Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

...Вы достигаете удивительной силы и убедительности. "Пыланье" юга
выражено как ни у кого.
А. Бенуа - М. Сарьяну

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880 - 1972) - Герой Социалистического
Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР,
лауреат Ленинской и Государственных премий. Жил в городе Ереване.

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ

ЕВГЕНИИ КИБРИК о А. Н. САМОХВАЛОВЕ

Александр Николаевич Самохвалов - фигура особенная в нашем искусстве, и
в первую очередь тем, что он один из немногих, кто создал первые образы
новых, советских людей, не только запечатлев черты их внешности, но, больше
того, воспев их, увековечив. Поэтическое и радостное, влюбленное восприятие
новой, советской эпохи отличает все творчество Самохвалова.
Есть нечто общее в характере творчества Самохвалова и Дей-неки, прежде
всего то, что новое в их искусстве не только в темах и сюжетах, но и в
форме, отчетливо тяготеющей к монументальности, вернее, к значительности,
передающей чувство людей революционной эпохи, захваченных сознанием
исторической исключительности совершающегося на их глазах с их участием.
Особенным я называю Самохвалова и потому, что его художественная
одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы
многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя
широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой и
монументальной живописи, и в книжной иллюстрации, и в театре, и в прикладном
искусстве, и в скульптуре малых форм.
Он обладал и литературным даром в области художественной прозы и
поэзии.
Может быть, именно эта универсальность натуры позволила ему создать
свой стиль как некую оригинальную концепцию, естественно выражавшуюся во
всем, что он делал: сразу узнаешь Самохвалова и в рисунке, и в живописи, и в
пластике, и в декоративных мотивах - во всем, чего касалась творческая рука
художника.
Так говорить можно только о большом художнике, оригинальном и сильном,
поющем своим голосом.
Все живое имеет своих родителей, своих предков, историю своего
происхождения, что полностью относится и к искусству. Эта интереснейшая
книга, написанная самим художником, позволяет понять обстоятельства и
историю его формирования и те импульсы, которые эти обстоятельства сообщили
таланту будущего мастера.
Но определился мастер самостоятельно, и сейчас, когда мы легко можем
увидеть все им сделанное и оценить его по достоинству, первое, что бросается
в глаза, - именно художественная самостоятельность Самохвалова. Явление
редкостное и драгоценное.
Таким он представлялся мне долгие годы нашей дружбы, таким вижу его и
сейчас, мысленно оглядывая длинный ряд его произведений. Возникая, они
всегда волновали новизной и жизненностью. Огромное впечатление производила
выставка 1940 года в большом зале ленинградского Союза художников, где были
показаны его картина "Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде
Советов" и масса превосходных этюдов к этой картине. Картина была в те дни
настоящим художественным открытием, ибо это, пожалуй, первая или одна из
первых картин на большую историко-революционную тему ярко-поэтического,
романтического характера.
Это же ощущение встречи с чем-то новым и захватывающим сопровождало
знакомство и с его знаменитой "Девушкой в футболке", и с его иллюстрациями к
"Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, и с его серией
"Метростроевок", и с его огромным панно для Всемирной выставки в Париже в
1937 году, и со многими другими его работами.

Т. Н. ЯБЛОНСКАЯ о Б. Н. ЯКОВЛЕВЕ

ВО ИМЯ ДОБРА

Я полюбил Грузию благодаря творчеству Ладо Гудиашвили.
Рокуэлл Кент

Владимир (Ладо) Давидович Гудиашвили (1896 - 1980) - народный художник
СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии. С 1926
года преподавал в Тбилисской академии художеств.

