Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

...Мне нужен театр: без него я ничто.

Ж. Бизе

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил
музыкальному театру. Вершина его творчества - «Кармен» - до сих пор остается
одной из самых любимых опер для многих и многих людей.
Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения,
мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под
руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию.
Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель,
теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда
раскрылось разностороннее дарование Визе: он был ярким пианистом-виртуозом
(сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по
теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже
приобретая известность, занимался у С. Франка).
В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные
юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор,
комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось
получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на
четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для
конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль»,
которая тоже была отмечена премией.
В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками
архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он
занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во
всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир
Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар,
тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все
больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на
сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был
представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную
в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».
С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и
одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится
делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для
кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16
часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на
части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что
получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!»
Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его «Искатели
жемчуга» (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной
экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на
сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так
велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание
недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Визе: «Это
эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи
умерла - умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения - и
вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена
законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Визе
пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в
Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них
в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.
В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в
критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя
несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической
увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. - расцвет творчества композитора. В 1872
г. состоялась премьера оперы «Джамиле» (по поэме А. Мюссе), тонко
претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра
Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение,
рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные
ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа,
открытие новых путей.
В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие
Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы
жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора
становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен. В своей статье «Беседы о
музыке» Бизе приветствует «страстный, буйный, подчас даже необузданный
темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное
произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и
как художник, и как человек», - говорит о себе Бизе.
Одна из вершин творчества Визе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка»
(1872). Постановка пьесы была неудачной, и композитор из лучших номеров
составил оркестровую сюиту (вторую сюиту после смерти Бизе составил его
друг, композитор Э. Гиро). Как и в предыдущих произведениях, Бизе придает
музыке особый, специфический колорит места действия. Здесь это Прованс, и
композитор использует народные провансальские мелодии, насыщает все
произведение духом старофранцузской лирики. Красочно, легко и прозрачно
звучит оркестр, Бизе достигает изумительного разнообразия эффектов: это
колокольный звон, блеск красок в картине народного праздника («Фарандола»),
утонченно-камерное звучание флейты с арфой (в менуэте из Второй сюиты) и
печальное «пение» саксофона (Визе первым ввел этот инструмент в
симфонический оркестр).
Последними работами Визе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по
драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших
художников мира. Премьера «Кармен» (1875) стала и самой крупной жизненной
неудачей Бизе: опера со скандалом провалилась и вызвала резкую оценку
прессы. Через 3 месяца 3 июня 1875 года композитор скончался в предместье
Парижа Буживаль.
Несмотря на то, что «Кармен» была поставлена в театре Комической оперы,
этому жанру она соответствует лишь некоторыми формальными признаками. В
сущности, это музыкальная драма, обнажившая реальные противоречия жизни.
Бизе использовал сюжет новеллы П. Мериме, но возвысил его образы до значения
поэтических символов. И при этом все они - «живые» люди с яркими,
неповторимыми характерами. Композитор вводит в действие народные сцены с их
стихийным проявлением жизненной силы, бьющей через край энергии. Цыганская
красавица Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты воспринимаются как
часть этой свободной стихии. Создавая «портрет» главной героини, Визе
использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и т. п.; при этом ему
удалось глубоко проникнуть в дух испанской музыки. Совсем к другому миру -
уютному, удаленному от бурь, принадлежат Хозе и его невеста Микаэла. Их дуэт
выдержан в пастельных тонах, мягких романсных интонациях. Но Хозе буквально
«заражается» страстью Кармен, ее силой и бескомпромиссностью. «Обычная»
любовная драма поднимается до трагедии столкновения человеческих характеров,
сила которых превосходит страх смерти и побеждает его. Визе воспевает
красоту, величие любви, пьянящее чувство свободы; без предвзятого
морализирования он правдиво раскрывает свет, радость жизни и ее трагизм. В
этом вновь проявляется глубокое духовное родство с автором «Дон-Жуана» -
великим Моцартом.
Уже через год после неудачной премьеры «Кармен» с триумфом ставится на
крупнейших сценах Европы. Для постановки в парижском театре Grand Opera Э.
Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев (из других
произведений Визе) в последнее действие. В этой редакции опера известна
сегодняшнему слушателю. В 1878 г. П. Чайковский писал, что «Кармен - это в
полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено
отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я
убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в
мире»... /К. Зенкин/
БОККЕРИНИ (Boccherini) Луиджи (19 II 1743, Лукка - 28 V 1805, Мадрид)

В гармонии соперник нежного Саккини,
Певец чувства, божественный Боккерини!..

