Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.

П. Альтенберг

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой
нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда
входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шенберга, принято
относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его
наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени
выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли
«драмами крика». Берг явился одним из характерных выразителей ситуации
своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества
периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе
фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение
цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие
«маленькому человеку». Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично
для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный
лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени
свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов,
широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных
инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством
выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта
полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.
Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле,
пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану
сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить
профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться
под руководством Шенберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он
учился на классических образцах, приобретая в то же время умение
использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно
обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в
теснейшую творческую дружбу на всю жизнь. Среди первых самостоятельных по
стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом
(1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия
слушателей; у Берга, так же как у Шенберга и Веберна, возникал разрыв между
их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.
В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в
работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог
(к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно).
Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера
«Воццек» (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г.
в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на
премьеру. На его родине исполнение «Воццека» вскоре было запрещено - мрачная
атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В
процессе работы над оперой «Лулу» (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и
«Ящик Пандоры») он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и
речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность
окружающего мира, Берг написал в год смерти свою «лебединую песню» - Концерт
для скрипки «Памяти ангела».
За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений.
Наиболее знаменитыми из них стали опера «Воццек» и Концерт для скрипки с
оркестром; много исполняются также опера «Лулу; Лирическая сюита для
квартета» (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано,
скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария «Вино» (на ст. Ш.
Бодлера в переводе С. Георге - 1929).
В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и
инструментальных произведений. Опера «Воццек» была написана по драме Г.
Бюхнера «Войцек. В мировой оперной литературе не было примера сочинения,
героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной
обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью» (М.
Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит
шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо-
Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает
Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета
стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов
гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало
разработки новых типов вокального интонирования - различных видов
речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme),
характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт
бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом
широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в «Воццеке» музыкального
решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: ...»Я не знаю иной современной
оперы, которая сильнее, чем "Воццек", подкрепила бы социальное
предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком
изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном
охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу».
Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого
жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под
впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил
посвящение «Памяти ангела». Разделы концерта отражают образы короткой жизни
и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости,
хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни,
построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую
мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой
экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к
очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из
духовной кантаты № 60 Es ist genug).
Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в
частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке
и др. /В. Холопова/
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (27 X 1745(?), Глухов - 2 IV 1777,
Петербург)
Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М.
Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д.
Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в
музыкальном искусстве России.
Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное
образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе,
славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной
академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному
голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича,
где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у
итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже
исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на
придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими
итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и
другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую
труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске
Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел
также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым
жанрам. По свидетельству биографа П. Воротникова, его первые духовные
концерты («Приидите и видите, Вси языцы, Тебе бога хвалим, Господь воцарися,
Хвалите господа с небес») показали его исключительное дарование и хорошее
знание законов контрапункта и гармонии. В мае 1769 г. Березовский был
направлен для совершенствования профессионального мастерства в Италию. В
знаменитой Болонской академии, по преданию, он занимался под руководством
выдающегося теоретика и педагога падре Мартини.
15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским
композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов
Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно,
единственную оперу «Демофонт», успех которой был отмечен в ливорнской
газете: «Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо
отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у
Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским,
который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием». Опера
«Демофонт» подвела итог «итальянскому» периоду жизни Березовского - 19
октября 1773 г. он покинул Италию.
Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил
должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам,
композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена
Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время
рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны
(кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И.
Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский
продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность
положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому,
что, заболев горячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов
болезни покончил жизнь самоубийством.
Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство
произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях
долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они
были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского
известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы
«Демофонт», поставленной в Италии: до наших дней дошли только 4 арии. Среди
многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько
духовных концертов. Среди них - «Господь воцарися», являющийся наиболее
ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и «Не отвержи мене
во время старости», ставший кульминацией творчества композитора. Этот
концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более
счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое
распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818,
1841).
Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя
концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского -
Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального
искусства, концерт «Не отвержи» знаменует собой наступление классического
этапа в развитии отечественного хорового творчества.
Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о
широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке
национальной мелодики с общеевропейскими приемами и формами развития. /А.
Лебедева/
БЕРЛИОЗ (Berlioz) Гектор Луи (11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер
- 8 III 1869, Париж)

Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Р. Шуман

Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших
новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма,
оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие
романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение
национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля:
композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые,
демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской
революции 1830 г.
Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец
- врач по профессии - прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии.
Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных,
демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для
музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень
скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным
впечатлением было церковное пение - воскресные торжественные мессы, которые
он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это
были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии
вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую» симфонию.
В 1821 г. Берлиоз едет в Париж по настоянию отца поступать в
Медицинскую школу. Но медицина не привлекает юношу. Увлеченный музыкой, он
мечтает о профессиональном музыкальном образовании. В конце концов Берлиоз
принимает самостоятельное решение бросить науку ради искусства, и этим
навлекает на себя гнев родителей, не считавших музыку достойной профессией.
Они лишают сына всякой материальной поддержки, и отныне будущий композитор
может рассчитывать только на самого себя. Однако, веря в свое
предназначение, он все силы, энергию и увлеченность обращает на
самостоятельное овладение профессией. Живет он подобно бальзаковским героям
впроголодь, в мансардах, однако в опере не пропускает ни одного спектакля и
все свободное время проводит в библиотеке, штудируя партитуры.
С 1823 г. Берлиоз начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра -
виднейшего композитора эпохи Великой французской революции. Это он привил
своему ученику вкус к монументальным формам искусства, рассчитанным на
массовую аудиторию. В 1825 г. Берлиоз, проявив незаурядный организаторский
талант, устраивает публичное исполнение своего первого крупного сочинения -
Большой мессы. В следующем году он сочиняет героическую сцену «Греческая
революция», это произведение открыло целое направление в его творчестве,
связанное с революционной тематикой. Чувствуя необходимость получения более
глубоких профессиональных знаний, в 1826 г. Берлиоз поступает в Парижскую
консерваторию в класс композиции Лесюэра и в класс контрапункта А. Рейхи.
Большое значение для формирования эстетики молодого художника имеет общение
с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых - О.
Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист,
Н. Паганини. С Листом его связывает личная дружба, общность творческих
поисков и интересов. Впоследствии Лист станет пламенным пропагандистом
музыки Берлиоза.
В 1830 г. Берлиоз создает «Фантастическую симфонию» с подзаголовком:
«Эпизод из жизни артиста». Она открывает новую эру программного
романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры.
Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого
композитора - романтической истории его любви к английской драматической
актрисе Генриетте Смитсон. Однако автобиографические мотивы в музыкальном
обобщении приобретают значение общеромантической темы одиночества художника
в современном мире и шире - темы «утраченных иллюзий».
1830 г. был бурным для Берлиоза. В четвертый раз участвуя в конкурсе на
получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри
кантату «Последняя ночь Сарданапала». Свою работу композитор заканчивает под
звуки начавшегося в Париже восстания и прямо с конкурса отправляется на
баррикады, чтобы присоединиться к восставшим. В последующие дни, оркестровав
и переложив для двойного хора «Марсельезу», он разучивает ее с народом на
площадях и улицах Парижа.
2 года Берлиоз как римский стипендиат проводит на вилле Медичи.
Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера,
композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие
своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. И это
предопределило всю его дальнейшую жизнь, полную лишений и материальных
трудностей. Основным источником заработка Берлиоза становится
музыкально-критическая работа. Статьи, рецензии, музыкальные новеллы,
фельетоны впоследствии были опубликованы в нескольких сборниках: «Музыка и
музыканты. Музыкальные гротески, Вечера в оркестре». Центральное место в
литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары - автобиография композитора,
написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму
художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет. Огромным вкладом в
музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке» (с
приложением - «Дирижер оркестра»).
В 1834 г. появляется вторая программная симфония «Гарольд в Италии» (по
поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой симфонии
черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших
творений Берлиоза - Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции.
В истории этого жанра Реквием Берлиоза - сочинение уникальное, в котором
сочетается монументально-фресковый и утонченно-психологический стиль; марши,
песни в Духе музыки французской революции соседствуют то с проникновенной
романтической лирикой, то со строгим, аскетичным стилем средневекового
григорианского хорала. Реквием написан для грандиозного состава участников:
200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами
духовых инструментов. В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей
программной симфонией «Ромео и Джульетта» (по трагедии В. Шекспира). Этот
шедевр симфонической музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет
собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но
и сценическое исполнение.
В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», предназначенная
для исполнения на открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии
перенесения праха героев восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции
театрализованных представлений Великой французской революции.
К «Ромео и Джульетте» примыкает драматическая легенда «Осуждение
Фауста» (1846), также основанная на синтезе принципов программного
симфонизма и театрально-сценической музыки. «Фауст» Берлиоза - первое
музыкальное прочтение философской драмы И. В. Гёте, положившее начало
многочисленным последующим интерпретациям ее: в опере (Ш. Гуно), в симфонии
(Лист, Г. Малер), в симфонической поэме (Р. Вагнер), в
вокально-инструментальной музыке (Р. Шуман). Перу Берлиоза принадлежат также
ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), несколько программных
увертюр («Король Лир» - 1831, «Римский карнавал» - 1844 и др.), 3 оперы
(«Бенвенуто Челлини» - 1838, дилогия «Троянцы» - 1856-63, «Беатриче и
Бенедикт» - 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных
жанрах.
Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя
на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни. Единственные
светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую
он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у
публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее
письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу - известному русскому
критику В. Стасову. /Л. Кокорева/
БЕРНСТАЙН (Bernstein) Леонард (р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс)

Ну разве нет в нем тайны?
Он так горит на эстраде,
так отдается музыке!
Оркестры его обожают.

