Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Липатов В. Краски времени

ПРЕДИСЛОВИЕ

СЛЕДУЯ СВОЕМУ ГЕНИЮ. (О западноевропейских художниках)

ТАЙНА СДЕРЖАННОГО СЕРДЦА. Краткая биография Леонардо да Винчи

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

МЕЛОДИИ БОЛЬШОГО ДЖОРДЖО. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне

ВОЙДИ В ОГОНЬ, В КОТОРОМ Я ГОРЮ. Микеланджело Буонарроти

ВОЛШЕБНЫЕ КНИГИ ТИЦИАНА. Тициан Вечеллио

БУНТ ,,ДАРМОЕДА". Альбрехт Дюрер

ЕСЛИ ЖИВОПИСЕЦ ПОЖЕЛАЕТ УВИДЕТЬ. Лукас Кранах Старший

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР о РАФАЭЛЕ, ТИЦИАНЕ и ПУССЕНЕ

САМАЯ ЛЕГКАЯ КИСТЬ. Эль Греко

СЛЕДУЯ СВОЕМУ ГЕНИЮ. Микеланджело Меризи да Караваджо

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. ФРАНСИСКО ПАЧЕКО о ВЕЛАСКЕСЕ

ДЕРЖА НОГУ В СТРЕМЕНИ. Питер Пауль Рубенс

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. ФРОМАНТЕИ о РЕМБРАНДТЕ

КОЛИБРИ СРЕДИ СКВОРЦОВ. Ян Вермеер Дельфтский

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. Из дневника

ЗОВ ИКАРА. Винсент Ван Гог

ИНОГО НЕ ИЩУ БЛАЖЕНСТВА. Пабло Пикассо

ЗВУК СЕГОДНЯ -ЭХО НАВСЕГДА. (О художниках России)

ТИХА ВОДА, ДА ОТ НЕЕ ПОТОК ЖИВЕТ. Андрей Рублев

ТАЙНА ОТКРОВЕНИЯ. Федор Степанович Рокотов

В СОГЛАСЬЕ С СОВЕСТЬЮ. Владимир Лукич Боровиковский

СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ. Алексей Гаврилович Венецианов

ВЕЗУВИЙ ЗЕВ ОТКРЫЛ. Карл Павлович Брюллов

ЧЕСТЬ И ЛЮБОВЬ. Василий Андреевич Тропинин

ВЕТКА И ДЕРЕВО. Александр Андреевич Иванов

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ. А. А. ИВАНОВ (Из писем и записных книжек)

НЕРАСКАЯВШИЙСЯ ГРЕШНИК. Григорий Васильевич Сорока

МЕЖ МНОЙ И ЧЕСТНЫМИ СЕРДЦАМИ. Иван Николаевич Крамской

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. И. Н. КРАМСКОЙ. Из писем В. В. Стасову

КРАСОТА НЕОБЪЯСНИМАЯ. Алексей Кондратьевич Саврасов

ГЛАШАТАЙ ИСТИН ВЕКОВЫХ. Василий Григорьевич Перов

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. Г. Г. МЯСОЕДОВ.Из очерка жизни и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок

ВСПЫХНУЛ БЛЕСТЯЩЕЙ ЗВЕЗДОЮ. Федор Александрович Васильев

КТО ТВОЙ УЧИТЕЛЬ. Николай Николаевич Ге

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. Л. О. ПАСТЕРНАК о Н. Н. ГЕ

В. В. СТАСОВ. Из статьи "Двадцатилетие передвижников"

ОБРАЗ "СТОЛЬ МУЧИТЕЛЬНОЙ ПРЕЛЕСТИ". Василий Иванович Суриков

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. Я. А. ТЕПИН о В. И. СУРИКОВЕ

Н. К. РЕРИХ о И. Е. РЕПИНЕ

И. Е. РЕПИН о В. А. СЕРОВЕ

ЭТО СЧАСТЬЕ, ЭТА ОТРАВА. Василий Дмитриевич Поленов

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. М. В. НЕСТЕРОВ о И. И. ЛЕВИТАНЕ

Н. К. РЕРИХ о А. И. КУИНДЖИ

ГУСЛЯР ЖИВОПИСИ. Виктор Михайлович Васнецов

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ. Михаил Александрович Врубель

СВЕТ В ЛАДОНЯХ. Микалоюс Константинас Чюрленис

В ОТВЕТЕ ПЕРЕД ВРЕМЕНЕМ. (О советских художниках)

БОГАТЫРЬ ЖИВОПИСИ. Борис Михайлович Кустодиев

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ. П. П. КОНЧАЛОВСКИИ

Г. НИССКИЙ о РЫЛОВЕ

ЗДЕСЬ БЫЛ ЧЕЛОВЕК. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

КАК СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ И КАК ЗАГАДКА. Мартирос Сергеевич Сарьян