* * *

Начиная пытать счастье на картинах, я на первых порах столкнулся, к
своему недоумению и огорчению, с совершенно непредвиденным обстоятельством:
у меня мало было этюдов, а того что было, едва хватало на довольно суммарный
эскиз.
Вот тебе и амбар мой с полными закромами! Чтобы облечь образ в плоть и
кровь, потребовалась опять уйма всяких этюдов. Но моя, так сказать, практика
накапливания все же сделала доброе дело. На основании мною просмотренного и
зафиксированного идея легче оформлялась в голове; вторичное обращение к
натуре за помощью обогащало первоначальный замысел. Я раз навсегда убедился,
что, каким бы ты выдающимся прирожденным колористом, фактурщиком ни был,
всегда иди за советом к матери-натуре, к правде окружающего, терпеливо
выслушай сто раз, что она, эта натура, тебе раскроет и расскажет, и ты
никогда не будешь внакладе. Тогда уже наверняка ты донесешь до зрителя то,
что хочешь донести, и не бойся, не расплещешь...
Познакомившись с тематикой художественной выставки "20 лет РККА и
Военно-Морского Флота", я приуныл. Все было или не по моим силам, или такого
порядка, что и без меня бы нашлись мастера сделать это преотлично. Я решил
предложить свою тему, так называемую "встречную", "Купанье коней". Тему мою
приняли, и я стал сочинять по имеющимся материалам. Как и ожидал я, их
оказалось мало даже для эскиза. Мне дали командировку в кавалерийскую часть.
Все было как нельзя лучше. Кони один другого лучше, бесподобные наши
кавалеристы, гостеприимное начальство, солнце, тепло, романтические пейзажи
кавказских предгорий. Эскиз обогатился до неузнаваемости как в композиции,
так и в живописном воплощении. Перед тем как начать картину, опять налег на
этюды. Пристрелку пришлось вести с большим упорством, настойчивостью и
выдержкой. Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и
довольно часто, я становился в тупик: когда же я должен остановиться и на
чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва
я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало
ныть сердце - мало, положительно мало-Кончена война, кончена победой
великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории
человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы,
художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется -
искусство радости.
Что бы это ни было - прославление ли бессмертных подвигов победителей
или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или мирная
природа нашей Родины, - все равно все должно быть напоено могучим дыханием
искренности, правды и оптимизма.

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

...Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со
счастьем.
К. Паустовский

Николай Михайлович Ромадин (род. в 1903 г.) - действительный член
Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственной
премии.

Чтобы природу полюбить, ее надо заметить.
Но чтобы передать эту любовь на полотне, мало зоркости глаза и дара
живописца - необходимо еще особое состояние души, вызывающее ответное
чувство: ощущение травинки, дерева, реки, облаков...
Вот стоит у самой воды ольха ("Ольха"). Под порывами ветра и дождей
перепутались ее тонкие, почти безлистные, осенние ветви. Бегут к ней по
холмистому серо-синему водному простору "барашки", мечется над ней
рассерженное небо, а она, такая тонкая, растревоженная, бесстрашная и
доверчивая... Как приглянулась художнику? Как выбрал он ее? Или она его
выбрала? Может, за то выбрала, что приходил со своим мольбертом и в
роскошные солнечные, и в хмурые дни. Может, за то, что смотрит он на природу
счастливыми глазами. У каждой поры года для него свой характер и настроение.
"Весна" (цикл "Времена года"). Большие деревья гулко устремляются к
розовым лоскутьям облаков в голубеньком небе. Малые сосенки, как ребятишки,
бредут по пояс в темном кипящем соке талой воды... Счастливая радость
пробуждения!..
"Лето" - полновесное, вечное. Зрелые белые облака и река в расцвете сил
и красок приносят ощущение природной густоты, даже сытости, если хотите...
У каждого природного явления замечен художником свой, наиболее
характерный, поражающий наше воображение миг. Мы удивляемся невесомости
рождающихся облаков ("Облака"). Видим нарисованный дождь и вдруг явственно
понимаем - это след особенно яростного удара воды по воздуху - удара,
высекающего дождевую искорку.
Кажется, нигде не увидишь столько прекрасных закатов. Час расставания
природы с уходящим днем - драматичный, напряженный, волнующий час. Вот
падает на дремучий лес последний луч, и выступают из синеватой мглы вольные
раскидистые деревья - в красном зареве; а отсветы зарева торжественными
складками парчи уходят в глубь озера или реки. Последний взгляд, час
последней встречи и неминуемой разлуки, час радостный, жаркий, тревожный -
гимн великому лесу, великой природе. И если бы ты вдруг оказался тогда на
том берегу, у того далекого костерка, что уже загорелся желтым пятнышком
встречь ночи, - то следил бы с замиранием сердца, с возрастающим душевным
ликованием за столь интенсивной светомузыкой, а родившееся настроение
надолго бы стало обновляющей радостью.
Перед нами земля, которая вспоила и вскормила художника. Земля, любимая
навсегда. Исхоженная тропинками, дорожками, дорогами... Для Николая Ромадина
дорога - спутница, неотъемлемая часть пейзажа, след человека, его путь к
Добру и Красоте.
"О красном вечере задумалась дорога..." И мы действительно видим
затихшую, провожающую день дорогу. Над густыми тенями машут "красные крылья
заката...".

