Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Формы креста были самыми разнообразными. Латинский крест– его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальнойперекладины – традиционный христианский крест. Однако в качестве«креста – распятия» может выступать крест святого Антония – Т-образнойформы. Диагональный крест – крест святого Андрея: согласно легенде,он посчитал себя недостойным быть распятым на таком же кресте, как и Христос,и поэтому попросил своих палачей повернуть его. Греческий крест – горизонтальнаяперекладина расположена в середине вертикальной – крест святогоГеоргия. Другие формы креста, распространенные в христианской традиции,включают и Y-образные, напрямую связанные с символизмом Древа Жизни;«Голгофский крест» с тремя небольшими ступенями у подножия; «Папскийкрест» с тремя равными горизонтальными перекладинами;

«Патриарший крест» с двумя горизонтальными перекладинами,используемый архиепископами и кардиналами, – который также широкораспространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским,– а в годы Второй мировой войны ставший эмблемой свободной Франции; крестсвятого Петра – перевернутый латинский крест с заостренными концами– эмблема тамплиеров; восьмиконечный крест – эмблема мальтийскогоордена госпитальеров; крест, образованный четырьмя треугольниками,– эмблема тевтонского рыцарского ордена. Все это знаки с центростремительнойэнергетикой. Крест, совмещенный со стрелами, эмблема Венгерской националистическойпартии, – всего лишь один из примеров более чем трехсот геральдическихкрестов.

Кресты, особенно косой крест, часто используются в узорахбезо всякого символического значения или применяются просто как указателинаправления, в качестве подписи или знаков согласия, несогласия илипредупреждения. Значение некоторых древних крестов, нацарапанныхна камнях или деревьях, до сих пор не определено. Кресты на хлебе и домашнейвыпечке были самой обычной традицией в протестантской Англии XVII в.

Резной узорчатый экран, разделяющий клирос и неф в христианскихцерквах. Может быть из дерева и камня. В раннехристианских сооруженияхкрестная перегородка несла на себе изображение распятия. Как и завесав синагоге, символизирует разделение материальной и духовной сфер,земли и небес.

Ясновидение, сверхъестественные знания, духовное совершенство,целомудрие, девственность. Кристалл – твердь, через которую может проникатьсвет, – производил в древности поражающий эффект божественного, магическогоявления. Кристалл символизировал проникновение в сферу сверхъестественногои был одновременно и эмблемой и инструментом шаманской практики. Поэтомупризрачные хрустальные дворцы и волшебные кристаллы (или стекла) прониклии в фольклор. В буддизме кристалл – знак чистого разума.

Ритуальный символ жизненной силы. Во многих культурах считалось,что она содержит часть божественной энергии или, в более общем смысле,дух личности.

В соответствии с некоторыми древними традициями, кровьимеет благотворную и оплодотворяющую силу. Например, в ближневосточнойсвадебной церемонии невесту окропляли бараньей кровью. Бычью кровьиспользовали для поддержания магической силы в римских ритуалах Митрыи Кибелы. В римских тавроболиях (Тавроболии – жертвоприношение быка,религиозный обряд, зародившийся в Малой Азии. Позднее, в римскую эпоху,он превратился в обряд крещения кровью: участник мистерии стоял в яме,в то время как над его головой убивали быка. Проходя такой обряд, людисчитали, что они очищаются от грехов и как бы рождаются заново. – Прим.ред.) посвящаемых поливали кровью жертвенного быка. Кровь, как символжизненной силы, до сих пор иногда пьют на мексиканской корриде. В порурасцвета ацтекской империи кровь 20000 жертв в год проливалась, чтобывселить энергию в Солнце, когда утром оно возвращается из загробногомира. Смешение крови – символ союза во многих народных обычаях (например,братство по крови) и может представлять знак или соглашение между людьмиили между человеком и Богом. В римско-католической и православной традицияхв таинстве евхаристии вино для причащения символизирует кровь Спасителя.

Разрушительная прожорливость – исполнитель кары Божьей;повелитель воды и земли, жизни и смерти. Для европейцев эти тропическиеживотные были скорее легендой, и внушали чувство враждебности и безотчетногоужаса. Плутарх (46-120 гг. н. э.) считал, что крокодил был объектом культав Египте, поскольку обладал способностью передвигаться беззвучно ивидеть с закрытыми глазами (древние принимали прозрачные мембраны,оберегающие глаза крокодила под водой, за веки). Средневековые баснописцыиспользовали крокодила как аллегорию лицемерия, они считали, чтокрокодил плачет, когда ест свою жертву («крокодиловы слезы»). Нижняячелюсть крокодила погружена в грязь, в то время как верхняя поднята надповерхностью, – картина, которая воспринималась как аллегория моральнойприподнятости над земной суетой. Везде, где крокодил был привычным животным,он вызывал почтительный страх как создание подземных и оккультных сил,властвующее на земле, в воде и в загробном мире. В Индии крокодила изображалив образе макары, рыбы с крокодильей головой, одного из существ, накотором мог путешествовать Вишну. В египетском религиозном искусствесмерть часто изображается в виде крокодила; город Крокодополис былназван в честь крокодилообразного бога плодородия Себека. Более устрашающимсуществом был Амамет, который откусывал головы грешников крокодильимичелюстями; бог Сет принимал облик крокодила перед ежегодным пожираниемсвоего брата Осириса. В изобразительном искусстве американских индейцевкрокодил предстает с раскрытой пастью, в которую каждую ночь уходит солнце,а в некоторых мифах народов Центральной Америки выступает в роли создателяземли или как помощник богов во время этого процесса. Символизм возрождения,связанный с крокодилом, присутствует и в либерийском (Западная Африка)ритуале инициации – шрамы после обрезания считаются отметинамичелюстей крокодила, глотающего юношей, после чего они появляютсяуже мужчинами.

