<<< ΛΛΛ >>>
Новалиса, но потому, что кто-кто, а поэт всегда знает, что то, что в просторечии
именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не язык является
его инструментом, а он - средством языка к продолжению своего существования.
Язык же - даже если представить его как некое одушевленное существо (что было бы
только справедливым) - к этическому выбору не способен.
Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям: чтоб
завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношение к окружающей его
реальности, будь то пейзаж или государство, чтоб запечатлеть душевное состояние,
в котором он в данный момент находится, чтоб оставить - как он думает в эту
минуту - след на земле. Он прибегает к этой форме - к стихотворению - по
соображениям, скорее всего, бессознательно- миметическим: черный вертикальный
сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо, напоминает человеку о его
собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Но независимо
от соображений, по которым он берется за перо, и независимо от эффекта,
производимого тем, что выходит из под его пера, на его аудиторию, сколь бы
велика или мала она ни была, немедленное последствие этого предприятия -
ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее ощущение немедленного
впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано,
осуществлено.
Зависимость эта - абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо,
<<< ΛΛΛ >>>
Задача его состоит в том Стихотворение - колоссальный ускоритель сознания
|