Пиши и продавай! |
ISBN 5-201-01903-Х © ИФРАН, 1996 Научное издание
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Корректоры:Т.М.Романова, Н.П.Юрченко Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.93 г. Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.95. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л. 12,62. Уч.-изд.л. 10,20. Тираж 500 экз. Заказ № 010. Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН Копьютерный набор Т.В.Прохорова Комьютерная версткаА.М.Ртищев Отпечатано в ЦОП Института философии РАН 119842, Москва, Волхонка, 14 Почти две с половиной тысячи лет человечество занимается философским осмыслением процесса взаимодействия человека с миром, основанного на следовании гармонии и опирающегося на присущее роду человеческому стремление к совершенству и красоте. Это стремление не присуще больше ни одному из живущих на земле существ, и все эти века человечество пытается понять – каким образом на тех или иных этапах жизни любого жителя, гражданина Земли подобное стремление дает о себе знать, как оно проявляется, формируется и „работает” на его благо, а также что может и должно сделать общество (род, племя, семья, народ, государство), чтобы обеспечить каждому наиболее полное и свободное проявление и „работу” этого высшего человеческого качества – самого стойкого, самого жизнетворческого и добродетельного. По мнению многих философов-исследователей красоты и прекрасного, совершенства и гармонии, меры и безмерности, пропорции и симметрии, особенно исследователей XX века, трудно однозначно утверждать – чем древнейший человек занялся раньше: поиском средств выражения своих чувственно-эмоциональных состояний, вызванных в нем окружающим миром, или передачей этих состояний, запечатленных в его чувственной памяти, и начинающем формироваться специфическом знании причин, вызывающих благоприятные и приносящие чувство удовлетворения состояния. Последние он тоже стремился как-то зафиксировать (в линии ли, обработанном камне, вылепленной из глины фигурке, примитивном огораживании места, принесшего особую удачу в добывании пищи, или в движении собственного тела, спонтанно и неосознанно вызванного этим состоянием, в звуке ли изумления, исторгнутом в момент наивысшего удовольствия и т.п.). Несмотря на почти общераспространенный характер этого сомнения, мне все-таки представляется, что в древнейшем человеке первоначально пробудилось стремление к красоте в процессе воспитания и наставления, может быть, даже в процессе осуществления сначала врожденного инстинкта продолжения рода, а потому и возникновения чувства влечения и почитания женщины как продолжательницы рода, подрастающих поколений, к самосовершенствованию с целью улучшения своего положения в природном мире и в Космосе. Естественно предположить, что в выполнении своего родительского призвания древнейший человек пытался создать для ребенка такие условия, погрузить его в такую среду, в которой он возможно максимально развил бы те свои качества, которые были бы продолжением лучших качеств старших, особенно родителей и добившихся наибольших успехов в земных делах представителей рода или племени, иными словами, создать благоприятные возможности не только для адаптации к условиям жизни, но и для обогащения самих жизненных способностей человека, который был бы одновременно и неотъемлемой от природы ее частью, и в то же время уже выделялся из нее и даже как-то противостоял ей. Очевидно, что и слияние с природой, и выделение из нее требовали от человека запечатления в восприятии, в чувствах, в переживаниях и даже в ощущениях, через которые лежит путь к восприятию и переживанию прежде всего положительного и удовлетворяющего человека опыта. Осознание такого опыта происходит только в результате многократного повторения разнообразных обстоятельств и ситуаций. Вот почему в самых ранних попытках уже философского осмысления процесса взаимодействий человека с миром прежде всего появляется понятие „опыт”, из которого в дальнейшем, по мере осознания человеком различных сторон и сфер своей жизни, выделяется собственно познавательный, хозяйственный, экономический, этический, эстетический, художественный, религиозный и т.п. опыт. Разумеется, каждая из разновидностей опыта складывается в реальной жизнедеятельности и деятельности отдельного человека, семьи, рода, племени, народа, но пути и способы формирования этого опыта равны и начинаются эти процессы на разных этапах жизни индивида. На это обращали внимание мудрецы и философы во всех странах Древнего мира: Египте раннего, срединного и позднего царств, в Шумере и Вавилоне, Индии и Китае, Персии и т.д. А в Древней Греции – у Платона и Аристотеля, а затем и у многих философов последующих поколений понятие опыта получает разностороннюю разработку. Нас же в данном случае в философии Платона и Аристотеля интересует то, что постепенно ведет к становлению понятия „эстетический опыт”, не совпадающем с общим понятием опыт в гносеологическом и житейском смысле. Культурная ценность такого сохранения очевидна |
|
|
|