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Краски в его руках подобны мембране, чутко реагирующей на человеческий
голос.
Таир Салахов

Евсей Евсеевич Моисеенко (род. в 1916 г.) - народный художник СССР,
лауреат Ленинской премии.

В детстве, а это были годы Великой Октябрьской социалистической
революции, по улицам белорусского села Уваровичи, где жил будущий художник,
пронеслись красные конники.
"...Они мне казались гигантами. Это было необыкновенно! Такими помню я
их и поныне - они действительно были гигантами".
Кавалеристы с красными звездами на шлемах принесли с собой то новое,
светлое, что утвердилось навсегда. Много лет спустя художник возвращается к
своему "видению", он, уже состоявшийся мастер, чья жизнь прошла под знаком
красных звезд, пишет картину "Красные пришли". Перед нами - вихрь Революции.
Ветер полощет знамя, лошади и всадники неудержимо устремлены вперед -
художник передает "неусидчивый", поспешный, неостановимый ритм времени;
показывает его подлинных героев - сынов народа.
Село уже засыпает, на улице тишина, но в одной избе зажегся свет, и,
свесившись с крыльца, глядит на воинов Революции мальчонка (не себя ли
нарисовал художник?).
Живопись мастера, как отмечают искусствоведы, - легка, красочные пятка
порывисты, не спешат соединиться, но словно соревнуются друг с другом,
создавая впечатление живого движения. У Евсея Моисеенко замечают дар
импровизатора, но дар этот укрепляется тяжелым трудом, поисками; полотну
предшествуют многочисленные эскизы.
"Начинают многие, - говорит художник, - но не многих хватает на
бесконечный труд, на неустанные усилия, а порой и лишения". Дар
импровизатора заключается и в том, чтобы, многое перепробовав и
"перебродив", затем сразу выплеснуть, как будто только что родившуюся
картину, на холст...
В "Вестниках" - огненный порыв, безудержная стремительность, всадник и
лошадь - единое мчащееся целое: летит весть, радостная ли, печальная, но
столь необходимая где-то там, где ее ждут.
Позже у художника возникает потребность рассказать о проводах. О том,
как в далекие годы гражданской войны уходили красные бойцы воевать за
счастье людей. Старая мать истово, сосредоточенно-раздумчиво крестит
выросшего сына своего, безбожника. Из грубой солдатской шинели беззащитно
торчит воротник рубашки в горошину, а в руках шлем с красной звездой.
Безмолвно глядят с икон на проводы притихшие лики святых.
Апофеоз гражданской войны в "Черешне", где художник отобразил свое
романтическое, поэтическое восприятие тех дней, показал нам, как герои,
оставаясь с нами, уходят в легенду, становятся строкой песни, отторгаются в
историческую вечность.
На пригорке, у селения, остановилась тачанка. Краткий миг отдыха -
продолжающееся движение живет в лошадях, готовых умчать тачанку вдаль по
ослепительно белой дороге. А бойцы лежат на зеленой траве - они и отдыхают,
и мечтают, и думают безмятежно: в позах и движениях какая-то тягучая
грациозная медлительность - они словно являются нам в воспоминаниях, мы
наблюдаем их, как в замедленной киносъемке. Время возносит своих героев на
пьедестал благодарной памяти. Кисть художника показывает их истоптанные,
тяжелые сапоги, их утомленные, натруженные тела, но все это окутано ореолом
легкой приподнятости, бойцы лежат на земле и будто парят над ней... Земля,
ярко-зеленая от травы, нежно баюкает оторванных от нее войной людей. А в
центре - фуражка с черешней. Ягода сочная, холодящая губы, брызжущая соком;
ягода весны и раннего лета, плод первого труда, вечной любви к земле. Мирная
ягода. Она светится в фуражке - символ той жизни, за которую они
сражаются...
"Невозможно быть новатором в искусстве, являясь обывателем в жизни" -
кредо мастера. Творчество и жизнь; творчество как составная часть жизни -
