Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

надэтническая культура, которая складывается и существует на протяжении долгого исторического периода в определенном географическом ареале. В качестве примеров можно привести культуру Южной Америки, Западной Европы.
Народы, населяющие тот или иной географический регион, устанавливают между собой устойчивые экономические, политические и духовные связи, вырабатывают общие формы жизни и обычаи, поскольку живут в одинаковых природных и климатических условиях. Все это приводит к образованию схожих черт в их культурах, что и определяет специфику данной К. р.
Ареал распространения К. р. может увеличиваться или уменьшаться. Это может быть связано с процессами столкновения культур (когда, например, культура североамериканских индейцев была уничтожена в ходе колонизации их земель европейскими поселенцами) или ассимиляции, взаимослияния (например, в ходе проникновения европейцев в Южную Америку).
//. В. Махонько

КУЛЬТУРА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

Это понятие фиксирует обстоятельство, что любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном сообществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.
Во-первых, в качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иног да называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной самоидентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.
Во-вторых, К. с. может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.
В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.
В. К. Королев

КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ

понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”. К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.
К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни. Разрушение К. с. несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепляет свою К. с. — основу жизни и самоидентификации данного социального организма.
В. К. Королев

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ

самобытная наднациональная культура, возникшая в ареале Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. К. х. проходит период становления с I по VI вв., обретает классические формы в средневековой Византии с VI по XIV вв. и Древней Руси с IX по XVI вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с VI по XVI вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институтом К. х. выступает Церковь, деятельность к-рой реализуется в двух сферах — церковной и мирской. Церковная культура осуществляет хранение и трансляцию сакральных содержаний в формах богослужения, богословия и церковного искусства; мирская — вносит христианские смыслы во внецерковные сферы общественной жизни. Характерными признаками К. х. являются: а) христоцентризм — главный принцип организации и функционирования культурных смыслов К. х., согласно к-рому существование личности Богочеловека Иисуса Христа полагается центральным событием истории (введение нового летоисчисления), богослужения (литургия и таинство Евхаристии), ас-кетико-мистического опыта, искусства и др.; б) сло-воцентризм — почитание слова Священного Писания высшим откровением Бога, а слова молитвы — главным культуросозидающим фактором, богословие, книжность и образование — важнейшими элементами культуры; в) аскетизм — высшее искусство преображения собственной человеческой природы упражнением в добродетели; г) эсхатологическое отношение к истории, заключающееся в ожидании конца мира и его последующего преображения, перенесении главных культурных смыслов из земного, материального и преходящего мира в духовный мир вечных ценностей; д) символизм — отношение к видимому материальному миру как символу духовного невидимого мира.
А. В. Трухан

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ

присуща привилегированным слоям общества либо считающим себя таковыми, отличается сравнительной углублённостью,
сложностью, иногда изощренностью форм. К. э. исторически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. К. э. противопоставляет себя распространенным массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Вместе с тем, для К. э. характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной.
F. Г. Шевляков

КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ

культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия. Общественная сила этноса может накапливаться в межличностном пространстве публичной коммуникации, составляющей важнейшую часть К. э. Коллективная сила этноса проявляется в стремлении обновлять культурное бытие (а не просто хорошо жить), в общей гордости за достижения, веру в идеалы, в стремлении действовать по матрице “Мы можем” (а не “Я могу”), Формирование К. э. происходит в процессе: а) синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта; б) синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной коммуникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйственно-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияния политических факторов; а также в) психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами. В формировании К. э. особую роль играет историческая память.
М. В. Заковоротная

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ (лат. area — площадь, пространство)

географический район, пространство, внутри к-рого у разных культур обнаруживается сходство в основных чертах. Концепция К. а. или “культурных областей” была создана в конце XIX - нач. XX вв. американскими этнографами. Наиболее полно теорию К. а. разработал американский антрополог А. Кребер (1876-1960). Под К. а. он понимает определенный географический район, к-рый характеризуется сходством значительного числа культурных черт. Внутри К. а. выделяются “культурный центр” — область наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и увеличиваются заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут либо тормозить, либо ускорять культурное развитие. Неудачное нововведение, напр., противоречащее сложившимся традициям, замедляет культурный рост. И наоборот, удачные инновации и заимствования ускоряют развитие культуры. Исследование К. а. — одна из центральных проблем этнологии и культурологии.
С. А. Махош