Файоль

Музыкальное наследие итальянского виолончелиста и композитора Л.
Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В «век
оперы», как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько
музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе
музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора
принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения;
многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и
виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты,
квинтеты, секстеты, октеты). Начальное музыкальное образование Боккерини
получил под руководством отца, контрабасиста Леопольда Боккерини, и Д.
Ваннуччини. Уже в 12 лет юный музыкант вступает на путь профессионального
исполнительства: начав с двухлетней службы в капеллах Лукки, он продолжает
исполнительскую деятельность солиста-виолончелиста в Риме, а затем вновь в
капелле родного города (с 1761). Здесь Боккерини вскоре организует струнный
квартет, в который входят известнейшие виртуозы и композиторы того времени
(П. Нардини, Ф. Манфреди, Дж. Камбини) и для которого они же на протяжении
пяти лет (1762-67) создают немало произведений в жанре квартета. 1768 г.
Боккерини встречает в Париже, где с триумфом проходят его выступления и
получает европейское признание композиторское дарование музыканта. Но вскоре
(с 1769) он перебирается в Мадрид, где до конца своих дней служит придворным
композитором, а также получает высокооплачиваемую должность в музыкальной
капелле императора Вильгельма Фридриха II - большого ценителя музыки.
Постепенно исполнительская деятельность отступает на второй план, освобождая
время интенсивной композиторской работе.
Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский
скрипач П. Роде вспоминал: «когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не
отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя
сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв
терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище».
За истекшие 2 столетия творения итальянского мастера не потеряли своей
свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы
Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают
возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности
инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к
творчеству итальянского композитора.
Стиль Боккерини - это не только темперамент, мелодизм, изящество, в
которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и
черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической
оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких
музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я Стамица, Ф.
Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына Иоганна Себастьяна Баха -
Филиппа Эмануэля Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного
композитора XVIII в. - реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из
симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта
глюковской оперы «Орфей и Эвридика». Боккерини был одним из зачинателей
жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское
признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен - создатели
гениальных произведений в жанре квинтета. И при жизни, и после смерти
Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее
исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников
и потомков. Некролог в Лейпцигской газете (1805) сообщал, что он был
превосходным виолончелистом, который восхищал своей игрой на этом
инструменте благодаря несравненному качеству звука и трогательной
выразительности в игре. /С. Рыцарев/
БОРОДИН Александр Порфирьевич (12 XI 1833, Петербург - 27 II 1887, там
же)

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней
могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство
жизни, радость от сознания, что живешь.

Б. Асафьев

А. Бородин является одним из замечательных представителей русской
культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся
ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный
критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в
историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им
создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство
содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство
из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах на-
рода. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему
шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий
размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в
народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая
устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и
Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип
русской эпической оперы.
Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской
мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового
человека Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его
записали.
Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее
образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно
привлекала его музыка. Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели,
с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал
классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем
Мишей Щиглевым все симфонии Л. Бетховена, И. Гайдна, Ф. Мендельсона. Рано
проявился у него и композиторский дар. Его первыми опытами стали полька
«Helene» для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и
виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера (1847). В эти же
годы у Бородина проявилась страсть к химии. Рассказывая В. Стасову о своей
дружбе с Сашей Бородиным, М. Щиглев вспоминал, что «не только его
собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками,
ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с
разнообразными кристаллическими растворами». Близкие отмечали, что уже с
детских лет Саша всегда был чем-нибудь занят.
В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с
1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался
занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Общение с выдающимся
передовым русским ученым Н. Зининым, который блестяще читал в академии курс
химии, вел индивидуальные практические занятия в лаборатории и видел в
талантливом юноше своего преемника, оказало большое влияние на становление
личности Бородина. Увлекался Саша и литературой, особенно любил он
произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В. Белинского,
читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось
музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы
А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из
модных тогда итальянских опер; постоянно бывал на квартетных вечерах у
музыканта-любителя И. Гаврушкевича, нередко участвуя в качестве
виолончелиста в исполнении камерно-инструментальной музыки. В эти же годы он
познакомился с произведениями Глинки. Гениальная, глубоко национальная
музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным
поклонником и последователем великого композитора. Все это побуждает его к
творчеству. Бородин много самостоятельно работает над овладением
композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского
бытового романса («Что ты рано, зоренька; Слушайте, подруженьки, песенку
мою; Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и
виолончели (в т. ч. на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»),
струнный Квинтет и др. В его инструментальных произведениях этой поры еще
заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности
Мендельсона. В 1856 г. Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для
прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован
врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он
успешно защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год
был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.
Бородин обосновался в Гейдельберге, где к тому времени собралось немало
молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д.
Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С. Ешевский и другие, ставшие
друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок».
Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы
общественно-политической жизни, новости литературы и искусства; здесь читали
Колокол и Современник, здесь звучали идеи А. Герцена, Н. Чернышевского, В.
Белинского, Н. Добролюбова.
Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей
он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую
известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы.
Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии,
Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с
увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать
на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом
со многими произведениями современных западноевропейских композиторов - К.
М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге
Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и
знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей
музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют
творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он
настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные
средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них -
фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и
напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог
предшествующему художественному развитию Бородина.
Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором
Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел
практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в
Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.
Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С.
Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему
проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил
молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин
входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский,
Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось
формирование творческого содружества русских композиторов, известного в
истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева
Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Законченная в 1867 г. она
была с успехом исполнена 4 января 1869 г. в концерте РМО в Петербурге под
управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился
творческий облик Бородина - богатырский размах, энергия, классическая
стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность
образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости
композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.
Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных
по тематике и характеру музыкального воплощения - «Спящая княжна, Песня
темного леса, Морская царевна, Фальшивая нота, Отравой полны мои песни,
Море». Большая часть из них написана на собственный текст.
В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы
«Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину
замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве. Мне
этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам»?.. Попробую, - ответил
Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно
близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его
таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к
Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину
было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает
множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и
исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни,
восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам. Однако сочинение
продвигалось медленно. Главная причина - занятость научной, педагогической и
общественной деятельностью. Он был в числе инициаторов и учредителей
Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе
охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание»,
входил в состав директоров РМО, участвовал в работе Петербургского кружка
любителей музыки, руководил созданными им в Медико-хирургической академии
студенческим хором и оркестром.
В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы.
Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего
учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение
Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась
параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию,
характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой
красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он
хотел в 1 ч. нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) -
фигуру Баяна, в финале - сцену богатырского пира. Название «Богатырская»,
данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была
исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г. под управлением Э.
Направника.
В конце 70-х - начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета,
став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической
камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй
квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир
душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.
Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость
всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь
Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х
гг. был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в
концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и
нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение
музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных
номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария
Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х -
первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над
оперой и всячески старались содействовать этому.
В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней
Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых
выделяется элегия на ст. А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В
последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не
оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также
продолжал работать над оперой.
Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. -
наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул
грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов -
действовало на композитора подавляюще. Все труднее становилось бороться с
реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье.
Тяжело переживал Бородин и кончину близких ему людей - Зинина, Мусоргского.
Вместе с тем большую радость ему доставляло общение с молодежью - учениками
и коллегами; значительно расширился и круг музыкальных знакомств: он охотно
посещает «беляевские пятницы», близко знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым
и другими молодыми музыкантами. Большое впечатление произвели на него
встречи с Ф. Листом (1877, 1881, 1885), который высоко оценил творчество
Бородина и пропагандировал его произведения.
С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его
произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России,
но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке.
Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886)» Он стал одним
из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца
XIX-начала XX в.
Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов
решили подготовить к печати его незаконченные произведения. Они завершили
работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру (как она намечалась
Бородиным) и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта,
Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890
г. Князь Игорь был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал
горячий прием у публики. «Опера "Игорь" во многом, прямо родная сестра
великой оперы Глинки "Руслан"«, - писал Стасов. - «в ней та же мощь
эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же
изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего
облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который
превосходит даже комизм Фарлафа».
Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения
русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев,
Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской
классической музыки. /А. Кузнецова/
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751, Глухов - 10 X 1825, Петербург)

