Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии

(от зарождения до эпохи Возрождения)

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ МИФОЛОГИИ

РОЛЬ ВЕРОВАНИЙ В СТАНОВЯЩЕЙСЯ КУЛЬТУРЕ

Осмысление человеком себя посредством зооморфических мифологических верований

Антропоморфические ориентации первобытного человека в утверждении им своего единства с природой

Роль первобытной магии

КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ БЫТОВОЙ ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

Отношения полов

Воспитательные системы

Быт мужчин и женщин

Праздник в жизни первобытных людей

ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПЕРВОБЫТНЫХ СООБЩЕСТВАХ

ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУР

ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Вещные “ ценности ”

Древняя семья

Отношение людей древности к смерти и посмертному существованию

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РИТУАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРЕВНОСТИ И БЫТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ , ОТНОШЕНИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ

УСЛОВИЯ , ВОЗМОЖНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНОСТИ

Значение достижений цивилизации для культуры древних сообществ

Пронизанность жизни художественно - эстетическим началом

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ СВОЕОБРАЗИИ

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК МОРСКОЙ И ТОРГОВОЙ

ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Житейские ценности

Религиозные верования и ценности

Древнегреческая наука и философия

Нравственная культура

Эстетическая и художественная культура Древней Греции

ЭЛЛИНИЗМ , КАК ОДНО ИЗ ПРОДОЛЖЕНИЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Достижения античной римской цивилизации

Характерные черты римской культуры

Римская культура в сравнении с культурой греческой

Римская религиозная жизнь и культура

Развитие нравственности и нравственных ценностей

Эстетическая и художественная культура Древнего Рима

ОБЩЕЕ СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХ

СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ

БЛЕСК И НИЩЕТА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Обработка среды обитания

Оформление жизни общества

Противоречивость окультуривания человека в Средние века

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО КАК ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРСТВА

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

РАЗВИТИЕ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Специфика средневековых эстетических ценностей

Изобразительное искусство , средневековая архитектура

Средневековый эпос и поэзия

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЕОБРАЗИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Рецензенты
доктор философских наук, профессор С. Т. Махлина
кандидат философских наук, доцент В. Д. Лелеко
кандидат философских наук, доцент И. К. Москвина
кандидат философских наук, доцент Н. Н. Суворов
Большаков В. П., Новицкая Л. Ф.
Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 160 с., ил.
ISBN 5–7553–0018–6
Это третья книга из как бы комплекта учебных пособий к вузовским культурологическим курсам. В первых двух обосновывался и демонстрировался один из вариантов аксиологического подхода к пониманию смысла и особенностей реализации культуры. В данной книге сделана попытка последовательного применения это варианта для рассмотрения своеобразия культуры на разных этапах ее исторического бытия.
Пособие ориентировано на широкий круг читателей. Оно может быть полезным студентам вузов всех специальностей при изучении ими базовых культурологических курсов, студентам и аспирантам культурологических и исторических специальностей и специализаций при изучении истории мировой культуры, мировой художественной культуры, в научной работе. Книга может помочь преподавателям высших и средних учебных заведений. Написанная достаточно просто, она вполне пригодна и для неспециалистов, интересующихся историко-культурной проблематикой.
ББК 71.0
Издание осуществлено в соответствии с проектом поддержки кафедр программы “Высшее образование” Мегапроекта “Развитие образования в России” Института Открытое Общество.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге речь пойдет не об истории культуры в обычном понимании, хотя рассмотрение особенностей культуры в развитии предполагает обращение к ее истории. Несмотря на обилие историко-культурологических исследований, вопросы о том, где, когда и как начинается становление культуры в собственном смысле слова, и как далее происходит изменение ее особенностей, – до сих пор остаются, едва ли не самыми дискуссионными. Ведь и постановка этих вопросов и те или иные попытки ответов на них зависят от того, что мы понимаем под культурой, отличаем ли мы ее, скажем, от цивилизации, и как отличаем, и что из этого следует. Важно и то, что мы имеем в виду, говоря о ценностях вообще и о ценностях именно культуры. Соотносятся ли для нас как-то понятия культуры и культурности? Выделяются ли нами уровни культуры?

Причем, обо всем этом, о смысле культуры мы размышляем сегодня, а культура со времени ее возникновения могла измениться чуть ли до неузнаваемости. Но тогда как рассматривать ее начало, ее становление, ее развитие?