Изображение крокодила на блюде (Бенин, Западная Африка,XVII в.)

На Востоке крокодил иногда выступает в роли огромного морскогочудовища, как один из образов хаоса, или как дракон, который персонифицируетзло. Именно в этом значении его изображают и в западном искусстве, в картинах,где святой Теодор побеждает чудовище. Карл Юнг полагал, что крокодил– архитипический символ апатичного брюзги. Подобный символизм крокодилавстречается и во многих странах Азии, где он олицетворяет конфликт междуводой и землей. В Китае его считают изобретателем барабана и создателемпения.

Совокупность, совершенство, единство, вечность – символ полноты,законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, идинамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной физике и мистическимизначениями круга поразительна. Помимо точки, или центра, котораяразделяет его символизм, круг – единственная геометрическая фигура,неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для неоплатониковкруг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса.Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала и конца – это наиболееважная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях.И так как он может обозначать другие важные символы – колесо, диск, кольцо,циферблат, солнце, луну, ороборо и Зодиак, его символизм довольно трудноопределить.

Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений,кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемыйземной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и сменавремен года. Символические значения и функции при использовании кругадля измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологическиеи астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство.Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытныхритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальныехороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубкамира – у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самихстойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалитическихзнаков и сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное,так и божественное значение, как, например, у кельтов, – и это значениевсе еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых, современных формах:вспомним загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки.Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – какКруглый Стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современнойанглийской идиоматике выражение «колдовской круг связей и знакомств».Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей,крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетскойи мексиканской иконографии. В этих случаях круг символизирует мощьсолнца или созидательные, плодотворные космические силы. Концентрическиекруги могут означать небесные иерархии (как, например, ангельские хоры,символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или, вдзэн-буддизме, уровни духовного развития. В христианской традиции трикруга изображают Божественную Троицу, границы времен, элементы, периодыдвижения солнца и фазы луны. Круг может быть мужским знаком (например,солнца) или женским (материнского лона). Круг (женское начало) вокругкреста (мужское начало) – в Египте символ единства противоположностей,также встречается в Северной Европе, в Китае и на Ближнем Востоке. Вкитайском символе «инь – ян», обозначающем взаимозависимость мужскогои женского начал, используется круг, разделенный S-образной линиейна два цвета, в центре каждого из которых – маленький кружок противоположногоцвета. Точка в круге – астрологический символ солнца и алхимическийсимвол золота. По К. Юнгу, круг, объединенный с квадратом, – символ связимежду душой или «я» (круг) и телом или реальностью (квадрат). Замечателенфакт совпадения этого толкования с буддийской традицией, где мандала,на которой круг вписан в квадрат, символизирует переход из материальногомира в духовный. В западной и восточной традиции квадрат, вписанныйв круг, обозначает небо, объемлющее землю. В архитектурных сооружениях,основанных на квадрате, кресте или прямоугольнике – например, церквахроманского стиля или некоторых языческих храмах, – круглые своды и куполанесут небесную символику. «Квадратура круга» (геометрическая задача,состоящая в попытке создать круг из последовательно изменяемогоквадрата и не имеющая решения) была во времена Возрождения алхимическойаллегорией трудности создания божественного совершенства из земныхматериалов. В противоположность этому в каббалистической традициикруг, вписанный в квадрат, есть символ искры Божьей в бренном теле.

Единство, взаимосвязь, законченность, завершение дела. Согласнолегенде о короле Артуре, знаменитый стол, в центре которого было оставленоместо для Святого Грааля, был придуман Мерлином для того, чтобы посадитьза ним 150 рыцарей, не делая предпочтения ни для кого. Мистическую силуКруглого Стола связывали с традиционным кельтским почитанием круга,вероятно основанным на культе небесных богов. Подобное значение имеети индуистский Круглый стол, состоящий из двенадцати сегментов, соответствующихзнакам Зодиака и месяцам года.

