Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женщины, занимаясь собирательством, приготовлением еды, или ремеслом, все это время проводят вместе с детьми. А это накладывает определенный отпечаток на их времяпрепровождение. Так женщины, там где есть возможность ходят вместе с детьми на реку купаться, играют с ребятишками; бывает, что шутят, смеются. Матери, по ходу дела, чему-то научают ребятишек. Ласка, выказываемая детям, делает атмосферу более теплой и радостной.

Мужское дело – охота, рыболовство – обычно уводит мужчину из дома на целый день. Возвращается он только к вечеру, все основное время он проводит вдали от своего очага. Вечерние часы, если они не заняты какой-то специальной деятельностью, отдаются семье, в тех племенах, в которых женщина занимает сколько нибудь уважаемое положение. Но и в таких племенах основное время мужчины предпочитают проводить вместе, вдали от женщин. Даже в том случае, если мужчины не уходят из селения на промысел, и их время посвящено отдыху, то и тут они остаются не в своем доме, а проводят это время в так называемом мужском доме. У индейцев это довольно большая хижина, которая строится посередине селения. Семейные хижины расположены вокруг нее по кругу. Мужской дом табуирован для женщин, они не могут там показываться ни под каким видом.

В мужском доме ночуют холостяки, гости мужского пола, и проводят свое свободное время мужчины. В мужском доме племени асматов на Новой Гвинее хранятся еще реликвии племени, обладающие по мнению их владельцев магическими свойствами: куши – черепа врагов, украшенные бусинами, ракушками, и долженствующие приносить удачу племени.

Чем заняты они в мужском доме? Болтают, курят, иногда едят, так как есть строгая система повинностей, определяющая очередь по которой поставляется еда в мужской дом. Мужской дом выполняет роль клуба, то есть места для общения; спальни (как отмечалось уже, в нем ночуют холостяки и гости), гостиной – там принимают гостей. В нем же мужчины выполняют те виды церемоний, на которые не допускаются женщины. Так К. Леви-Строс описывает то, что происходит в мужском доме племени бороро, живущем в Латинской Америке: мужчины делают там ромбы – музыкальные деревянные инструменты, оно производят шум, приписываемый духам, которые приходят в деревню. Женщины не должны видеть эти инструменты. Если же с кем-то из них такая беда приключится, то горька и страшна ее участь. Там же готовятся к религиозным празднествам. Мужской же дом становится местом, где мужчины занимаются изготовлением своего наряда. Для дикарей, одежда которых обычно минимальна до предела, характерно желание как можно более выразительно украсить себя. В особенности это касается мужской половины рода человеческого. У женщин это бывает по-разному. В некоторых племенах женщины также украшают себя, в некоторых же женщины более чем скромны во внешнем своем проявлении. Церемониальные костюмы дикарей чрезвычайно красочны и сложны, в них используются перья птиц, шкуры, когти животных, также разная краска для лица, волос, и так далее. Но даже в обычной жизни, когда не одевается церемониальный костюм, дикарь старается хоть чем-то скрасить свой обычный вид. И эта страсть довольно сильна. Леви-Строс описывает мужчин одного племени: “Многие надевают короны: меховые повязки, украшенные перьями; плетеные венчики, также с перьями; или что-то вроде чалмы из когтей ягуара, вставленных в деревянный круг. Но они приходят в восхищение от сущего пустяка: высушенная соломенная полоска... наскоро подправленная и раскрашенная, составляет хрупкий головной убор... Иногда для той же цели обрывают все цветки с дерева. Кусок коры, несколько перьев дают неутомимым модельерам повод к изготовлению потрясающий ушных подвесок” [39]. А потому мужской дом временами становится мастерской, в которой в разных углах мужчины, строгают, полируют, клеят, и для того только, чтобы несколько часов покрасоваться в новом наряде. Женщины этого племени также украшают себя, и такими же способами. Вообще, наряды их весьма богаты и разнообразны. Так, бороро носят еще изготовленные из волос жены длинные плетеные шнурки, которые наматывают на голове в виде тюрбанов, подвески в форме полумесяцев из когтей броненосца, украшенные инкрустациями из перламутра, бахромой из перьев. Разные другие головные уборы из перьев аиста, попугаев и других птиц. Настолько значимы для дикарей украшения, что они даже специально приручают попугаев, ощипывают их живьем и всегда имеют перья для причесок, как это делают индейцы племени бороро.

Хотя первобытные народы очень заботятся о своей внешности, не надо думать, что их особенно беспокоит лишь внешняя привлекательность своего лица и тела. Наверное, этот момент присутствует в их внимании к внешности, но он не основной. Леви-Строс пишет, что у племени намбиквара одним словом обозначается и молодой и красивый, и точно так же некрасивый и старый обозначаются одним словом. Не красоты и привлекательности добиваются дикари своей раскраской и особой формой тех немногих одеяний, что у них есть. А утилитарный смысл их одежды часто вовсе отсутствует. Видимо смысл здесь состоит в чем-то другом – это знак определенной обработанности, окультуренности внешности. Ведь только животные не изменяют себя. Постольку, поскольку я человек, я могу и должен свое лицо и тело обозначить как человеческое, то есть специально и сознательно измененное. Так, Леви-Строс пишет, исследуя стиль росписей племени кадиувеу (Латинская Америка), что индейцы сами ответили на вопрос о том, для чего эти росписи служат: “Росписи на лице прежде всего придают личности человеческое достоинство; они совершают переход от природы к культуре, от “тупого” животного к культурному

человеку . Затем, будучи различными по стилю и композиции в разных кастах, они выражают в сложном обществе иерархию статусов” [40].