Все же, видимо, нет другого пути, как попытаться в который раз уже осмыслить, уточнить, что представляет собой культура в нашем современном понимании, учитывая то, что мы знаем о ее прошлом. И, исходя из этого, – снова взглянуть на ее историческое бытие, чтобы проследить, как появилась она, с ее особенностями, как эти особенности изменились, и есть ли в их жизненном движении нечто инвариантное, изначально сущностное, что в известной мере определило ее последующее и нынешнее состояние. И вместе с тем, что появилось нового, своеобразного в культуре, в разное время, в разных эпохах.

При этом авторы считают перспективным один из вариантов современного аксиологического понимания культуры, который пока что слабо используется в историко-культурологических исследованиях, в том числе и в претендующих на философичность. В соответствии с этим пониманием, культура, в сущности – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя. Речь идет об особой “обработке”, особом оформлении природы (природно-вещной среды), самого человека (его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, действий, отношений с другими людьми). Оформлении, имеющем ценностный смысл, ценностное содержание: “...культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму” [1]. Но что означает этот поиск, о какой форме для какого содержания может идти речь применительно к культуре, и когда все-таки начинается культура, не столько по времени, сколько по сути?

Валерий Большаков

Людмила Новицкая

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА

Когда, как и почему возникает культура, т. е. образуется то, что И. Ильин называл духовным содержанием? Что означает “совершенность и верность формы”, которую это духовное содержание себе ищет? И почему только при условии такого поиска начинается культура, если начинается?

Попытки ответов на эти вопросы требуют обращения к самым основам происхождения человечества. Не разбирая специально концепций его происхождения, повторим то, что не вызывает никакого сомнения, а именно – то, что человек, в отличие от всех остальных живых существ рождается без врожденной программы жизнедеятельности. Тогда как животное от рождения определено к особому роду деятельности, ему на генетическом уровне заданы и способы встраивания в пищевые ряды и формы общения с себе подобными, и способы продолжения рода, и т. д. То есть, вся жизнь от ее начала и до конца задана. Потому животное едино со средой своего обитания, оно есть продолжение этой среды, естественно слито с нею, находится с ней в гармонии, а, следовательно, гармонично и с самим собой. Иначе говоря, животное в норме находится в состоянии счастья, ибо, что такое счастье как не гармония с самим собой и окружающим миром?

Человеку же в счастье отказано от века. Отсутствие врожденной программы жизнедеятельности ставит человека в принципиально иное положение – положение естественной дисгармонии. То есть, всегда присутствует разрыв между человеком и средой его обитания. Разрыв сущего и должного в самом человеке. И как в плане удовлетворения витальных потребностей, так и в отношении к более высоким духовным запросам, человек должен сам задавать себе программу деятельности. Он открытая система, а потому, он вечно себе не тождествен. Стремление к гармонии (читай – к счастью) движет человеком и в его материальной, и, тем более, в духовной деятельности. Вот этот разрыв, отрыв человека от естественной связи с миром, неопределимость его значимости и ценности естественным порядком вещей, порождает и остро актуализирует потребность самоопределения. Последняя, и может быть удовлетворена путем создания собственного духовного мира, мира собственных ценностей и значимостей. Духовные конструкты и рождаются как ответ на потребность самообретения человека – в мире, никоим образом в человеке не заинтересованном. Иначе говоря, происходит реализация нужды в создании собственной программы жизнедеятельности, которая позволяет, как бы завершить себя, и хотя бы на какое-то время, в результате этой завершенности, испытать чувство гармонии.

Таким образом, мир культуры есть адекватное воплощение реализации потребности человека в самообретении. В этом мире он находит и воплощает свое

стремление к завершенности и может ощущать себя существом гармоничным и счастливым, при воплощении своего сущностного содержания в факт действительности. Восторженное высказывание А. С. Пушкина, после того как он закончил “Бориса Годунова”: “ай-да Пушкин, ай-да сукин сын !” [2] – одно из подтверждений этого. Сам факт отчуждения в действительность духовного конструкта – утверждает ценность человека, создает мир человеческого заинтересованного проявления. Человек создает собственный мир, мир культуры, где он может реализоваться.

Поскольку человеку естественно не дана сфера самореализации, постольку он сам, своими силами, создает культуру – поле своего самораскрытия, своего самопорождения, в котором он может состояться в качестве человека, обрести смысл своего присутствия в мире.

 ΛΛΛ     >>>   



Все увеличивавшееся государство
Отношение к красоте было явно двойственным
Защищать нас индивид в средние века вообще ценен
библиотека культурологии Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие.

сайт копирайтеров Евгений