Скорость, подвижность, подъем, возвышение, сильное желание,превосходство, свобода, интеллект, вдохновение. Хотя крылья обычно– эмблема возвышения или перехода с земли на небеса, они могут такжесимволизировать защиту («взять под крыло»). Крылья часто были связаныс солнечными божествами и привнесли иронию в древнегреческий миф обИкаре, который вместе со своим отцом Дедалом пытался убежать от гневавладыки Крита Миноса. Икар разбился насмерть, когда воск на его искусственныхкрыльях расплавился из-за того, что он подлетел слишком близко к Солнцу– истинному богу, противопоставленному самонадеянному человеку.Лишь достойный человек может обладать крыльями. Крылья тщеславных –подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны. Так как символизм птици крыльев тесно связан, в искусстве крылатые создания могут быть хищнымии пугающими, особенно те, чьи крылья покрыты чешуей или напоминаюткрылья летучей мыши (знак сатаны). Феи наделены более изящными крыльямибабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительнов VI в. н. э. и основан на классических образах вестника богов и другихкрылатых божеств. Кроме ангелов, душ и персонификаций Духа, таких,как голубь Святого Духа, другие крылатые существа в искусстве включаютгреческого бога-вестника Гермеса (в римской мифологии Меркурия), чьикрылатые сандалии и шлем также надевал герой Персей; бога сна Гипносаи его сына Морфея; богиню Немезиду и Гарпий; и аллегорические фигурыСлавы, Истории, Мира, Фортуны и иногда Отца-Времени. Крылатые диски– солнечные эмблемы. Крылатые змеи или драконы сочетают в себе земнуюи небесную силы.

Разрушение, жадность, дар предвидения, плодовитость. Ночныеграбители зернохранилищ, крысы обычно воспринимались как вредные животныеу земледельческих народов, в частности, на Ближнем Востоке. Их отождествлялис загробным миром, а в христианской традиции – с дьяволом. Разнообразныйсимволизм, основанный на их ловкости, хитрости, плодовитости, рвениипри обеспечении своего семейства пропитанием, присутствует не тольков фольклоре (легендарная способность предвидеть гибель кораблей), нотакже и в их связи с азиатскими богами мудрости, успеха и процветания(включая такое «богатство», как многочисленное потомство). Индуистскийбог с головой слона Ганеша передвигается верхом на крысе; помощникяпонского бога благополучия Дайкоку – тоже крыса. В мифологии ЮжногоКитая крыса принесла человеку рис. Крыса – первый знак китайского Зодиака.На некоторых картинах эпохи Возрождения черная и белая крысы, представляющиеДень и Ночь, грызут Время.

Идеальная стабильность, устойчивое основание – символ самойземли. Куб – квадрат в трех измерениях, каждая грань которого имеет теже характеристики, что и остальные, поэтому он стал эмблемой Правды.В иконографии часто используется как постамент для аллегорическихфигур Правды и Истории.

Согласно преданию народа майя, Древо Жизни выросло из куба.Как в иудаизме, так и в исламе куб являет собой центр веры. Паломникив Мекке обходят вокруг кубического сооружения Каабы, наиболее почитаемоймусульманской святыни.

Как и чаша, символ сердца в исламе, в древнеегипетской икельтской культурах. Поэтому он был предшественником «червей» в гадальныхкартах Таро. Кубок также символизирует предложение любви или пожеланиемудрости и вечной жизни. Кубки использовались во время клятв, обетов,договоров, при предсказаниях (до сих пор сохранилась традиция гаданияна кофейной гуще), а также для возлияний в честь кого-либо или для подношений.В изобразительном искусстве кубок, установленный на колонне, можетсимволизировать получение дара, как, например, в индуизме. В противоположностьэтому, в буддизме чаша – символ отказа от прав. Опрокинутый кубок внатюрмортах символизирует тщетность усилий. Награждение кубками победителей– более современная традиция.

Как и другие сосуды, символ материнского лона, источникажизни и живительной влаги. В Древнем Египте кувшин считался атрибутомИсиды и Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображаласьльющей воду из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба,прислужница олимпийских богов. В картах Таро кувшин – знак Водолея иЗвезды.

В большинстве первобытных культур – символ божественных илимагических созидательных ремесел, связанных со стихийными силами:громом, молнией, огнем, вулканической активностью и посвященностьюв тайны земли. В древнегреческой мифологии кузнец – хромой бог Гефест(в римской мифологии Вулкан). Обычно он или создатель мира, или помощникбога-творца и, несмотря на то, что связан с загробным миром, имеет благоприятнуюрепутацию.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

А в искусстве два леопарда часто изображались запряженными в колесницубахуса
В искусстве аллегорическая фигура тщеславия представленаоткинувшейся назад обнаженной женщиной символом плодородия
Символическипредставленный змеей
Считавшийся первоначально символом цикличности восходаи захода солнца
Символа могут сосуществовать одновременно

сайт копирайтеров Евгений