пламенеющая, вдохновенная, выражающая самое сокровенное, характерное и
необходимое.
В фильме о художнике есть любопытный эпизод: встреча со старой матерью.
В ответ на шутливый и все же горестный материнский упрек: забыл матку,
наверное, на волах в гости едешь, - художник стремится не то чтобы
оправдаться, но поведать матери - где он, что и как. А может, отчитаться?
Отчитаться перед родным уголком земли, откуда родом, откуда мать
провожала...
Вот он, дом старой матери, увешанный вязками лука, дом, где художника
всегда ждут. Дом, где он вырос, говорит мать, не художником - хорошим
человеком. Прежде всего этим гордится она: сын вырос не обывателем, а добрым
и нужным людям.
И верно: только человек доброжелательный, справедливый, чтущий
общественный интерес, способен развить свое дарование, завоевать признание и
любовь. Настоящий талант добр. И счастье талантливого художника в том, что
есть у него мать, родина, есть главная идея.
Сын снова уезжает от матери - отрывает его нетерпеливая жизнь. А
детство его возвращается. В картинах. "Художник начинается с его биографии,
с его детства, с того, что он полюбил, чему стал предан, с его совести..."
"Мальчишки", "Из детства", "Сергей Есенин с дедом". Последняя картина,
как только была выставлена, привлекла внимание своей новизной, суровой
правдивостью, и тому не мешала некоторая стилизация, в чем упрекали
художника. Не зная своего деда, сумел ли бы написать мастер этого
иконописного старика в белой рубахе - прямого, словно восстающего. А рядом
деревенский мальчишка с голубыми глазами-васильками. И тоже глядит
непримиримо...
Евсей Моисеенко: "Истинный мастер всегда в ответе перед временем..."
Две войны за спиной у художника, увиденная детскими глазами -
гражданская, и позже - Великая
Отечественная война, когда он защищал свою Родину с оружием в руках,
изведал радость побед и горечь плена - томился в фашистском концлагере.
Естественно, он не мог не писать войну. Ибо до сих пор она колоколом звучит
в душе и сердце художника, коммуниста и гражданина.
"Матери и сестры": на наших глазах фигуры женщин, которые провожают
мужчин, уходящих на фронт, становятся жестокими, сопротивляющимися, ощутимо
валится на плечи тяжесть. Молодые женщины словно бы сгибаются, а старые
принимают беду стоически... Душа этого прощания - девчоночка, тонкая белая
стеб-линка, все тянется и тянется вослед ушедшим... Картина трагической
достоверности и глубокой веры в силу женскую.
В "Победе" Моисеенко видели мотив "пьесы", мотив жертвенности. Руины
города, конец войны. Победа! Но раздается последняя автоматная очередь, и
падает товарищ солдата-победителя; падает, неловко складывая ноги и опуская
голову ему на грудь. Последний павший в боях. И кричит солдат от радости
победы, от ненависти и боли... У этой картины чувствуешь, что война не стала
для Евсея Моисеевича легендой, она еще не кончилась для него: еще, возможно,
до сих пор просыпается он, ощущая на плечах гимнастерку солдата или куртку
узника концлагеря...
"Крутого замеса человек, - сказал о нем писатель Федор Абрамов, -
...выварен в самых крутых щелоках эпохи".
Может быть, именно потому чувствуешь в его картинах нежность к "малому"
миру детства, к лошади, к тихой прелести родной природы. Художник часто
вспоминает ночное. Поле, небо, звезды... Грозы ночные, сбиваются лошади, не
едят, прядут ушами... Молнии - "мы прячемся под армяки..."
Негромко, но так проникновенно и ласково, так любовно и бережно звучит
"стих" его совсем небольших картин - "Овражки", "В деревне", "Стожки",
"Дождик"... Всего лишь речка светится в балке, да лошади пьют этот свет.
Всадник, накрывшись одежкой, трусит под косым дождем на черной лошади,
рядом - трогательный жеребенок... Видения его души...
Отправляясь куда-нибудь в дорогу, Моисеенко берет с собой альбом, томик
Есенина.