Р. Челетти

Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием:
талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская
история», крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных
преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти
общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.
Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел
по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда
мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил,
что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал
оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.
В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался
искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история
музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил
обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии
(1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером,
выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в
Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским
отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре -
помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До
этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных
уроков, концертных выступлений, таперской работы.
Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры
Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с
Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А.
Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось,
как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением
сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции,
появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в
музыкальном мире.
Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и
Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера
Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами
Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом,
романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм
музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он
дирижировал... «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и
взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность
главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял
решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.
Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его
дирижерским дебютом (вокальный цикл «Ненавижу музыку», симфония «Иеремия» на
текст из Библии для голоса с оркестром, балет «Невлюбляющийся»). В молодые
годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы
«Волнения на Таити» (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал
его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из
них («В городе») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели
популярность «боевиков». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням
американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням,
мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952),
выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется
опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное
шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а
«Вестсайдская история» (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и
Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим
драматизмом этот мюзикл приближается к опере.
Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш,
Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья,
посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного
оркестра и ударных по диалогу Платона «Симпозиум» (1954, серия застольных
тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.
С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде
и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать
лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и
просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих
книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966)
Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым
интересом к ней.
В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в
Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики
критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с
элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры),
песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта
музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие
догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в
канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального
фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов.
«Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею», - сказал
композитор. - «Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что
молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства,
учить их». /К. Зенкин/
БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (16 XII 1770, Бонн - 26 III 1827, Вена)

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему
человечеству никогда, начиная с детских лет... не нуждалась ни в какой
награде, кроме внутренней удовлетворенности...

Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке -
В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился
Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770г., назвав в честь деда,
почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания
Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал
«вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом
Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.
Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре
на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за
бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13
лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал
концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и
познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию
юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир
говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая
болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен
обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с
университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи
Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями
Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических
убеждений.
В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2
кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько
фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что
известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по
мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая,
подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в
1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского
творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для
любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок»,
трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски-плакатная «Свободный
человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая
прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня»,
которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. -
1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен
понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он
окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр
Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И.
Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался
строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался
о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и
вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В
первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил
публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому
виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф.
Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах
впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже
симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений
композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была
почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не
прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова,
брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет
тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок - учениц
Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали
Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдёди. Не любивший преподавать, Бетховен
все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали
впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.
В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно
фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных
концерта и 2 десятка сонат. Из них только Соната № 8 («Патетическая») имеет
авторское название. Сонату № 14, носящую подзаголовок соната-фантазия,
назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования
укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С
речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора») и № 23 («Аппассионата»). К
первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10)
скрипичных сонат (в т. ч. № 5 - «Весенняя», № 9 - «Крейцерова»; оба названия
также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд
ансамблей для различных инструментов (в т. ч. жизнерадостно-галантный
Септет). С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800г. он
закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. В это же время была
написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся
в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и
осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к
душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе -
«Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество:
...»Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. -
«Только оно, искусство, оно меня удержало». 1802-12 гг. - время блестящего
расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания
силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались
созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений
начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой
симфониях, в тираноборческой опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гёте
«Эгмонт» в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также
философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир
природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной»)
симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10)
сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и
в квартетах № 7-9 (т. н. «русских» - они посвящены А. Разумовскому; Квартет
№8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее
также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным
оптимизмом полна Четвертая симфония, юмором и слегка иронической ностальгией
по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая. Эпически и монументально
трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а
также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.
Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение
стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и
справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через
страдание - к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдёди), а на
композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение
строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.
1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За
периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал
Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике
европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль
героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца
XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или
превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму,
который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в
музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и
Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую
фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры
которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену
неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. отразились
настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были
написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько
десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в
истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих
сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок,
однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного
классицизма».
Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей
политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными
невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он
был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники
писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя
«бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена
от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж.
Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по
воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это
привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах
на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял.
Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими
жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений -
проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев
европейской культуры Нового времени.
Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и
одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних
дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и
средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в
них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная
для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и
мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа
над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение
духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались
драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к
форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления
обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№ 28-32) и 5
последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным
музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от
слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и
Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в
масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из
современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения.
Одним из таких людей стал H Голицын, по заказу которого написаны и которому
посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома»
(1822).
В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал
своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на
концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в
немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А.
Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта,
однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой
претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к
каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею
самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире
страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына
«Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге.
Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в ко-
тором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с
заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления
страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с
предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста,
который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с
ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы»! - стала идейным завещанием
Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и
XX вв. Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз,
Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д Шостакович. Как
своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - «отец
додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А.
Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных,
как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения
Бетховена»? Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим
предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен
остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и
олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных,
утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости. /Л. Кириллина/
БИЗЕ (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 X 1838, Париж - 3 VI
1875, Буживаль, близ Парижа)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике
Альбинони написал около 50 опер
культурологии Творческие портреты композиторов 4 сочинения
Последние 20 лет жизни айвз отходит от всяких дел болезни системы
Большинство произведений айвза принадлежит к жанрам оркестровой большинство течение

сайт копирайтеров Евгений