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. ЕВГЕНИИ КИБРИК о А. Н. САМОХВАЛОВЕ

Т. Н. ЯБЛОНСКАЯ о Б. Н. ЯКОВЛЕВЕ

ВО ИМЯ ДОБРА. Владимир (Ладо) Давидович Гудиашвили

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ. А. А. ПЛАСТОВ

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА. Николай Михайлович Ромадин

В ОТВЕТЕ ПЕРЕД ВРЕМЕНЕМ. Евсей Евсеевич Моисеенко

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ. АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ о Ю. И. ПИМЕНОВЕ

Ю. И. ПИМЕНОВ о Т. Н. ЯБЛОНСКОЙ

Помни, Помни. Павел Дмитриевич Корин

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ. Н.В.ТОМСКИЙ

СЕВЕРНАЯ ПЕСНЯ. Виктор Ефимович Попков

ХУДОЖНИКИ ОБ ИСКУССТВЕ

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Музеи и благородные музейщики

ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Эта книга - сборник очерков о русских, западноевропейских и советских
художниках, об изобразительном искусстве. Цель книги - привлечь внимание
молодого читателя к изобразительному искусству, помочь увидеть в созданиях
того или иного художника его индивидуальность, его гражданскую позицию.
Книга может быть использована для внеклассного чтения по истории культуры.

Л 61 85.14

4702010200 - 222
Л------------------153 - 83
078(02) - 83

Липатов В. С.
Л 61 Краски времени. - М,: Мол. гвардия, 1983 - 319 с, ил.
В пер.: 1 р. 40 к. 75000 экз.

Виктор Сергеевич Липатов

КРАСКИ ВРЕМЕНИ

Редактор В. Никитина Оформление Д. Шимилиса Художественный редактор К.
Фадин Технические редакторы Н. Носова, Р. Сиголаева Корректор Т. Пескова
Сдано в набор 26.11.82. Подписано в печать 25.08.83. А00181. Формат
84Х108Уз2- Бумага типографская № 1. Гарнитура "Литературная". Печать
высокая. Условн. печ. л. 16,8 + 2,52 вкл. Учетно-изд. л. 19,8. Тираж 75 000
экз. Цена 1 р. 40 к. Заказ 2013.
Типография ордена Трудового Красного Знамени издательства ЦК ВЛКСМ
"Молодая гвардия". Адрес издательства и типографии: 103030, Москва, К-30,
Сущевская, 21.

СЛЕДУЯ СВОЕМУ ГЕНИЮ

(О западноевропейских художниках)

Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ,
что, по справедливости, можно было его назвать чудом природы...

Краткая биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - великий мастер Высокого Возрождения.
Рисовальщик и архитектор, скульптор, поэт, музыкант, философ, теоретик
искусства. Фридрих Энгельс писал, что он был "...не только великим
живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому
обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики".

Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь,
то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи,
которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над
ними он властелин и бог. И если он пожелает породить населенные местности в
пустыне, места тенистые или темные во время жары, то он их и изображает, и
равно - жаркие места во время холода. Если он пожелает долин, если он
пожелает, чтобы перед ним открывались с высоких горных вершин широкие поля,
если он пожелает за ними видеть горизонт моря, то он властелин над этим, а
также если из глубоких долин он захочет увидеть высокие горы или с высоких
гор глубокие долины и побережья. И действительно, все, что существует во
вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в
душе, а затем в руках, которые настолько превосходны, что в одно и то же
время создают такую же пропорциональную гармонию в одном-единственном
взгляде, какую образуют предметы...
Если ты назовешь живопись немой поэзией, то и живопись сможет сказать,
что поэзия - это слепая живопись. Теперь посмотри, кто более увечный урод:
слепой или немой?..
Если поэзия распространяется на философию морали, то живопись
распространяется на философию природы. Если первая описывает деятельность
сознания, то вторая рассматривает, проявляется ли сознание в движениях...
Что побуждает тебя, о человек, покидать свое городское жилище,
оставлять родных и друзей и идти в поля через горы и долины, как не
природная красота мира, которой, если ты хорошенько рассудишь, ты
наслаждаешься только посредством чувства зрения?..
Музыку нельзя назвать иначе, как сестрою живописи, так как она является
объектом слуха, второго чувства после глаза...
Между живописью и скульптурой я не нахожу иного различия, кроме
следующего: скульптор производит свои творения с большим телесным трудом,
чем живописец, а живописец производит свое творение с большим трудом ума.
Доказано, что это так, ибо скульптор при работе над своим произведением
силою рук и ударами должен уничтожать лишний мрамор или камень, торчащий за
пределами фигуры, которая заключена внутри его, посредством механических
действий, часто сопровождаемых великим потом, смешанным с пылью и
превращенным в грязь, с лицом, залепленным этим тестом, и весь, словно
мукой, обсыпанный мраморной пылью, скульптор кажется пекарем...
Первая картина состояла из одной-единственной линии, которую окружала
тень человека, отброшенная солнцем на стену... Как живопись из века в век
склоняется к упадку и теряется, когда у живописцев нет иного вдохновителя,
кроме живописи, уже сделанной...
Живописец спорит и соревнуется с природой...
Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в
цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется
столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных...
Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот
мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого
превзойдены суждением...
Будь, таким образом, готов терпеливо выслушивать мнение других;
рассмотри хорошенько и подумай хорошенько, имел ли этот хулитель основание
хулить тебя или нет; если ты найдешь, что да, - поправь, а если ты найдешь,
что нет, то сделай вид, что не понял его, или, если ты этого человека
ценишь, то приведи ему разумное основание того, что он ошибается...
Я напоминаю тебе, живописец, что если ты собственным суждением или по
указанию кого-либо другого откроешь какую-нибудь ошибку в своих
произведениях, то исправь их, чтобы при обнародовании такого произведения ты
не обнародовал вместе с ним и своего несовершенства...