Я познакомился с ним более полувека тому назад. В большой и шумной
литографской мастерской Вхутемаса он сидел на рабочем столике, далеко
вытянув ноги, и пристально рассматривал окружающих.
Это был Юрий Пименов - тогда новичок среди студентов графического
факультета Высших художественно-технических мастерских, а ныне народный
художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий.
С первых же минут знакомства, не сойдясь в каких-то суждениях по
искусству, мы заспорили. Он был горяч, стремителен, напорист, и дискуссия
продолжалась достаточно долго, хотя, о чем шел спор, теперь мы оба уже не
помним.
Мы подружились. Нас объединяли молодость, общая студенческая скамья,
бескорыстная любовь к искусству, искреннее желание познать новое и
неизведанное. Нами владел тот светлый дух революционной романтики, которым
дышало то время и который окрылял как учеников, так и учителей, никогда не
знавших и не произносивших слова "самовыражение".
Мы вместе учились у Фаворского и Павлинова, вместе подрабатывали мелкой
журнальной работой, снабжая главным образом журнал "Самолет" своими
иллюстрациями, представлявшими некую смесь из фотомонтажа и рисования,
которую в нынешнем поп-арте гордо величают "коллажем". Вместе усваивали
дизайнерскую мысль того времени о том, что художник, подобно мастерам
Возрождения, не может замыкаться в узкие рамки лишь одного вида
изобразительного искусства, и вместе рвались работать в театре...
С первых шагов его самостоятельных художественных выступлений стало
ясно, что Юрий Пименов незаурядный талант, хотя живое ощущение жизни в его
работах было заслонено ненужными выдумками и поверхностными приемами. Даже в
таких сильных живописных работах, как те, что изображали героиню романа
Достоевского - Настасью Филипповну в Павловске, - это было очень заметно.
Надо сказать, что обращался он к литературной тематике не только потому, что
хорошо знал и любил поэзию и литературу, особенно литературу русскую, но и
потому, что в этой тематике находил отклик тем духовным переломам, что он
переживал в это время...
Советская живопись знает немало замечательных полотен, глубоко
созвучных своему времени. Среди них - картина Пименова "Новая Москва",
написанная в 1937 году, одна из самых удивительных по своей неувядаемой
свежести. В ней художник решительно заявил, что он, коренной москвич, любит
этот родной ему город, в котором он подметил и будет подмечать дальше все
происходящие перемены и будет о них рассказывать зрителю.
Слово это художник сдержал. Широко известна серия картин "Новые
кварталы", за которую в 1967 году ему была присуждена Ленинская премия,
картин, в которых он с такой любовью рассказывает о раздвигающихся границах
Москвы, о новых домах и новых улицах, и в самую первую очередь о тех
простых, доверчивых и веселых людях, которые дают и новым кварталам, и новым
картинам Пименова новую жизнь...

