., 205 f.
248 Maurice F. D. Theological Essays. Cambridge, 1869, 2d. ed., p. 360
249 Life, Vol. Il, p. 575.
250 Ср. прежде всего: Maurice F. D. The Kingdom of Christ, Part. II, chap. II, III, V. См. также: Vidler. Op. cit., p. 183 ff.; Raven C. E. Christian Socialism 1848-1854. London. 1920, p. 13 ff.
251 The Lord's Prayer, pp. 41 f., 44.
252 Ibid., pp. 48 f.
253 Ibid., p. 49.
254 Среди таких работ последних лет мы можем упомянуть следующие, показывающие интерес к нашей проблеме и круг обсуждаемых вопросов: Baillie J. What is Christian Civilisation?; Barth K. Christengemeinde und Burgergemeinde. Stuttgart, 1946; Church and State. London, 1935; BerdyaevN. The Destiny of Man. N. Y., 1937; Brunner E. Justice and the Social Order. N. Y. - London, 1945; Christianity and Civilisation.

219

London, 1935-1948; Cochrane Ch. N. Christianity and Classical Culture. London, 1940; DawsonChr. Religion and Culture. New York, 1958; Religion and the Rise of Western Culture. London, 1950; Eliot T. S. The Idea of a Christian Society; Notes Towards a Definition of Culture; Maritain, J. True Humanism. N. Y., 1938; Niebuhr Reinhold. The Nature and Destiny of Man. New York, 1955; Faith and History. London, 1949; Reckitt, M. B. (ed.). Prospect for Christendom. London, 1945; Tillich P. The Protestant Era. Chicago, 1947; Toynbee A. Civilisation on Trial. N. Y., 1942, A Study of History. London -N.Y., 1935; Различные аспекты проблемы рассматривались в папских энцикликах, появившихся со времени папы Льва XIII и на конгрессах экуменистов, состоявшихся в последние десятилетия. Ср: Hughes Ph. The Popes' New Order. N. Y., 1944; Husslein J. Social Wellsprings. Milwaukee, 1940-1942; The Churches Survey Their Task. The Report of the Conference at Oxford, July, 1937. On Churche, Community and State. First Assembly of the World Council of Churches, Findings and Decisions. Нужно сказать также и об исследованиях, появившихся в процессе подготовки к этим конгрессам: The Oxford Series; Man's Disorder and God's Design.
г55 Kierkegaard S. The Concluding Unscientific Postscript. Princeton, 1941, p.19.
256 tbid., p. 51.
257 Рим. 9:1-5.
258 Kierkegaard S. Training in Christianity. London, 1944, p. 67 f.
259 Глубокие размышления на тему преданности и общества содержатся в книгах: Royce J. Philosophy of Loyalty. N. Y., 1908. The Problem f Christianity. Boston, 1912.
Перевод выполнен по изданию: H. Richard Niebuhr. Christand Culture. New York, 1951. На русский язык переведено впервые. В предисловии к этому изданию сказано, что оно является подготовленным к печати текстом курса лекций, прочитанных X. Р. Нибуром в январе 1949 года по приглашению Пресвитерианской теологической семинарии в Остине, Техас. В нашем переводе цитаты'из Л. Н. Толстого приведены по изданию: Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений («Юбилейное»). В 90 т., М., 1928-1958 (в примечаниях - ПСС). Статья А. М. Горького «Лев Толстой» цитируется по изданию: Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1978. Цитаты из «Исповеди» Августина, с небольшими поправками, приведены по изданию: Аврелий Августин. Исповедь. (Пер. с лат. М. Е. Сергеенко) М., 1991. Цитаты из всех прочих неанглоязычных авторов, а также из Библии, вопреки традиции, даны в переводе с английского (так как канонический русский перевод Библии далеко отстоит от англоязычных изданий, цитируемых Нибуром, что затруднило бы чтение. Это же относится к репринтному изданию русского перевода книги Бл. Августина «О Граде Божием». — Ред). Уточнения, сделанные нами в переводе цитат из «Исповеди», внесены в квадратные скобки. Краткие сведения о многих характеризуемых Р. Нибуром деятелях, а также об упоминаемых им протестантских конфессиях, имеются в издании: Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990. Ссылки на наши примечания обозначены арабскими цифрами со звездочкой.

С благодарностью за то, чему они меня научили, посвящается молодым людям, мужчинам и женщинам, учившимся вместе со мной.