А вот то, что после этого лицо и тело становятся значительно красивее, на взгляд первобытного человека, это уже следствие первоначального замысла. При этом взгляд на то, что красиво, а что нет, у дикарей до того отличен от нашего, что нам, видимо, никогда не понять друг друга. Так индейцы, называющие себя “мунде”, удаляли с себя все волосы. И с отвращением смотрели на европейцев, у которых были брови, ресницы на лице. Видимо, последние казались им дикарями.

Праздник в жизни первобытных людей

Обыденная жизнь человека первобытности наполнена трудами и заботами. Добывание пищи: охота, рыбалка, собирательство. Время от времени племя мигрирует, поспевая вслед за урожаем того или иного плода. Иногда приходится принимать участие в военных действиях. Случаются события, которые вызывают особый резонанс в жизни племени. Это может быть рождение двойни, неожиданная смерть, связанная, по мнению соплеменников, с колдовством и др. В целом же, жизнь довольно однообразна. Но ткань однотонного бытия разрывается праздниками, которые играют громадную роль в жизни первобытного сообщества.

Праздник всегда событие экстраординарное, даже если праздник заранее “запланирован”. Это особое время, которое не просто прерывает будни, но во время которого снимаются некоторые очень важные в обычной жизни запреты. Праздник позволяет человеку реализоваться иным, более выразительным, образом, а тем самым снять эмоциональное напряжение, вызванное монотонностью и тяготами обыденности. Более того, праздник структурирует бытие человека, разрывая время на определенные отрезки. Кроме того, праздник всегда за пределами работы, это что-то, что противоположно работе. То есть на нем делаешь не то, к чему принужден обстоятельствами и жизнью, а то, что хочется. Как правило, в доисторические эпохи, а это сохранилось и в последующем – праздником отмечалось окончание какой-то очень важной и трудной деятельности, напряжение которой снималось в ходе праздничной деятельности именно за счет свободного делания того, что обычно было запретным. А также за счет более выразительного эмоционального проявления человека. Напряжение человека первобытности, вынужденного жить в условиях неестественного для него бытия, снимается на празднике в виде асоциального поведения, когда позволяется деструктивная деятельность, направленная на “выпускание пара”. Ритуальная часть праздника в очередной раз подтверждает ценности единения общины внутри себя и ее единения с тотемом, тем самым как бы успокаивая человека на сей счет. Все в порядке, ничего не изменилось и не изменится, а посему возможны и некоторые отклонения.

Более того, праздник, как правило, содержит в себе момент эмоционального выхлеста в виде танцев, песен, игр, когда накопленное напряжение снимается эмоционально-позитивной деятельностью.

Праздник в первобытности обычно предполагал и употребление обычно табуированных алкогольных или наркотических веществ, одурманивающих и создающих некий иной мир. Так как для дикаря не было разницы между действительным миром и миром сна, галлюцинации или видения, то он с полным доверием относился к тому, что ему привиделось. А это означало еще и то, что праздник – это время, когда приоткрывается некая завеса и можно приобщиться к иным пластам бытия. В празднике выполнялась не только функция снятия эмоционального напряжения, подтверждения единства рода, но здесь происходило как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа. То есть праздник, – это не менее, а может даже и более серьезно, чем сама обыденная трудовая жизнь, направленная на поддержание жизни рода. Праздник также выполнял именно эту функцию, но иным образом.

Вообще, всякая активность первобытного человека была нацелена на сохранение жизни.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПЕРВОБЫТНЫХ СООБЩЕСТВАХ

Для людей первобытного сообщества факт собственной окультуренности имел громадное значение. По-видимому, основная причина этого состояла в понимании того, что только этот путь позволит выжить. И потому, кроме подчеркивания своей особости сравнительно с остальными, это понимание рождало еще и столь долго сохраняющийся у человечества настрой на неизменность, неизменяемость, принципиальную консервативность бытия. Основным аргументом для утверждения истинности того или другого положения, действия, обычая долгое время в жизни человечества оставался аргумент, что так заповедано предками.

Это же составило и основу общей нелюбви человечества ко всякого рода новизне. Не только традиционное общество имеет такую тенденцию, но и до сегодняшнего дня новое, в особенности в сфере взаимоотношений людей, принимается чрезвычайно трудно, если вообще принимается. Так, например, такая развитая страна как Япония всеми силами противится хотя бы каким-то изменениям в области межличностных взаимоотношений, да и вообще во всей сфере быта и культуры страны, стремясь сохранить тот тип жизни, что был у народа многие и многие века. Сопротивление настолько мощное, что создаются

школы для научения тех японцев, которые в силу обстоятельств, либо довольно долго прожили вне своей страны, либо, что значительно хуже, родились за ее пределами. Когда они возвращаются, их ждут эти школы, для того чтобы сделать из них настоящих японцев. А именно, – насадить, привить им те нормы бытия, что существуют неизменно вот уже многие тысячелетия.

В первобытности эта тенденция понятна: слишком большой риск. Ведь то, что от нового будет какой-то толк еще неизвестно, а вот разрушить основы социальности, которые только и составляют возможность существовать в этом мире, оно может. Потому человечество так медленно развивалось, в особенности в рассматриваемую эпоху, и потому же долгое время человечество вынуждено было камуфлировать новое под старое. Камуфляж шел отнюдь не как сознательное действие обмана. Только то новое могло быть принято, которое сумело проявить и доказать свою теснейшую связь и единосущность с уже утвержденным.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В первых цивилизационно-культурных моментах жизни становящихся людей

Рыцарство
Определенный сценарий деятельности человека во всех сферах

сайт копирайтеров Евгений