Искусство Яблонской - искусство удивительно чистое, доброе и здоровое;
здоровое тем подлинным здоровьем, которое не выдумаешь и не подделаешь. Во
всей своей живописи - ив ранних пространственно-жанровых вещах, и в более
поздних откровенно декоративных работах, и в последних - опять
пространственно-жанровых (правда, выполненных уже несколько по-другому, с
задумчивостью, вернее, размышлением) Яблонская остается художником с доброй
душой, и именно это и создает цельный, совершенно особый и очень
привлекательный образ ее искусства.
Всякое художественное явление живет не в изолированном пространстве,
оно живет в современной ему жизни и среди современного ему искусства. И,
оценивая любое художественное явление, мне кажется, надо соотносить его и с
художественной культурой страны, и с культурой времени, сравнивать не только
о работами, близкими по задачам, но оценивать в общем потоке развития
искусства. Тогда многое может стать нагляднее и понятнее.
И среди разных бесчеловечных выдумок некоторых направлений современного
буржуазного искусства, с одной стороны, среди унылых и скучных ремесленных
изделий - с другой, искусство такого художника, как Яблонская, с ее доброй
душой, с ее чистым цветом и любовью к своим героям, - такое искусство
вызывает чувство благодарности. И она действительно любит своих героев -
молодых женщин и детей, и девушек в прозрачной фате, и парней в гуцульской
одежде, и сморщенных старушек с розовыми младенцами на руках.
В последних своих работах, как я уже. говорил, Яблонская захватывает
все более глубокие и тонкие области. Печальной и торжественной смотрится ее
картина "Безымянные высоты", где какой-то кусок земли становится Землею с
большой буквы, не просто пейзажем, а пейзажем-символом, пейзажем -
напоминанием о трагических годах войны.
В другой картине последнего времени, которая называется "Юность",
Яблонская поднимает очень большую тему, тему воспоминаний и современности,
тему молодости и прошлого. И решает все это очень глубоко и пластически
красиво. Очень трудно найти удачнее характер, силуэт, образ молодого
современника, с его постановкой фигуры, с его движением. Все это новая земля
искусства, и шаги по ней бывают неверными и неожиданными. Но Яблонская
хорошо решила эту задачу и отлично связала образ своего молодого
современника с вечной землей и с темно-синим озерком и заставляет зрителя
глубоко задуматься над этой картиной.
И в третьей, новой своей работе - "Жизнь продолжается" - Яблонская
опять ставит зрителя перед картиной, в которую заложена глубокая
человеческая мысль, и написана она, эта картина, красиво, умно и доступно в
самом прекрасном смысле этого слова. Стена чистого украинского дома, и на
завалинке под ласковым осенним солнцем сидят люди - старичок в полушубке, в
зимней шапке, со своей стариковской палкой, и молодая женщина с ребенком - у
нее курносое задорное лицо, и ее руки (натруженные, как у крестьянки, и
нежные, как у матери) держат закутанного в простынку и одеяло ребенка.
Солнце ложится на белую стену, на окно; початки кукурузы, развешанные
наверху, попадают в тень. Картина полна глубокого смысла, какой-то особенной
лирической музыкальности, грусти уходящего и радости живущего.
Так Яблонская, много работая, развивая свою жизненную тему, ища ей
настоящее выражение, поднимается как подлинный художник на большую высоту
искусства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Краткая биография леонардо да винчихудожники об искусстве
Как в подмосковном селе лья лове открылась первая сельская картинная галерея
Суриков часто заходил на красную площадь

сайт копирайтеров Евгений