Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У Гадамера есть вдохновляющая формула: истинное понимание истории аналогично эстетическому созерцанию прекрасного . Изучение истолкования русским человеком в его историческом бытии категории прекрасного позволяет отчетливо осознать эстетическое качество тех аспектов культуры, о которых шла речь в 1.1 (русская идея, русская душа, русский характер и т.п.).

Эстетические представления русской старины связаны с общими христианскими мировоззренческими и общественными установками. Красота, согласно этим представлениям, имеет своим источником Бога и свидетельствует о Нем, преображая этим свидетельством вещество здешнего, тварного мира. И какой бы конкретный облик они ни приняли, как бы ни оказались иногда искажены, эта связь с абсолютным бытием до конца не теряется.

Главную роль в формировании эстетических представлений о прекрасном, по признанию историков культуры, сыграли:

•  идея о сотворении Богом мира из ничего, которая привела к признанию красоты мироздания, космического целого, созданного Творцом (по Василию Великому, мир есть художественное произведение, созданное художественным Умом);

•  нравственная требовательность, ограничившая в правах силу чувственного наслаждения и эстетизацию источников последнего;

•  трансцендентность Бога, заставлявшая акцентировать духовный, спиритуальный, нематериальный аспект прекрасного, связывать внешнюю красоту с красотой глубинной, духовной.

В христианский период представления о прекрасном опирались на эстетический опыт, заимствованный из Византии и адаптированный на новой культурной родине. Наглядные образы сложившейся, зрелой, законченной в своих формах красоты были преподнесены русскому человеку в византийских образцах (иконопись, архитектура, книжное слово, общий строй литургической службы, живой опыт общения). Византийский эстетический строй приходил во взаимодействие с местными традициями, дав вполне самобытную картину эстетического воплощения культуры и понимания мира. Его вершинами по справедливости принято считать иконопись Андрея Рублева и Феофана Грека, а также Дионисия, Гурия Никитина; храмовую архитектуру Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Москвы и других городов, деревянное зодчество Русского Севера, церковную обрядность и практику повседневного бытового благочестия , прекрасное в повседневной жизни у Пушкина, Льва Толстого, Бунина, музыкальные произведения Глинки, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, живопись Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова, Тропинина, Саврасова, Серебряковой, Татлина и мн. др.,- те сферы культуры и артефакты, в которых проявляли себя «черты калокагатийности» (Г.К.Вагнер), сказалась обретенная гармония.

Спокойная гармоничность, тихое сияние красоты сближают высшие достижения русской культуры с эстетическим идеалом классической античности. Однако такая близость не есть тождество. Гармония в русской культуре опирается не на олимпийское спокойствие обожествленного космоса, а на обретенную с принятием христианства твердую уверенность в надежном покровительстве со стороны Богоматери и святых, уверенность, которую с трудом колебали катастрофы истории. Русская гармония нередко таит в себе драматическое начало, сознает свою неполноту и готова к саморазрушению (отсюда хрупкая нежность Покрова на Нерли, мягкость контура и патетическая вертикаль переславль-залесского Спаса, глубокая умиротворенная печаль рублевской Троицы, просветленно-печальные строки и образы самых гармоничных и радостных поэтов - Батюшкова, Пушкина, Алексея К. Толстого,- диалектическая рефлексия философов-онтологических оптимистов Флоренского, Булгакова). Нередко прекрасное здесь сочеталось с возвышенным и величественным (например, в мистическом искусстве Феофана Грека, в храмовых комплексах старых Пинеги и Мезени, ансамбле Соловков, в храме Иоанна Предтечи в Ярославле).

Его антиподы - безобразное и низменное , получившие особенно рельефную оформленность в культуре Х I Х-ХХ вв.; начиная с образов Гоголя, Смердякова, Порфирия Головлева и пр.

В личностном выражении являли собой прекрасное русские святые и религиозные подвижники, которые представлялись и воплощенными в соответствии с духовно-художественной традицией в иконописных образах.

Мощное воздействие на огранку и эволюцию эстетических представлений оказали исторические перипетии, отдавшие Русь во власть восточных кочевников, заставившие ее принять на себя бремя византийского наследства, а после - вступить в активные контакты с Западом в ритме притяжения-отталкивания. Историческим плодом сложной, подчас катастрофической эволюции стало формирование полярных представлений о прекрасном, пребывающих в небесконфликтном диалоге .

