Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Надо заметить, однако, что все рассмотренные выше факторы, порождающие неполноценную, неблагополучную семью, могут быть либо усилены, либо сглажены. Таким регулятором семейных отношений является категория толерантности (см. гл. IV). Легко понять, что толерантность, то есть уважение к чужим мнениям, даже если их носитель — собственный ребенок — это именно качество, которое позволяет сохранить семью и сделать ее со всех точек зрения благополучной. Ведь если ребенок за решением своих проблем идет к отцу или матери, не опасаясь встретить лишь суровую отповедь и непонимание, — это оптимальный выход из любого критического положения. То же наблюдается и в отношениях мужа и жены, да и других членов благополучной семьи. И наоборот, интолерантность, нетерпимость, заведомо негативное или подозрительное отношение к тому, о чем один член семьи хотел бы поделиться с другим, — фактор настолько неблагоприятный, что может разрушить даже внешне благополучную семью.

Итак, мы можем сделать общий вывод: культурологической причиной несложившихся, неблагополучных семей является существенное различие в системе ценностей всех или хотя бы некоторых ее членов.

Семья — важнейшая форма организации малого социума, по­тому мы и уделили ей и связанным с ней проблемам столько внимания. Однако существуют также иные формы малого социу­ма, о которых нельзя хотя бы не упомянуть, потому что они несут в себе определенные ценности, влияют на уровень эмоциональ­ного комфорта и, следовательно, являются культурологическими образованиями.

Наряду с любовью важное место в человеческих отношениях занимает дружба, то есть взаимная симпатия двух или более лич­ностей, не содержащая в себе сексуального момента. Чаще всего феномен дружбы возникает между личностями одного пола, но вполне возможна дружба женщины с мужчиной, не переходящая в любовь (вспомним, например, отношения Веры Павловны и Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?», Пети Трофи­мова и Ани в «Вишневом саде» Чехова или стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной...»). Почему люди сходятся и становятся друзьями — вопрос не менее сложный, чем проблема возникновения любви, но в дружбе уже можно заметить некоторый общий закон: дружба соединяет людей с более или менее схожей системой ценностей: «Дружили двадцать лет они,/ До первых до седин,/ И песни нравились одни,/ И разговор один» (А.Т. Твардовский). Однако и тут не все так однозначно: напри­мер, Пушкин, рассказывая о дружбе Онегина и Ленского, делает следующий скептический вывод: «Так люди — первый каюсь я — / От делать нечего друзья», и это притом, что в жизни самого поэта было немало верных и настоящих друзей, которые не только разделяли с ним досуг, но и обладали сходной системой ценно­стей, — Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и др.

Вообще говоря, дружба в человеческом существовании не столь обязательна, как любовь, потому что не опирается на мощные физиологические и психологические законы. Поэтому многие люди предпочитают не заводить с другими людьми дружбы, а разве что только приятельские отношения. Это особенно свойственно эго­центристам и интровертным личностям, как, например, лермон­товскому Печорину, который по этому поводу высказывается так: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб друго­го, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».

Все же, несмотря на скептическое или отрицательное отноше­ние отдельных личностей к дружбе, она занимает довольно важ­ное место в человеческих отношениях, выступая, в частности, на первый план, когда у личности по каким-либо причинам не скла­дывается семейная жизнь. Если в ней он испытывает эмоциональ­ный дискомфорт, то именно дружеские отношения становятся той «отдушиной», благодаря которой человек может реализовать себя как личность, найти понимание, высказать все, что в кругу семьи высказать некому, да и просто эмоционально отдохнуть. Еще более важную роль играет дружба в случае отсутствия се­мьи — нередко одинокий человек находит некоторое подобие се­мейных ценностей (доброты, уюта, понимания) в чужой семье, с членами которой он дружен (и конечно, не посягает на то, чтобы ее развалить, завязав любовные отношения с одним из суп­ругов). Таково, например, положение Мышлаевского в семье Тур­биных в «Белой гвардии» М. Булгакова, Лидии Ивановны в семье Карениных в «Анне Карениной» Толстого и т.п.

Можно сказать, что дружба является обычно очень важным дополнением к любовным и семейным отношениям: так, женщи­нам надо поговорить о своем, о женском, чем не поделишься с мужем или сестрой, или дочерью. У мужчин эта потребность ме­нее выражена, однако она, как правило, все же имеет место. Если данные потребности остаются нереализованными, то возникает большая или меньшая опасность духовного дискомфорта. Конечно, наличие подобного дискомфорта само по себе вряд ли способно сделать человека несчастным, если у него сохраняются более важные ценности, однако бывают ситуации, когда он способен существенно повлиять на настроение, усугубить отрицательные культурологические явления и т.п. Хороший пример такого одиночества представляет собой известный эпизод из «Дамы с собачкой» Чехова. Когда герой рассказа Гуров понял, что всерьез полюбил Анну Сергеевну, у него появилось желание поделиться своим чувством, высказать его кому-нибудь, кто бы его понял: «И уже томило сильное желание поделиться с кем-нибудь своими воспоминаниями. Но дома нельзя было говорить о своей любви, а вне дома — не с кем. <...> Однажды ночью, выходя из Докторского клуба со своим партнером, чиновником, он не удержался и сказал:

— Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:

— Дмитрий Дмитрич!

— Что?