КУЛЬТУР ТИПЫ

идеальные абстрактные логические модели реальных культур. К. т. никогда полностью не совпадают с содержанием реальных культур, к-рые охватывают одновременно более одного К. т., представляя собой некий переходный тип, не соответствующий в полной мере никакой идеальной модели. Напр., греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизационного и научного типов с преобладанием цивилизационного. Несмотря на то, что идеальные модели культур не совпадают с реальными культурами, категория К. т. имеет теоретико-познавательную ценность, позволяя применять для изучения реальных культур и их сравнения некие идеальные эталоны, образцы.
Г. П.Матяш

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов (“вызов моря” — Минойская культура, “вызов засушливой земли” — Египет) в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Типологические черты локальных культур: а) вписанность в природные ритмы; б) идеал личности, символизирующий ненарушение своим моральным и социальным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Конфуция); г) знание носит сакральный характер; д) искусство имперсонально и канонично.
Локальные культуры — закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный индивид (качества личности — функция от качеств социальной группы, к которой он принадлежит). Доминанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа.
С. A. Пешкова

СУБКУЛЬТУРА

культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост С. совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укреплением идеологии плюрализма. Среди основных форм выделяют профессиональные, возрастные, культурные, региональные и т. д. Примеры субкультур: хиппи, вегетарианцы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция С. — помогать человеку найти социальную и культурную связи с др. людьми.
Но существует и иное понимание С. как локальных групповых культур, возникших в результате социальной дисгармонии, часто как способ защиты от нее. С. стремится к собственным видам культурного сознания и поведения, нередко принимая за них искаженные общекультурные нормы. Само явление С. исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы общения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения. По отношению к срединной культуре С. настроены критически либо даже оппозиционно, склонны к изоляции от нее, нередко агрессивны по отношению к общему социальному устройству. Большинство групп С. быстро распадаются с изменением породивших их социальных, возрастных, имущественных и пр. условий. При всей уязвимости основных позиций, функционально С. — надежный индикатор общих культурных и социальных несовершенств.
Е. Г. Шевляков, М. В. Заковоротная

система жизненных, социо-культурных, политических позиций и идей, в к-рых осознается и оценивается отношение людей друг к другу и социальной действительности в целом. Выделяются такие формы И.: 1) частичная, определяющая “сознательные” социально-политические, ценностные, научные или религиозные взгляды отдельных людей или групп (стратов); 2) тотальная, являющаяся в ту или иную историческую эпоху единственной и абсолютной детерминантой всех форм, стилей и содержаний знания. Понятие И. показывает, насколько индивидуальное видение обусловлено материальными, экономическими и культурными связями. Свою разработку феномен И. получил в концепциях К. Маркса, Ф. Ницше, В. Парето, Л. Гумпловича, К. Манхейма и др.
Д. Л. Устименко

ИСКУССТВО

особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлет воряет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества. Процесс развития И. непрерывен, разомкнут, соотнесён с общей социальной историей, не повторяя ее буквально;
высшие из достижений И. последующими этапами развития не перекрываются. И. имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении И. его элементы синкретически слитны и не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с многообразием социума, И. выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для И. законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды И. (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т. ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.). Уровень развития и активность функционирования И. в обществе являются важной характеристикой культуры в целом.
Е. Г. Шевляков

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ

это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В культуре формы выступают как упорядоченный способ организации того или иного культурного явления, события. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаруживают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой — как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретности и градуированности содержания. Черты культурного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. по-разному применимо в его ипостасях: материальная, духовная, художественная культура, технология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда обнаруживается связь традиций и новаций, родового и локального.
В. Е. Давидович

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — сказание и logos — слово, учение)