От автора

Настоящая работа представляет собой пересмотренные и дополненные лекции по современной цивилизации, прочитанные автором в рамках Курса лекций Фонда Монтгомери в университете Небраски в 1957 г. Три лекции, прочитанные мной тогда, разделены теперь на шесть глав. В качестве приложения добавлены несколько статей, развертывающих или как-то дополняющих идеи, развиваемые под общим заголовком «Радикальный монотеизм и западная культура».
Приятно в этой связи вспомнить дружеский прием, оказанный мне в университете Небраски, и выразить еще раз благодарность ректору, а также его коллегам по факультету, но прежде всего поблагодарить моего радушного гостеприимна, профессора Лейна В. Ланкастера, председателя комитета Курса лекций. Всем им я обязан предоставленной мне возможностью поразмышлять на эти темы, а также за поддержку моего намерения издать результаты этих размышлений.
Здесь уместно также выразить признательность издателям «The Journal of Religion» за разрешение воспроизвести первую из дополнительных статей, прежде носившую название «Теология - не царица, но служанка», из январского номера за 1955 г.; издателям «Motive» - за разрешение воспроизвести третью из дополнительных статей, прежде озаглавленную «Природа и существование Бога», из декабрьского номера за 1943 г.; и Рут Нанде Аншен (Ruth Nanda Anshen) - за разрешение вновь использовать в этой связи статью «О ценностном центре», которая была опубликована в вышедшем под ее редакцией томе «Moral Principles of Action» (Harper & Brothers, 1952). Лекция «На-

225

ука в конфликте с нравственностью?» была первоначально прочитана в Сент-Джонс колледж, Аннаполис, Мериленд, в рамках симпозиума на тему «Ученый как философ». Президент колледжа Сент-Джонс Ричард Д. Вейгл (Richard D. Weigle) разрешил мне воспроизвести лекцию в этой книге, за что я ему также
благодарен.
Уже публиковавшиеся прежде статьи подверглись некоторой, не очень обширной, переработке. Возможно, мне следовало в более значительной мере воспользоваться рассуждениями и критическими замечаниями, высказанными по поводу моих идей моими бывшими студентами, удостоившими меня чести посвященного мне в 1957 г. «Festschrift»1'. Однако я решил не ввязываться в нашу узкоспециальную дискуссию, к чему меня вынудил бы ответ на их наблюдения, но ограничился тем, что попытался яснее выразить свои идеи. Посвящая этот том авторам того сборника «Вера и мораль» и их соученикам, также занимавшимся у меня на курсе, я должен принести им извинения за упорство в отстаивании моей собственной точки зрения, упорство, не уступающее тому, с которым нередко приходилось сталкиваться также и мне - когда верность своим воззрениям проявляли они. Я бесконечно им благодарен за ободрение, давшее мне силы продолжать развитие собственных идей в области христианской этики. Быть может, в моей следующей работе, если ей суждено появиться, будут в большей степени использованы результаты их размышлений по поводу моих трудов.
Нью-Хейвен, Коннектикут X. Ричард Нибур

Дав описание теологии как предмета, неразрывно связанного с верой, нам следует еще предпослать нашим размышлениям относительно цивилизации определение веры. Как хорошо видно из словарных статей, это слово используется во многих смыслах; с его помощью мы описываем многие состояния и деятельность отдельных личностей и сообществ. Иногда она оказывается равнозначной другому многозначному термину, религии, как, например, тогда, когда мы говорим о «человеческих верованиях»; иногда «вера» синонимична с уверенностью того или иного рода, как в выражении «животная вера»4'; часто «вера» означает вероисповедание, как у Александра Поупа, когда он пишет5': Пускай сектанты бьются из-за вер: Тот в вере прав, кто в жизни нам пример.
Возможно, именно неупорядоченное использование этого слова лишило его довольно определенного изначального значения или же, напротив, разнообразие значений связано с тем, что здесь мы имеем дело со сложным образованием, то один, то другой элемент которого выступает на первый план, как, например, происходит и в том случае, когда мы используем слово «нравственность» для обозначения согласия с mores6', сами mores, воспитание согласно mores и пр. Не углубляясь в семантические тонкости, мы можем попытаться описать лежащую в основе всего личностную позицию, которая, будем ли мы ее называть верой или дадим ей какое-то иное имя, по всей видимости, является универсальной или во всяком случае достаточно распространенной для того, чтобы ее опознать. Это есть некая позиция и соответствующие ей действия, связанные с доверием в отношении определенных сущностей и верностью им как источникам ценности и объектам преданности. Эта личностная позиция, или действие, является амбивалентной: в нее