— А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! <…> Какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»

Итак, дружба, несмотря на скептическое отношение к ней от­ельных личностей, все же остается существенной культурной ценностью. Об этом говорят и народные пословицы: «Сам погибай, а друга выручай», «Друга нет — ищи, нашел — береги», Друзья познаются в беде» и многие другие. Наверное, все помнят знаменитую речь Тараса Бульбы о товариществе. «...Не случалось видеть мне/ Дружбы той святей и чище,/ Чем бывает на войне», — говорит Твардовский в «Василии Теркине», а в «Теркине на том свете» замечает: «Но и там, и на том свете/ Тоже худо без друзей». Очень большое значение имела тема дружбы в песнях Высоцкого («Если друг оказался вдруг...», «Когда он не вернулся из боя...» и др.).

На основе чувства дружбы и взаимной симпатии основана и такая форма организации малого социума, как компания. До сих пор в гуманитарных науках, даже в социологии и социальной психологии это явление практически не исследовалось, и само слово «компания» не имело терминологического значения, а в быту связывалось скорее с отрицательными, чем с положительными эмоциями («попал в дурную компанию»). Иногда как синоним к этому слову использовался термин «коллектив», что в корне неверно и, как мы увидим в дальнейшем, только запутывает проблему.

А между тем эта проблема — собственно культурологическая, так как разбирает систему ценностей особого рода, отличную от ценностных систем других социокультурных образований, отдельных личностей, типов эмоционально-ценностной ориентации и т.п.

Компания также имеет прямое отношение к степени душевного комфорта личности, что также является центральной проблемой культурологии.

Итак, что же представляет собой компания как культурологическое явление и каковы ее свойства? Компания — это определенная, немногочисленная группа людей, объединенная общими интересами и до известной меры взаимными симпатиями. Как видно из определения, члены компании должны быть хорошо знакомы друг с другом (поэтому в компанию не может входить большое количество людей, говоря примерно — не больше 10—15 человек), относиться друг к другу по крайней мере ровно (неприязнь между хотя бы двумя членами компании либо закончится удалением того или иного человека из данной среды, либо просто развалит эту социокультурную группу). Важнейшим же признаком компании являются общность интересов хотя бы в какой-то области, сходные представления о том, как лучше проводить свободное время.

Заметим в этой связи следующие два момента. Во-первых, компания является формой организации досуга и в качестве таковой призвана давать человеку как можно более полноценный отдых, обеспечивать релаксацию. Во-вторых, компания является независимой как изнутри (любой ее член имеет полное моральное право ее оставить), так и с внешней стороны; компания — организация полностью неформальная и не подлежит никакому контролю (естественно, до тех пор, пока не нарушает юридических законов). Вообще компания абсолютно не подавляет личность, поэтому (в отличие от партии, кружка и т.п.) ее члены совершенно необязательно должны во всем сходиться во мнениях и иметь один и тот же идеал, — достаточно лишь одной точки соприкосновения. Например, в компании преферансистов один может быть сторонником коммунистов, а другой — демократов, один любит застолье в кругу родственников, а другой предпочитает провести вечер в ресторане и т.п. — все это никоим образом не влияет на стабильность компании. (Из сказанного ясно, между прочим, что человек может входить не в одну, а в несколько компаний в зависимости от разнообразия своих интересов).

Очень важным для компании является регулярность встреч. Поэтому в интервалах между ними человек может предвкушать хороший день или вечер, заранее радоваться ему. В предыдущих главах мы не раз видели, как регулярность повышает стабильность культуры и тем самым увеличивает душевный комфорт. Это заключение полностью относится и к компании. Кроме того, если человек имеет впереди некоторую светлую перспективу, ему легче жить, есть на что надеяться. Но в то же время компания, как правило, собирается не каждый день (возьмем за средний интервал неделю), а следовательно, ее члены не успевают друг другу надоесть, но успевают слегка соскучиться друг без друга. В этом состоит принципиальное отличие компании от семьи или коллектива.

Свободное, неформальное общение, вольный разговор, в котором почти всегда находится место шутке, анекдоту, смеху т.п. — еще одна культурологическая ценность, заключающаяся в компании. Взаимное понимание и дружелюбие дают человеку возможность поговорить о себе и своих проблемах, не опасаясь непонимания или равнодушия — как правило, он находит сочув­ствие, да и просто сама возможность выговориться, «облегчить душу», найти эмоциональную поддержку — очень важная цен­ность, потому что дает возможность снять стресс, преодолеть не­гативное психологическое состояние. В компании, разбирая твою конфликтную ситуацию, все уже заранее за тебя, готовы высмеять твоего обидчика и т.п., что не всегда обеспечено человеку в других формах организации малого социума. Дело здесь в том, что внутри компании почти нет поводов для серьезных противоречий и конфликтов, в отличие от семьи, коллектива, любовных или даже дружеских отношений здесь нет служебного или семейного разделения труда, нет ревности, нет взаимных нравственных обязательств, потому что компания собирается, в конце концов, для того, чтобы приятно провести время, а любой ее член, как мы говорили выше, внутренне свободен и независим.

Частным случаем рассмотренной ситуации является такая пе­ремена ценностей, когда человек «убегает» в компанию от семьи. Даже в хорошей, крепкой семье не обойтись без конфликтов, без взаимных претензий, разногласий и т.п. Что уж тогда говорить о семье, для которой характерны ежедневные конфликты, словесные (а бывает, и не только словесные) перепалки, взаимные упреки? Ясно, что в такой ситуации человек будет искать душевного комфорта, который ему не дает семья, в компании, где его пони­мают и ничего от него не требуют.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Попал в дурную компанию
Вход в него для человека закрыт это одна из наиболее страшных трагедий
человек
Культура
Коснемся еще одного культурного оператора

сайт копирайтеров Евгений