1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их совокупности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. приписывает содержание психики (мифическую реальность) самому бытию. Самой ранней была форма тотемистической мифологии, возникшая в эпоху присваивающей культуры собирателей и охотников. Человек считал себя частью тотемного тела, охватывающего всю территорию локальной группы. Все существа и особенности географического ландшафта включились в тотемную плоть. Бананы, собаки, ящерицы, люди составляли одну якобы родственную группу. С переходом к огородничеству возникает хтоническая М. (греч. chton — земля). Мифическая реальность персонифицируется в виде зооморфных или фитоморфных фигур. Так, в минойскую эпоху Древней Греции хтонической фигурой был Минотавр (че-ловекобык), связанный с подземным миром. Все боги Египетского пантеона были звероподобны. В Греции в эпоху микенской культуры хтонические боги вытесняются Небесными богами с человеческим обликом. Таковы олимпийские боги — Зевс, Аполлон, Афина и др. Жизнь богов на Олимпе стала изображаться по аналогии с жизнью царского двора, где деспотический владыка управляет всеми подданными.
С. Е. Егжова

МОРАЛЬ

регулятив человеческих поступков, наиболее полное выявление человеческого в человеке. Установление нравственного мира с присущими ему представлениями о благе и несчастье, добре и зле, совести, стыде, вине, справедливости есть то, что окончательно выделяет человека из других существ, делая его уникальным феноменом бытия. Сущность М. состоит в возникновении той формы внутривидовой солидарности, в рамках к-рой над-индивидуальные требования Рода, общества, культуры проникают в сознание отдельного человека, воспринимаются как его собственные, сокровенные побуждения, становятся внутренним регулятивом его поступков.
В. Е. Давидович

НАУКА

рационально организованная система познающей мысли. Будучи сегментом культуры, Н. есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность исследуемого и обладающих объективной значимостью. В современном обществе Н. представляет собой сложное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Ее возможности и границы определены очертаниями социальной практики. Н. — это обособившаяся страна практики, позволяющая заглянуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Н. выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт, т. е. система органов и организаций с их требованиями, регулирующими научный труд, жизнь, сообщество ученых.
В. Е. Давидович

ПРАВО

форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию наиболее значимых для жизни человека общественных отношений на основе системы специально выработанных и обеспечиваемых формализованных социальных норм, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.
Собственно П. формируется вместе с государством, однако его предпосылки — обычаи, табу, правила поведения, нормы морали и религии, и т. п. — возникают вместе с человеком и обществом, характеризуют образ жизни как культурный, отличный от животного. Важнейшая культурная функция П. — регулирование отношений в условиях несовпадения интересов членов общества в целях его сохранения и развития.
По своему происхождению П. является атрибутом цивилизованного образа жизни, а по функционированию выступает формой социальной культуры, воплощенной в деятельности особых социальных институтов, обеспечивающих выработку и соблюдение социальных норм на основе формализации определенной системы материальных и духовных ценностей.
Главной ценностью П. является Закон как “безличностная” форма регулирования общественных отношений. Практическое отношение к нему членов общества является важнейшей характеристикой П. как феномена культуры, конкретизирующего деонтологизированность Абсолюта в земной, общественной жизни.
В. К. Королев

РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать)

стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Основывается на вере и духовном опыте человека, выражается в мировоззрении, культе (поклонении Божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т. д.). По представлениям о Божестве и происхождении мира Р. делятся на: а) монотеистические креационистские (иудаизм, христианство, ислам); б) манифестационные языческие (различные формы примитивных архаических культов, политеизма, пантеизма, восточные культы); в) трансформировавшиеся в религиозную традицию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространенности в мире различают:
а) мировые Р. (буддизм, христианство, ислам), универсалистское мировоззрение к-рых способствует их широкому международному распространению; б) этнолокаль-ные Р. (иудаизм, индуизм, даосизм и др.), влияние к-рых ограничивается рамками этноса или региона. Большинство современных культурных традиций основывается на определенном типе религиозности: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и т. д.
В. О. Моргачев