...Ты гимны дивные писал
И, созерцая мир блаженный,
Его нам в звуках начертал...

Агафангел. Памяти Бортнянского

Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской
музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь
соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые,
пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне
одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. «Орфеем реки
Невы» назвал композитора безымянный поэт-современник.
Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около
200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные
камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает
безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая
ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной
европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал,
что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту
очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в
нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского
городского мелоса. И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский
украинец.
Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный
подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы.
Именно в это время в России начинает складываться профессиональная
композиторская школа.
Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в
шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург
в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала
красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими
певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях,
церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству.
Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский
композитор Б. Галуппи - композицией. По его рекомендации в 1768 г.
Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал
музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов
венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии
была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения
Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на
европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт» (1776), «Алкид, Квинт
Фабий» (обе - 1778). В 1779г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его
сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя
справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой
антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее
Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера
Придворной певческой капеллы в 1783 г. по отъезде Дж. Паизиелло из России
стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и
его супруге. Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки
во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов,
пишет инструментальную музыку - клавирные сонаты, камерные произведения,
сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда
павловский двор увлекся театром, создает 3 комические оперы: «Празднество
сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787). «Прелесть этих опер
Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии
благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой
фривольностью куплета» (Б. Асафьев).
Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие
в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. -
посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г.
Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На
стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане
русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью
сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в
банальность.
В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором
Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней.
На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных
художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил
положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты,
подготовил хор капеллы к участию в концертах. Филармонического общества,
начав эту деятельность исполнением оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и
завершив ее в 1824 г. премьерой «Торжественной мессы» Л. Бетховена. За свои
заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического
общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. закон,
согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого
Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.
В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает
свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно
значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей
частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный,
праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты,
отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой,
возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях
Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской
архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности
- к классицизму».
В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные
церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы,
влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с
жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при
жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью.
Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой
нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных
музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее
слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и
вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка
этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах,
концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного
русского композитора, истинного классика XVIII в. /О. Аверьянова/
БРАМС (Brahms) Иоганнес (7 V 1833, Гамбург - 3 IV 1897, Вена)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Выдержав вместе с чешским композитором и
чистотой дышат амировские песни свежестью вознесся
Особенно гитары альбинони народных
Мелодии для оркестра
Начальное музыкальное образование будущему композитору дала мать

сайт копирайтеров Евгений