На одном полюсе в русской культуре прекрасное являет себя в связи с величием, державностью, мощью, силой, властью, блеском, тяжелой роскошью (церковная пышность Москвы и Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Московский Кремль, парадные ансамбли Санкт-Петербурга и его окрестностей, русский классицизм, «русский стиль» (ля рюсс), Брюллов, проект Дворца Советов Иофана, помпезный «сталинский ампир»); прекрасное соседствует с величественным, чрезмерным, избыточным. С этим полюсом связан в основном и русский гиперэстетизм (К.Н.Леонтьев). На другом же полюсе прекрасны «рабский вид», бедность, бессребренничество, скитальчество, странничество и странность, страдание, убожество, скромность, немощность, жалкость (скитское отшельничество, житие Аввакума Петрова, юроды, лермонтовская «Родина», Достоевский, Лесков, Нестеров, Крамской, Венедикт Ерофеев). Так, А.Ельчанинов и П.Флоренский отмечали, что «русский народ, в своей религиозности, живет со Христом страдающим, а не с воскресшим и преображенным (...) Бог умалился для нас, сделался человеком и жил среди людей (...) Это - русский Христос, такой близкий к скудному русскому пейзажу, неприглядным, серым деревням, пьяной, больной, разоренной России. Это Христос - друг грешников, убогих, немощных, нищих духом (...) Православный поэтому никогда не судит по наружности. Он не торопится осуждать и возмущаться, он даже чувствует какую-то внутреннюю симпатию к пьяным, нищим, оборванным, неученым и просто дурачкам» .

В еще одной оппозиции эстетизация строгой формы, жесткого канона (церковной службы, монастырского или армейского устава, имперского ритуала) полярно сочетается с эстетизацией бесформенности, ничем не скованной и не ограниченной воли, разгула, мягкости, лени душевности и духовной жизни по принципу «дух веет, где хочет» (в диапазоне от Васьки Буслаева и Стеньки Разина до Ильи Обломова).

Признаками прекрасного, с одной стороны, наделяются предел количественности, крайнее множество (военный парад; необозримый простор); с другой - и предел качественности, сконцентрированной в уникальном и индивидуальном (личная святость, личное подвижничество).

Прекрасное нередко отождествляется с полезным (В.В.Бычков находит такое тождество в некоторых памятниках древнерусской культуры, в частности, в Хождении игумена Даниила). Иногда же прекрасное и полезное противопоставляются друг другу. Этот второй полюс подчас реализовался в акцентированном антиэстетизме, в походе на красоту во имя и ради добра или истины, часто - в утилитаристском уклоне мысли (нестяжатели, разночинцы, Д.И.Писарев, Лев Толстой).

С одной стороны, нередко в восприятии русского человека мир переполнен красотой; он находит ее везде, во всякой былинке и букашке, во всех выражениях жизни (вплоть до формулы «прекрасное есть жизнь»). С другой же стороны, для человека в русской культуре подчас свойственно агрессивное отталкивание от наружной красивости, разоблачение ее иллюзорности, мнимости, лживости с этических или утилитаристских позиций.

Поляризация эстетических ориентиров выражает глубокую противоречивость русского духовного опыта, колеблющегося от всеприятия к всеотрицанию. Именно в связи с базисными мировоззренческими ориентациями человека, с контроверзами культуры и следует изучать понятия о прекрасном. Особый ракурс изучения представлений о прекрасном в культуре - их историческая динамика. Ее анализ позволяет раскрыть своеобразие культурных миров и эпох, личностного опыта. Представления о прекрасном в русской культуре чрезвычайно богаты и разнообразны и весьма сильно зависят от места и времени, от личностной ориентации. В своих эстетических пристрастиях и свершениях русский человек реализует богатый ресурс свободы, предоставленный ему отечественной культурой - и в то же время зачастую снова и снова сверяет свои вкусы с общепринятой культурной матрицей.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.27.

Она описана, например, в прозе Н.Лескова и И.Шмелева.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В ярославском человеке есть простота
культурологии Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса 12 истории
Как объект изучения при преподавании истории русской культуры крупнейшие русские художники во всех культуры литературы
Памятник культуры можно определить как объект
С культурой запада

сайт копирайтеров Евгений