ФИЛОСОФИЯ

форма духовной Деятельности, пришедшая на смену мифопоэтическому мышлению, открывшая логику мышления, его понятийно-категориальную структуру. Возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: Элладе, Индии и Китае. Остальные культуры или осваивали ту или иную Ф., или продолжали жить в мифе и в пространстве здравого смысла. Европейская культура сформировалась на эллинской традиции логики, отличающейся от индийской и китайской. Возникновение Ф. произвело глубокие изменения в традиционной античной культуре: возникла система понятийно оформленного, выраженного в логических суждениях знания, что обеспечило быстрое логическое его усвоение; начался рост интеллектуальных возможностей человека, приведший к разрушению его принудительной связи с преданием, к-рое держится на непосредственной и безотчетной вере в святость всего своего — отеческих богов, отеческих укладов жизни, и не нуждается в Ф.; потрясая отеческое предание, Ф. впервые произвела раскол в греческой жизни на тех, кто охранял традиции (житель ойкумены), и тех, кто их разрушал (космополит, гражданин мира), что явилось прообразом борьбы идей; разрушив в процессе критики отеческих законов единую систему ценностей, первые философы стали утверждать открываемые разумом безусловные первоосновы жизни, одинаковые для всех племен и народов, для всего мироздания; такого рода первоосновы не могли быть найдены в чувственном мире, а потому Ф. породила идею существования трансцендентного мира Истины, Добра, Красоты, где пребывает безусловная норма жизни, с к-рой следует сообразовывать как с должным все отеческие нормы, законы, обычаи; Ф. изобрела порядок речи, не совпадающий с порядком народного быта: наряду с обычной появилась философская речь (философские понятия и категории, к-рым, в силу их искусственности, надо было специально учиться), описывающая метафизические сущности, лежащие за порогом возможности чувственного восприятия. Эти и другие последствия возникновения Ф. определили в дальнейшем специфику западноевропейской культуры в целом.
Т. П. Матяш

ЭКОНОМИКА

форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате его активного целенаправленного воздействия на природу. В современной экономической науке рассматриваемое понятие ограничивается механизмом деятельности для получения прибыли. Культурология позволяет рассматривать Э. как сферу общественной жизни человека, системно. Этот подход представляется более плодотворным по следующим обстоятельствам.
Во-первых, главным субъектом экономической деятельности является человек, который не просто выступает главной производительной силой, а определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществляются не роботами по заложенной в них программе экономической эффективности, а живыми людьми. Участие человека в экономической деятельности определяется не только потребностями в материальных благах, но и сложившимися представлениями о смысле
и достойном образе экономической жизни, о престижности и допустимости тех или иных видов экономической деятельности, о собственности, богатстве, взаимоотношениях людей. В-третьих, человек не является исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, предрассудки, внеэкономические интересы, цели, сферы, эмоциональную, иррациональную жизнь, что не может не оказывать влияния на его экономическую деятельность. В этом смысле Э. выступает не просто как жизнеобеспечение, а как сфера самореализации личности, ее творческого потенциала, независимо от эффективности экономической деятельности. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкретным, “живым” человеком, но и в конкретных исторических и культурных условиях.
Все это позволяет характеризовать Э. как один из важнейших феноменов культуры.
О. В. Евграфова

выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является “первой”, а собственно культура определяется через слово “природа” (хоть и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая — непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным образом. Вторая — главная форма — преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде — т. н. артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные — социальные. Результатом этого является “очеловечивание” природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности (в отличие от мира “девственной” природы). В этот новый человеческий мир — В. п. — входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совмес тная деятельность по преобразованию не только “первой” (ее остается все меньше и меньше), но и “второй” природы, а также изменения и самого человека, вплоть до телесных проявлений. Иногда этот термин просто отождествляют с понятием “культура”, которую воспринимают как то, что “отвоевано” трудом и духом человека у собственно природы как “натуры”.
В. К. Королев

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Общественной жизни
Гениально предугадал надвигавшийся кризис европейской культуры
Даже шпенглеровскую взаимонепроницаемость замкнутых цивилизаций культур

сайт копирайтеров Евгений