Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пирсом впервые очерчены логико-семиотические проблемы знака и знаковой ситуации: общее и единичное, качество — как характеристики знака (См.: Мель- виль Ю. К. Чарлз Пирс и прагматизм. М„ 1968); деление знаков на: индексы, символы и иконические знаки; знак и его интерпретанта.

(7)Значение в такой трактовке — как "оператор реорганизации" почти тождественно центральной структуралистской категории, то есть структуре (ср. с процедурой построения структуры в "Тотемизме сегодня", с. 48). Вводя значение вслед за знаком в контекст мыслительной деятельности, Леви-Стросс не просто как бы семиотизирует ее, но имплицитно определяет ее интенциональность (важнейшую характеристику мышления) через целостность объективированных форм мысли.

(8)'Клуэ (Clouet), Франсуа (1520—1572) — известный французский художйик- портретист, сын художника Ж. Клуэ. В своих работах всецело следовал натуре, большое внимание уделял не только выразительности лица (как его отец), но и бюсту, деталям костюма. Специалисты сравнивают его потреты (среди которых есть признанные шедевры) с увеличенными миниатюрами.

(8)Здесь игра слов: "...un nouveau point de dentelle" — слово "point" означает и "степень, предел", и "кружево", так что речь идет как бы о "кружеве кружев".

(10)Игра слов, основанная на том, что chevalel означает "станок" и используется в выражении peinture de chevalet — "станковая живопись" (аналогично русскому словосочетанию). Данная игра слов как бы служит лингвистическим подтверждением идеи автора о взаимосвязи различных аспектов, обусловливающих процесс творчества.

376

(11)Здесь игра слов:genre в широком смысле слова означает род (вид) чего-либо, а фамилия художника-баталиста Эдуарда Детай пишется так же, как слово "деталь" — de'taiile.

(12)Грез (Grease), Жан Батист (1725—1805) — французский художник-сентименталист. Писал много мелодраматических композиций; его работа "Деревенская невеста" вызвала восхищение Дидро. Известен также своими реалистическими портретами.

(13)"Размещение" здесь близко по значению к алгебраическому термину с тем же названием (сочетание определенного количества элементов, взятых из конкретного набора, с учетом их специфического взаимного расположения). "Размещение" как конкретная проекция структуральных отношений может быть отождествлено со структурой как организацией.

(14)Принцип (закон) сопричастия — главная категория в концепции "прелоги- ческого мышления" (разработанной Л. Леви-Брюлем), описывающая его процессуальный аспект, якобы определяющий своеобразие любых форм первобытного менталитета. Ввиду возникающего, по Леви-Брюлю, у индивида "аффективного переживания сверхъестественного" (будь то аффект, вызванный какой-либо экстремальной ситуацией, либо участием в проведении ритуала) формируется эмоциональное единство какого-либо объекта с содержанием значимой ситуации; в этих условиях объект может отождествляться в сознании людей с другими объектами, может восприниматься находящимся одновременно в различных местах, отождествляться со своим изображением и т. п.

(15)"...особенно в цивилизациях, наука которых целиком "естественна (naturelle)" — высказывание, нагруженное коннотациями, что нередко для метафорического стиля К. Леви-Стросса. Здесь имеется в виду: а) то, что "наука конкретного" (Леви-Стросс) у так называемых первобытных людей формируется вне категории сверхъестественного, и б) то, что она включает в себя и гуманитарное знание (ведь у них есть только "естественные науки"), и в) то, что, возможно, в контексте оппозиции природа — культура (фундаментальной для метаязыка исследователя) "наука конкретного", будучи выражением "дикой" мысли, связана этим своим качеством с первым членом оппозиции.

(16)Имеется в виду выше упомянутая совместная работа Э. Дюркгейма и М. Мосса (см. примечание 23 к "Тотемизму сегодня").

(17) Подчеркивая, что классификации, основанные на внутренних соответствиях, не обязательно коррелируют в той или иной культуре со структурой ее социальных сегментов, Леви-Стросс имплицитно полемизирует с подходом Э. Дюркгейма и М. Мосса, полагавшими, что первобытные классификации производны от социальной структуры.

(18)Отвергая тезис о преобладании "аффектов, спутанности и партиципации" в сознании так называемого дикаря, автор имеет в виду концепцию "прелогичес- кого мышления" (Л. Леви-Брюль).

(19)Теофраст (Феофраст, ок. 370 — между 288 и 285 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый, крупнейший представитель перипатетической школы, друг, сотрудник и преемник Аристотеля. Из естественнонаучных сочинений Теоф- раста сохранились, в частности, два трактата о растениях. Эти сочинения, весьма значительные по объему, легли в основу европейской ботаники. См.: Теофраст. Исследования о растениях. М., 1951.

(20)Здесь содержится отсылка к "Золотой ветви" — работе английского религи-оведа и этнолога Дж. Фрэзера (1854—1941). Чтобы понять подлинный культурологический смысл обычая, характерного для древней Италии, реконструиро-

377

 

вать соответствующую этому обычаю мифологему, Фрэзер обращается к логике первобытного мышления и к обширному корпусу религиозно-мифологических представлений народов как Старого, так и Нового Света.

(21)Имеется в виду "Тотемизм сегодня".

(22)". ..заботы о дифференциальных промежутках (ecarts differentiels)" — здесь, во-первых, К. Леви-Стросс вновь обращается к своему тезису, высказанному в "Тотемизме сегодня", о роли дифференциальных промежутков в классификациях, составляющих интеллектуальный аспект тотемизма. Кроме того, поскольку в данном случае автор выводит эту черту туземного мышления из анализа практики возделывания растений, то здесь также, безусловно, продолжен его подход к пониманию целостности туземной культуры через выявление ее стилевого единства. См. рус. перевод его работы 1955 г. "Печальные тропики" (М., 1984. С. 78—88).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Состоящее из женщин
Имели к тотемизму прямого отношения одно привязано к нему в качестве заготовки
Продвигают человеческое познание в трех направлениях во первых
Практически все человеческие общества стали доступны изучению
Описано 350 растений

сайт копирайтеров Евгений