Пиши и продавай! |
аспект сравнительного рассмотрения русской культуры с культурами иных цивилизаций с целью установления принципиального взаимодействия между ними, преодолевающего локалистский характер или даже шпенглеровскую “взаимонепроницаемость” замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (Россия и Франция, русская и немецкая культура и т. п.), цивилизационном (сопоставление России с цивилизациями Востока и западноевропейской “фаустовской” или “западно-христианской цивилизацией), типологическом (Россия в контексте Запада и Востока вообще). В национальном КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИаспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) проис ходило в условиях консолидации, объединения восточнославянских племен перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии — самого развитого в культурном отношении государства в мире. Христианизация Руси в конце Хв. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры — с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы. КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕактуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и наоборот; на границе — пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”. Российская культура в новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпохи испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов “западничества” и “модернизма”, что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. В какой мере культура, ориентированная на сци-ентистски-материалистический идеал универсальности, внутренне противоречивый в своей основе, имеет перспективу и будущее, — вопрос, все более волнующий самых значительных мыслителей Запада. Их поиск — в направлении возрождения базисных ценностей христианской культуры — совпадает с усилиями тех православных мыслителей и ученых, людей искусства, практиков ,и политиков, которые отстаивают не “самобытничество” России ради него самого, но традиционную для русской культуры идею ее принципиальной “духовности”. Именно этой своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация. КУЛЬТУРА РОССИИ И ПРАВОСЛАВИЕосновной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры на всем его протяжении и особенно в допетровскую эпоху (часто обозначаемую в литературоведении, истории эстетики и исторической культурологии как “эпоха Древней Руси” в противоположность послепетровскому “новому времени”). Православие — изначальное христианство “Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви” (согласно общецерковному Никео-Цареградскому Символу веры IV в.), принятое Киевской Русью в конце Х в. при Владимире I Святом, т. е. до отделения от него западной церкви во главе с папой, ставшей именоваться католической. Связь с православной Византией и отмежевание от католичества Западной Европы, а с XVI в. — и от протестантизма, возникшего в эпоху Реформации, — основные духовно-мировоззренческие устремления и самого русского народа (образ Святой Руси в народном самосознании), и всех выдающихся творцов русской культуры. Ярче всего мысль о хранении русским народом, его культурой бесценных духовных сокровищ православия ради общечеловеческого спасения, достигаемого только со Христом и во Христе, выражена в знаменитой пушкинской речи Ф. М. Достоевского. Вместе с тем следует видеть и понимать фундаментальное различие между православием и православной культурой. Спасает человека святость, личный подвиг христианской жизни. Церковь — зримая и незримая, к которой он принадлежит (причастен), но отнюдь не православная культура, простая принадлежность к ней или даже активное культуротворчество — пушкинского или любого другого масштаба. КУЛЬТУР ДИАЛОГобмен культурными идеями, ценностями и смыслами, происходящий между двумя культурами. Проблема К. д. формулируется в связи с тем или иным пониманием культуры. Так, В. Библер понимает культуру как микросоциум людей, манифестируемый в доминантном “произведении” своей эпохи (например, трагедия в античности), дающем целостное представление о логике культуры, и в таком виде участвующий в К. д. В этом контексте К. д. выступает как диалог потенциальных возможностей тех или иных культур, стремящихся обнаружить в общении с другими культурами бесконечные резервы .своего, собственного существования; диалог предстает как диалог логик различных культур. К. д. характеризуется через одновременное со-бытие и общение культур независимо от исторических рамок их существования (например, К. д. может происходить между культурой XX века и античностью, современностью и Возрождением). Культура может вступать в диалог, если в ней возникает фундаментальное сомнение в собственном смысле. К. д. есть не просто сравнение или взаимодействие культур: он способствует логическому порождению новых смыслов культуры. В своей полноте К. д. реализуется в XX веке, когда впервые сталкивается множество различных культур как равноправных всеобще-особенных субъектов, когда культура сдвигается в центр человеческого бытия, раскрывая свой предельный кризисный и трагедийный характер, когда испытывается необходимость нахождения логики обоснования культуры как всеобщего феномена. Иная концепция К. д. формируется в рамках семиотического направления понимания культуры (Ю. М. Лотман, московско-тартусская школа). КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯглобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе к-рого достижения науки и искусства, новые формы социальной и политической деятельности быстро распространяются и усваиваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интегральной мировой культуры, к-рая соединяет в себе основные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, благоприятствующие сближению народов и культур — терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки собственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем К. и. не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество воспринимают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу. КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИКаналы массовой трансляции культурного опыта — общедоступные институциональные образования, рассчитанные на широкую аудиторию и осуществляющие процесс инкультурации индивида посредством трансляции ему фрагментов общего и специализированного культурного опыта. К каналам массовой трансляции относятся: системы образования, массовых коммуникаций и учреждения культуры. КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕособый вид связей и отношений, к-рые складываются между культурами в процессе взаимообмена культурными идеями, нормами и ценностями. К. в. может осуществляться как внутри одной культуры (внутрикультурное взаимодействие) — распространение культурных образцов, присущих одному слою общества на др. слои и группы, так и между разными культурами (кросс-культурное взаимодействие). К. в. могут быть: 1) нейтральными, когда культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются; 2) альтернативными (контркультурными), когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и внедрить в общности свои ценности и стандарты; 3) конкурентными (состязательными), когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтности отношений. КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТэто те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности (причём слово “деятельность” здесь нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком мира), которые специфичны для данной социокультурной общности. Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе её развития и становления. С одной стороны, К. о. является важнейшим фактором социализации личности, определяющим ее место в структуре общества, ее мировоззренческие, этические, эстетические установки. В повседневной жизни человек использует т. наз. фоновые культурные знания — ту часть К. о., к-рая является общеизвестной и, как правило, человеком не осознаётся — осознание возникает лишь при встрече с другой культурой. С другой стороны, особенности К. о. являются и характеристикой общества в целом: способ воспроизводства и передачи К. о. от поколения к поколению в любой социокультурной общности характеризуется единством традиции и новации, тенденции к сохранению существующего К. о. и тенденции к его обновлению. В зависимости от преобладания той или иной тенденции общества могут быть разделены на традиционнее и современные К. о. является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества и вхождение в них новых индивидов. Информация, заключённая в К. о., и составляет сущность культуры. КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС МИРОВОЙНаряду с развитием культуры отдельных стран, континентов, существованием восточного и западного типов культуры, религиозных и светских разновидностей, широко используется понятие “мировая культура”. Оно означает наличие в многообразных формах культуры тех общих характеристик, которые делают ее единой. Это та культура, субъектом которой выступает все человечество. На переломе веков и тысячелетий человечество выходит на новую орбиту своего культурного развития. Мировой культурный процесс идет противоречиво, он развивается по разным направлениям, но вместе с тем можно полагать, что его внутреннее содержание состоит в диалоге прошлого и будущего, в диалектическом отрицании культуры прошлого и возникновении новой, интегральной культуры, контуры к-рой еще только намечаются. КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУРазрушение классической модели культуры |
|
|
|