232

включено соотнесение как с ценностью, присваиваемой самому субъекту, так и с ценностью того, на что субъект ориентирован. С одной стороны, это есть доверие к тому, что придает ценность самому субъекту; с другой - преданность «тому, что является ценным для субъекта. Дружба может быть избрана в качестве простого примера такого амбивалентного отношения. В дружбе я верю в своего друга как в человека, который ценит меня; я питаю уверенность в том, что он будет продолжать относиться ко мне как к ценности; я также ценю его и ему предан. Постольку, поскольку вера присутствует в дружбе, она является двусторонним движением: доверия другу, который является источником моей ценности, и преданности ему как объективной для меня ценности.
С еще более показательным примером этого мы имеем дело в национализме. Когда национал-патриот говорит: «Я рожден, чтобы умереть за мою страну», — своими словами он обнаруживает то двойственное отношение, которое мы здесь называем верой. Жизнь нации является для него той действительностью, в свете которой его собственная жизнь становится чем-то стоящим. Он полагается на нацию как на источник собственной ценности. Он доверяет ей; прежде всего, быть может, в том смысле, что живет с постоянной оглядкой на нее как на продолжающуюся реальность, из которой вышел сам и с продолжающейся культурной жизнью которой должны слиться его собственная деятельность и само существо. Его жизнь приобретает Значение, поскольку она является частью этого контекста, подобно слову в предложении. Но его уверенность может еще быть направлена на нацию как на ту силу, которая удовлетворит его нужды, позаботится о его детях и защитит его жизнь. Однако вера в нацию является прежде всего доверием к ней как к непреходящему ценностному центру. Поскольку нация является высшим ценностным центром, с которым соотносит себя националист, он не поднимает вопроса насчет ее благости в отношении его самого, а также ее правоты и неправоты. Будучи ценностным центром, она заставляет правоту и неправоту ориентироваться на нее саму. Здесь отсутствует Гоббсово положение о национальном правительстве, которое в контексте такой веры и определяет, что справедливо и что несправедливо. Скорее это следует понимать так, что правота действий зависит от их созвучия внутреннему строю нации и от их направленности на укрепление или умаление национальных жизни, могущества и славы.
Не только собственная значимость последовательного на-

233

ционалиста зависит от этого источника ценности, но и все, с чем ему приходится сталкиваться, приобретает смысл лишь в соотнесении с ним. Если он последователен, даже его собственные жена и дети будут в конечном итоге чего-то стоить не из-за того отношения, в котором они находятся к нему, а в силу их соотнесенности с отчизной. Даже личные его враги будут обладать определенной ценностью, поскольку являются гражданами. Культурные ценности-картины, скульптуры, поэзия, музыка - будут цениться в качестве творений нации, олицетворений ее духа; экономические достижения и ценности - в качестве выражений взлета всего сообщества в целом. Значение религии'и образования будет не меньше зависеть от того, насколько в них находит свое воплощение источник творчества. Конечно, все эти ценности будут оцениваться националистом также и утилитарно: он будет задаваться вопросом об их значении в качестве действительного вклада в продолжающуюся жизнь его страны. Однако их благость, как и его собственная, будет не столько «благостью для», сколько «благостью из». Они обладают значением, поскольку в них выражается, что значит сама нация, а не поскольку они соотносятся с нацией. Таким образом, вера в нацию является доверием к ней в качестве ценностного центра или источника ценности3.
Необходимым дополнением доверия в отношении ценностного центра является преданность, или верность. Доверие, собственно, является пассивной стороной в отношениях, возникающих по поводу веры. Оно выражается в хвале или исповедуется в вероизъявлении, провозглашающем самоочевидный принцип. Преданность, или верность, является активной стороной. Она ценит свой центр и старается умножить его силу и славу. Этот центр превращается для нее в то дело, ради которого она живет и трудится. В этой активной вере преданный субъект упорядочивает свои действия и стремится упорядочить свой мир. Вера-преданность, хотя для ее обозначения используется то же слово, что и для веры-доверия, выражается в sacrameptum7', в присяге вассала сеньору, в клятве о приверженности. Так, провозглашаемые вслух патриотические изъявления веры, если воспринимать их лишь с одной стороны, могут рассматриваться как наивные заверения в том, что «Британия правит морями» либо что «Германия превыше всего», или что «Америка - родина смелых и свободных». Однако те же самые высказывания используются и для выражения обязательства верности: их произносят или распевают голосами, в которых звучит непреклонная решимость; они могут означать ре-

234

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В состоянии жить ценности ценность
Нибур Р. Христос и культура 4 теннисон
Александр 232птолемей клавдий 76пушкин александр сергеевич 236рагац леонгард 87рассел бертран 382 маркион екатерина
Можно всегда определить в терминах равенства
Отвергнуть жизнь в культуре как несовместимую с евангельскими заповедями

сайт копирайтеров Евгений