Природа наделила его талантом столь легким и счастливым... что многие
из тогдашних мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы
вдохнуть жизнь в фигуры...
Вазари

Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (1477 -
1501) - один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения. Жил и работал в
Венеции.

Джорджоне очень любил жизнь - настолько, чтобы не довольствоваться
малым, а наслаждаться бытием, порою и неосторожно. Он устремляется к
любимой, заведомо зная о свирепствующей чуме, и чума не щадит его: он
погибает тридцатитрехлетним. В своих картинах-притчах Джорджоне рассказывает
о рае земном, но с какой задумчивой печалью взирают на этот рай благородные
герои его портретов. Мечтательная влюбленность, как дымка, окутывает
тревожное размышление о мире и о себе. В картинах художника словно отблески
прощального пира.
Художника прозвали Большой Джорджо. За доброту и одарение друзей
душевным теплом и яркостью дарований. Он был большим, приветливо объемлющим
многое - живопись, музыку, товарищей, словесные поединки, любовь... Его
невозможно представить метром, указующим и наставляющим, но легко -
воодушевленным, взволнованным судьбами родины и близких. Джорджоне славили
как щедрого душой человека и как превосходного живописца, за короткое время
шагнувшего от росписи свадебного сундука до "Мадонны Кастель-франко".
Постоянно испытывая "недоверие к самому себе", как признавался
Джорджоне, он был абсолютно уверен в силе своего таланта. Высокое чувство
собственного достоинства подвигало на спор с Синьорией, когда та попыталась
уменьшить плату за роспись Немецкого подворья. Помог старый учитель,
справедливый Джованни Беллини, один из арбитров, - присудил еще двадцать
дукатов. Хотя что такое сто пятьдесят дукатов? - чуть меньше давали за
лошадь, победившую в скачках...
Джорджоне спорил со скульпторами: может ли живописец, подобно им,
показать фигуру объемно? И доказал, что может, показав на картине отражение
фигуры мужчины в водной глади, вороненом панцире и зеркале. В своих
портретах он изображал людей, пришедшихся ему по нраву, благородных,
преданных избранному идеалу, исполненных глубокой задумчивости, словно
созерцающих мир с далекого островка сосредоточения и самоуглубления. Клятва
верности избранному пути, своему делу и назначению звучит в "Мужском
портрете" - предполагаемом портрете поэта Антонио Броккардо.
"О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть
тем, чем пожелает, и быть тем, кем захочет!" Философ Возрождения Джованни
делла Ми-рандола возглашал лозунг, которому охотно следовали и Джорджоне, и
его друзья по литературному кружку, гуманисты. Этот лозунг - далекий идеал,
ибо очевидно было интеллигентам того времени: события неумолимо и жестоко
идут своим чередом. И потому есть в портретах Джорджоне мужество
противостояния, мотив даже некой жертвенности. Он изображает человека,
который будет утверждать гуманизм даже тогда, когда жизнь возведет перед ним
неодолимую преграду.
Предполагается, что на одном из портретов изображен Лудовико Ариосто.
Он изящен и благороден. Аскетическое лицо освещено невидяще-озирающимся
взором грустных глаз. Он полуобернулся, и есть в этом движении нечто от
прощания. Любопытно сопоставить этот портрет с автопортретом Джорджоне:
красивое, полноватое лицо художника так же мечтательно, но более скорбно,
более небрежно, менее собранно. Роднит их ощутимое во взгляде и чертах лица
выражение. Только у Ариосто это понимание неизбежности происходящего, печаль
его бесконечна, но светла, а у Джорджоне - мучающее понимание несовершенства
окружающей жизни и желание вопреки всему остаться хозяином хотя бы своего
внутреннего мира.
"И что слова! - восклицал современник, земляк и знакомец Джорджоне,
поэт Пьетро Бембо. - Не в них, а в чувствах дело". В картинах Джорджоне
высокое напряжение и смятение чувств, тем более драматичное, что происходит
оно без внешней аффектации, без вскрика, без надрыва. Попытка соединить
настоящее с мечтанием о будущем, проникнуть в тайну бытия. А. В. Луначарский
находил в творчестве художника "стихию трагизма" и подлинно шекспировскую
психологию...
Джорджоне - выходец из "смиреннейшего рода" или, как еще переводят, он
"самого низкого происхождения". Смиреннейший, но не смиряющийся. Низкий
родом, но возвышенный духом. Его мечты о красоте, покое, вольной жизни - это
мечты и передовых людей времени, и мечты суконщиков, кожевенников, матросов,
мастеровых, носилыциков-"фаччино"...
Историк и философ Маккиавелли писал о жителях Венеции: "...Их нельзя
убедить, даже под страхом смерти, отказаться от имени венецианца". Какая ни
есть, а Венеция - республика. Венецианец - синоним гордости и верности.
Художник любил белокурых, стройных, гордых людей, удерживавших на своих
плечах мощь купеческой республики, водивших около трех тысяч торговых
кораблей во все известные тогда моря и океаны, оборонявших страну от
французских и имперских войск.
Джорджоне мог сказать вслед за Лудовико Ариосто:

Пусть служит, кто стремится к рабской доле,
Хоть герцогу, хоть папе, хоть царю.
Тогда как я не вижу в этом соли.
Я репу дома у себя сварю.
И, уписав с подливой без остатка,
Не хуже брюхо ублаготворю,
Чем кабаном чужим иль куропаткой.
Не надо мне парчовых одеял,
Когда и под обычным спится сладко...

Восхищаясь грацией мускулистого крылатого льва (символ республики),
художник, как и человек, "уписывающий репу", замечал в нем хищника, жадно
урчащего над добычей. Не с купцами-толстосумами, не с представителями
двухсот семейств правящей олигархии или знатными чиновниками Синьории водит
дружбу мастер, но с поэтами, музыкантами, писателями, философами. Они
мечтают о рае земном, и смятенный духом Джорджоне пишет картины, в которых
властвует безмятежно-счастливый покой как страстное проявление желаемой
свободы. Печальный рыцарь, проходя противоречивым и несправедливым миром,
воспевает гармонию отношений, чувств, поступков.
Прекрасная юная женщина - "Спящая Венера" - олицетворяет Вдохновение и
Грезу. Вы ощущаете неназойливый чарующий ритм ее позы. Венера словно парит
во сне... "В одном образе, - отмечал современник живописца, писатель из
Венеции Лодовико Дольче, - все то совершенство красоты, какое в природе едва
увидишь в тысяче". В картине художник применил "сфумато" - мягкую светотень,
но моделировал фигуру цветом. Чувствовал цвет, как нечто увлекающее своими
множественными градациями, фантастичностью самых тонких и нежных оттенков. И
в то же время цвет не своеволен, не капризен, он подчиняется линии, - но
какова эта линия, завершающаяся и вечно продолжающаяся, льющаяся, плавная!
Поток света, исчезающий, чтобы тут же возникнуть. Линию не замечаешь,
понимая, впрочем, что есть она. Александр Иванов, замечательный русский
художник, называл портреты Джорджоне горячо написанными и строго
нарисованными. Лед и пламя - таков Джорджоне.
"Спящая Венера" - дитя природы. Она лежит на травяном ковре, под
кронами пиний, вдали холмистая равнина с купами деревьев. Естествен и
поэтичен пейзаж, активно участвующий, а не условный и декоративный. Пейзаж,
написанный с любовью и поклонением, граничащим с поклонением каждой
травинке. Как бережно и нежно написан в уголке картины одинокий цветок...
"Спящая Венера" - чудесное единение человека и природы.
Горожанин Джорджоне был "природой покорен". Душа его находила
успокоение среди зеленых холмов, под сенью могучих и грациозных деревьев.

 ΛΛΛ     >>>   

Одна из картин позднего периода художник живописи
Как художник в подтверждение сего скажу художника иванова
Липатов В. Краски времени 4 художник
Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси истории культуры

сайт копирайтеров Евгений